Расходы центрального правительства
в развитых странах в 1972 и 1990 гг. (в % к ВНП)
* 1986. Источник: The World Bank. World Development Report 1992. N.Y.: Oxford University Press, 1992. Table II.
Размеры государственного сектора ведущих стран мира в 1992 г. показаны в табл. 2—3. Общие государственные расходы составляют ныне значительную часть валового внутреннего продукта: от 32,2% в США до 60% в Швеции. Структура этих расходов представлена в таблице. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Работники государственного сектора составляли заметную часть занятых: от 5,9% В Японии до 32,2% в Швеции. Таблица 2 – 3 Государственный сектор некоторых стран Организации экономического сотруднечества и развития в 1992 г.
По степени участия государства в экономике с известной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим — командная. Большинство стран разместилось бы между этими полюсами. Их обычно и относят к смешанной экономике. На рис. 2—8 приведены некоторые из государств. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль, чем в Англии, Японии и США. Как это сложилось и почему — об этом мы узнаем в последующих главах.
Рис. 2—8. Ось "командная—смешанная—рыночная экономика"
Вопросы для повторения 1. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов? 2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры. 3. Каковы альтернативные издержки забастовки шахтеров — для общества в целом? — для забастовщиков, если профсоюз: а) поддерживает их материально на уровне 100% заработка? б) 50% заработка? в) не поддерживает вовсе? Обсудите ситуацию с точки зрения рационального экономического выбора. 4. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии? 5. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов? 6. Джон Мейнард Кейнс писал: "Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются —имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад" (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 458). Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России? 7. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе? 8. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов? 9. Возможно ли существование "чистой" рыночной или командной системы? Приведите примеры, когда государство в рыночной системе трансформирует автоматическое действие системы цен. В каких формах рынок оказывал влияние на экономику СССР в 30—80-е гг.? 10. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.
Примеры решения задач 1. Верны ли следующие утверждения? 1.1. Понятие альтернативной ценности составляет одну из важнейших концептуальных основ неоклассической микроэкономики. Да Нет 1.2. Принцип рациональности в неоклассической теории означает, что человек должен заботиться только об удовлетворении своих потребностей. Да Нет 1.3. "Если хочешь сделать человека счастливым, не прибавляй ему вещей, а убавляй желания". Это изречение противоречит принципам экономического мышления. Да Нет 1.4. Принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек или максимизацию полезности. Да Нет 1.5. Экономическая мотивация субъектов традиционного хозяйства существенно отличается от мотивации в рамках рыночной экономики. Да Нет 1.6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рамках чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен. Да Нет 1.7. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с изменением роли ресурсов в производстве. Да Нет 1.8. Компаративистика — отрасль науки, посвященная сравнительному анализу экономических систем. Да Нет Ответы 1.1. Да. На концепции альтернативных издержек базируются практически все микроэкономические теории, разработанные в рамках неоклассической школы. 1.2. Да. Еще А. Смит сформулировал "моральный парадокс": заботящийся только о своих интересах рациональный товаропроизводитель может достичь своей цели, только если он удовлетворяет потребности общества. 1.3. Нет. Напротив, это изречение хорошо согласуется с экономическим мышлением. Одно и то же благо приносит малое удовольствие, если потребности велики, и большое, если потребности малы. 1.4. Да. Рациональное ведение хозяйства предполагает анализ издержек и выгод, причем оптимальное решение предполагает минимизацию издержек или максимизацию выгод (полезности). 1.5. Да. Поскольку максимизация денежного дохода выступает мотивацией экономических субъектов исключительно рыночной экономики. 1.6. Нет. Формирование рыночных цен объясняется закономерностями функционирования рынков потребительских товаров и услуг и рынков факторов производства. 1.7. Да. Поскольку критерием разделения на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества служит различная роль ресурсов в производстве благ. 1.8. Да. Сравнительный анализ экономических систем является предметом компаративистики.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1110)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |