ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Понятие лидерства и его назначение Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Лидерство — понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развиты слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников. Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельности существенно усложнили социальные отношения, что потребовало упорядочивания поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действий. Тогда-то и появился политический лидер. Политический лидер— человек, способный выражать общие цели, определять средства их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ Платонизображал лидера как человека, отличающегося прирожденнной склонностью к знанию, любовью к истине, решительным неприятием лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таковым, по мнению философа, является прирожденный философ. Лидеры, в понимании Платона, выступали подлинными творцами истории: «Достаточно появиться одному такому липу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то,чему теперь не верят».
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Н. Макиавелли. Анализ его содержания он проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношениями с подданными. Н. Макиавелли выяснил природу, функции и технологию лидерства, которое обусловлено характером отношений правителя и его сторонников (волюнтаристская теория лидерства). Теория лидерства Н. Макиавелли содержит четыре основных положения: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Роль лидера в обществе обусловлена функциями: 1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; 2) интеграция разнородных интересов и групп; 3) мобилизация населения на решение общезначимых задач; 4) представляет общество. Для выполнения своих функций лидер может использовать любые методы. Основные положения концепция эффективного лидерства сводятся к умению правителя длительно сохранять власть в своих руках: · поведение людей определяется двумя мотивами: страхом и любовью. Их и должен использовать правитель, по возможности сочетая оба мотива. Для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе, однако он не должен перерастать в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Чтобы этого не происходило, лидер отказывается от посягательств на имущественные и личные права граждан; · поведением людей правит честолюбие. Лидеру важно знать, кто именно честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретений, чтобы стать богатыми. Оба мотива к власти в равной мере порочны. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть; · технология стабильного лидерства сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания. Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление. Поощрения должны применяться только тогда, когда они выполняют свое предназначение. Благодеяния и добрые дела правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Наказание, напротив, лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежелирастянутая во времени; · взаимоотношения «правитель — подданные» во многом определяются характером самого лидера: мудрый лидер соединяет качества «льва» (силу и честность) и «лисицы» (искусное притворство), т.е. прирожденные и приобретенные качества. Рекомендациям Макиавелли следовали Кромвель, Наполеон, Сталин.
Томас Карлейль развил эти идеи: 1) Основная масса населения является убогой во всех отношениях. 2) Массами управляет лидер: · Утверждает цели развития общества; · Поддерживает постоянную ориентацию общества в выборе цели; · Сплачивает массы во имя достижения целей. Ф. Ницше развил волюнтаристскую концепцию лидерства: 1) Обществу нужен не просто лидер, а сверхчеловек; 2) Назначение человечества состоит в том, чтобы времени от времени выбирать таких сверхлюдей, которые не связаны существующими нормами морали; 3) Сверхлюдей отличают высокие жизненные силы, воля к власти; 4) В практике эта теория работает тогда, когда незначительная часть населения опирается на средства насилия
Габриэль Тард: 1) основным принципом общественной жизни является подражание лидеру со стороны его последователей, основная масса людей неспособна к творчеству; 2) единственным источником общественного прогресса являются открытия, сделанные гениальными людьми в различных областях общественной жизни; 3) на практике требуется бережливое, но пренебрежительное отношение к творчеству широких масс. Маркс: 1) Лидер – наиболее способный, умелый выразитель интересов того или иного класса; 2) Лидер может изменить своему классу (возможность такой измены стала отвергаться в сталинские времена)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |