Графическое представление метода CVP
затраты, выручка выручка общие затраты
А переменные затраты
постоянные затраты
Qкр Q количество
А – точка безубыточности. Qкр – критический объем продаж, порог рентабельности. Q Qкр – зона безопасности. Для нахождения точки безубыточности: В – Zпер – Zпост = 0 Qкр * p – zпер * Qкр – Zпост = 0 (в штуках). Этот метод возможен, только если выпускается один вид изделия, т.е. p, zпер – единственные. Для нахождения точки безубыточности в денежных единицах (выручка в точке безубыточности) необходимо: . Для нескольких видов изделий используется средневзвешенная ставка маржинального дохода, которая может быть рассчитана как отношение общего маржинального дохода к общему объему выручки. Например, для двух изделий: . Пример. Zпост = 150 000 денежных единиц, изделие А составляет 60%, изделие В – 40%, zперА = 0,4p1, zперВ = 0,85p2. Если предприятие рассчитывает получить прибыль в размере П, то формула для нахождения критического объема продаж будет выглядеть так: . Факторы, влияющие на точку безубыточности: - изменение цен: их рост снижает критический объем продаж; - изменение постоянных затрат; - изменение переменных затрат: уменьшение переменных затрат на единицу продукции снижает критический объем продаж; - изменение структуры выпускаемой продукции; - изменение структуры затрат по элементам. Производственный (операционный) рычаг (DOL, ОР) характеризует соотношение маржинального дохода и прибыли от реализации. Сила воздействия операционного рычага на прибыль показывает степень предпринимательского риска. Операционный рычаг – процентное изменение маржинального дохода при определенном изменении количества продаваемых изделий. Действие операционного рычага: - любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли; - чем выше постоянные затраты, тем сильнее действие операционного рычага, т.е. выше предпринимательский риск. Направления использования анализа безубыточности для принятия управленческих решений: - при ценообразовании; - при определении объема производимой продукции; - при определении целесообразности дополнительных расходов (например, рекламы); - при выборе ассортимента; - при выборе и замене оборудования; - при определении целесообразности принятия дополнительного заказа (например, сформирован портфель заказов, но на один из них пришел отказ. В то же время появился новый покупатель, который готов купить те же изделия, но по цене ниже себестоимости. В случае принятия этого заказа в итоге может быть прибыль); - при принятии решения о производстве или покупке полуфабрикатов и комплектующих изделий. 7.2. Оперативный анализ исполнения обязательств по поставкам Как правило, он сводится к выполнению обязательств по поставкам товаров и услуг. Вопрос, рассматриваемый при анализе – какие обязательства по поставкам требуют исполнения, соответственно надо обратить внимание на: - необходимость производства и поставки ассортимента, соответствующего договору; - необходимость производства и поставки продукции установленного качества; - выполнение обязательств по поставке в адрес конкретных потребителей в установленные сроки. При анализе необходимо знать нормативную базу. В договорах особое внимание следует уделять объему, ассортименту, стандартам, которым должны удовлетворять продукция, срокам поставки и последствиям невыполнения обязательств по поставке. Данный анализ включает: - оценку правильности планирования обязательств по поставкам по каждому направлению. При этом может быть рассчитан коэффициент напряженности плана как отношение планового объема к среднегодовой плановой мощности предприятия. Кроме этого, проводится анализ портфеля заказов (насколько продукция востребована и насколько стабильна эта востребованность), производственной возможности предприятия (мощности), оценивается пропорциональность плана, рациональность загрузки отдельных подразделений договорами. - общая оценку выполнения обязательств по поставке. Составляется аналитическая таблица, в которой по отдельным периодам определяется объем недопоставки. По ней судят о степени выполнения обязательств и о влиянии недопоставок на финансовые результаты. Следует учитывать, что недопоставка одному покупателю не может быть компенсирована сверхплановой поставкой другому. При данном анализе используются следующие показатели: общий объем реализации в адрес всех покупателей (может быть более 100% плана), отгрузка в рамках заключенных договоров (не может быть более 100% плана), степень выполнения обязательств как разница между общей отгрузкой и отгрузкой по заключенным договорам. - детализированный анализ по видам продукции, конкретным покупателям, ассортименту, срокам поставки; - анализ причин недопоставки, которая по вине поставщиков и покупателей; - анализ состояния расчетов с покупателями с учетом международных стандартов: SFAC 3 («Общие принципы признания выручки»), SFAC 49 («Учет соглашений по работе на давальческом сырье»), SFAC 77 («Учет выручки при передаче дебиторской задолженности с правом регресса»). 7.3. Итоговый анализ объема продаж и факторов, его определяющих Этапы итогового анализа: 1. Оценка выполнения плана по реализации и его ритмичность. При определении фактического объема реализации необходимо учитывать не только оплаченные товары, но и товары, проданные в кредит. В международной и российской практике различают общий (валовой) объем реализации(без учета скидок, возвратов, наценок и уценок) и чистую реализацию. Кроме того, при анализе следует принимать во внимание условия продаж: предоплата, «чистый период» (в течение которого покупатель должен оплатить товар) и «чистый период со скидкой» (например, 3/10, n 30, т.е. товар должен быть оплачен в течении 30 дней, но если оплата произойдет в течение 10 дней, то предоставляется скидка в размере 3%). Может проводиться анализ по поставщикам, регионам, сферам деятельности, товарным группам. Различают полный оборот и чистый оборот (который рассчитывается как разница между выручкой и акцизами, НДС, пошлинами, другими обязательными платежами). 2. Изучение объема продаж по составу (в следующей теме). 3. Изучение факторов, влияющих на объем продаж. Баланс товарной продукции: ОНП + П = Р + ОКП DР = DП – D(ОКП – ОНП) Факторы, влияющие на объем реализации можно разделить на факторы, находящиеся с сфере сбыта, в сфере производства (остатки нереализованной продукции), и факторы, связанные с прочим выбытием. Остатки нереализованной продукции можно разделить на товары, находящиеся на складе, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, товары отгруженные, но не оплаченные в срок, и товары на ответственном хранении у покупателей. Норма запаса остатков должна учитывать время на производство и частоту поставки товаров. Анализ готовой продукции проводится по направлениям: - сравниваются фактические остатки с нормативами, выявляются причины появления ненормативных остатков; - оценивается возможность наращивания объема производства (изучение темпов роста); - определяются нарушения в сбыте (некомплектность, снижение спроса, плохая работа транспортных организаций). Если много товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, можно разработать новые схемы оплаты, если много товаров отгруженных, не оплаченных в срок – пересмотреть критерий сомнительности задолженности (создавать резервы). Цель этого анализа – свести к минимуму остатки нереализованной продукции. При этом следует обращать внимание на следующие моменты: - в балансе товары отгруженные показаны по фактической производственной себестоимости, а по кредиту счета 46 – по отпускной цене; - товары отгруженные могут включать не только производственную себестоимость реализованной продукции, но и нетоварные виды услуг или другие элементы, не связанные с оценкой товарной продукции. Для корректировки рассчитывают поправочный коэффициент – коэффициент товарности как отношение остатков товаров отгруженных в составе нереализованной продукции по производственной себестоимости к общей сумме товаров отгруженных по балансу. - по результатам анализа остатков нереализованной продукции выявляют возможный резерв их снижения за счет устранения причин образования остатков, носящих недопустимый характер. Анализ сбытовой деятельности может быть разделен на направления: - анализ рыночной ситуации (основное направление развития, способное обеспечить устойчивое положение фирмы в будущем); - анализ жизненного цикла товара и его влияние на сбыт; - анализ цен и ценообразования; - анализ эффективности системы товародвижения. Важнейший прием анализа рынка – сегментирование. По потребительским товарам, как правило, сегментирование может проводится по следующим признакам: географическому, психографическому (общественное положение, тип личности), поведенческому, демографическому. По промышленным товарам добавляется весомость заказчика. В зависимости от сегментации рынка может проводиться дифференцированный (на одном сегменте), недифференцированный (на всем рынке) и концентрированный (на группе сегментов) маркетинг. Следующим этапом анализа является оценка выбранного варианта и его эффективности: на сколько изменится возможный уровень сбыта, каковы темпы роста уровня сбыта в будущем, на сколько увеличится прибыль, обеспечит ли этот вариант слабую конкуренцию на рынке. На каждой фазе жизненного цикла товара (разработка, выведение на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка) применяют текущий, оперативный и прогнозный анализ. Анализ цен и ценообразованиявключает: - изучение методов ценообразования; - координация ценовой политики; - изучение цен конкурентов. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Для построения кривых спроса измеряется спрос при разных ценах. Существует несколько методов ценообразования: - средние издержки плюс прибыль, исчисленная исходя из среднеотраслевой рентабельности. К достоинствам этого метода можно отнести простоту и изучение издержек, а к недостаткам – ограниченность применения; - метод расчета цен на основе обеспечения целевой прибыли требует прогнозирования объема продаж при различных ценах, при этом изучается эластичность спроса и ограничения емкости рынка; - ценообразование на основе покупательского восприятия товара (издержки не учитываются); - на уровне цен конкурента. Главным вопросом анализа эффективности системы товародвижения является вопрос «По каким каналам предприятие может реализовывать продукцию?», а также анализ достоинств и недостатков каждого из вариантов. Каналы товародвиженияможно подразделить на: - прямой: производитель àпотребитель; - одноуровневый: производитель àрозничный торговец àпотребитель; - двухуровневый: производитель àоптовый торговец àрозничный торговец àпотребитель; - трехуровневый: производитель àоптовый торговец àмелкооптовый торговец àрозничный торговец àпотребитель. Чем больше уровней, тем меньше у производителя возможность влиять на канал товародвижения и контролировать его. Кроме того, важен комплекс стимулирования и продвижения товара, который делится на 4 элемента: - реклама; - стимулирование сбыта– кратковременные побудительные меры поощрения покупателей; - пропаганда– распространение благоприятный сведений о товаре; - личные продажи– устное представление товара в ходе беседы с покупателем. Весь анализ сбыта завершается определением эффективности сбытовой деятельности. При этом могут быть рассчитаны следующие показатели: - доля валовой прибыли в объеме продаж; - доля чистой прибыли в объеме продаж; - доля скидок в объеме продаж; - оборачиваемость товарных запасов; - прибыль на вложенный капитал. Подробно расчет показателей надо смотреть в учебнике Савицкой. 8. Анализ объема производства, состава, 8.1. Показатели объема производства и их анализ Объем производства может быть выражен в натуральных, стоимостных, условно-натуральных и трудовых единицах. Объем выпуска – объем отдельных видов продукции в натуральном выражении. К обобщающим показателям объема выпуска относят: - валовой оборот (все, что произведено на предприятии); - валовая продукция (не включает внутризаводской оборот и включает незавершенное производство); - товарная продукция (все, что произведено для внешнего потребления). Объем производства – объем выполненной полезной работы, то, что предприятие добавило в изделие, чтобы его продать. Он исчисляется в условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Различают следующие показатели: - номативно-чистая продукция; - условно-чистая продукция; - чистая продукция (добавленная стоимость вновь созданной продукции (реальный вклад предприятия)); - нормативная стоимость обработки; - трудовые показатели: нормо-часы, совокупная трудоемкость, … При анализе объема производства выделяют основные направления: - оценка выполнения плана по объему выпуска на период; - изучение динамики объема производства за несколько периодов (сравнение); - сопоставление произведенных видов продукции с портфелем заказов. 8.2. Анализ состава товарной продукции Для этого вида анализа используется прием группировки. Товарная продукция может подразделяться: - по времени освоения: сравнимая и несравнимая (например, новая, нестандартная); - по видам и назначению: основная и прочая; - соответствующая и несоответствующая профилю предприятия; - по использованным материалам: изготовленная из полноценного сырья и из отходов. 8.3. Анализ ассортимента и его обновляемости Выпуск отдельных видов продукции характеризуется показателями: - номенклатура – перечень с указанием кодов (если они есть); - ассортимент – перечень с указанием количества по каждому виду; - структура – удельные веса продукции в общем объеме. Существуют следующие способы оценки выполнения плана по ассортименту: - наименьшего числа (не учитывает перевыполнение плана по отдельным позициям); - наименьшего процента; - невыполнения ассортиментных позиций; - комбинированный. Рассмотрим их на примере. Таблица 6 Расчетные показатели
Способ наименьшего числа: Способ наименьшего процента (минимальный): 95%. Способ невыполнения ассортиментных позиций: . При анализе обновляемости рассчитывается две группы показателей: - показатели интенсивности обновления (например, темпы); - показатели результативности обновления (например, удельные веса новых изделий в общем количестве). 8.4. Влияние структурных сдвигов на объем продукции Это влияние определяется как в целом по продукции, так и в разрезе отдельных видов продукции. Алгоритм решения задач на структурные сдвиги: товарная продукция по плану умножается на разность процентов выполнения плана по объему выпуска в стоимостном выражении и объему производства. Пример Таблица 7 Оценка структурных сдвигов в целом по продукции
Влияние структурного сдвига: (руб.) Вывод: процент выполнения плана по товарной продукции выше процента выполнения плана по нормативной зарплате, что позволило повысить объем выпуска на 276,88 рублей. Пример. Таблица 8
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |