Развитие теории и практики профессионального образования
Общая и профессиональная педагогика Лекция№1 Общие основы профессиональной педагогики 1.Понятия профессиональной педагогики, объект, предмет и функции 2.Задачи и структуры профессиональной педагогики 3.Основные понятия профессиональной педагогики Педагогика – очень обширная область знаний о человеке. В ее структуре существует разнообразие педагогических отраслей. Профессиональная педагогика – отрасль педагогики(другое название- отраслевая педагогика). Профессиональная педагогика – это отрасль педагогического знания, которая распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от возраста, уровня предшествующего образования, характера и профиля профессиональной деятельности. Объект науки – то, что познается наукой в реальной действительности. Объект профессиональной педагогики – система профессионального образования. Предмет науки – конкретная область объекта, которая подлежит более тщательному исследованию. Предмет профессиональной педагогики – процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности. Таким образом, профессиональная педагогика подразумевает процесс формирования профессиональных качеств личности в системе профессионального образования. Основные функции профессиональной педагогики Ø Теоретические 1.Профессиональная педагогика изучает передовой опыт профессионального образования(описательный уровень) 2.Выявляет состояние профессионального образования(диагностический уровень) 3.Профессиональная педагогика проводит экспериментальные исследования(прогностический уровень) Ø Практические 1.На основе экспериментов профессиональная педагогика разрабатывает методические материалы \планы, программы, инструкции, рекомендации\ (проектный уровень) 2.Внедрение достижений науки в профессиональную практику (преобразовательный уровень) 3.Анализ результатов внедрения с последующей коррекцией (рефлексивный уровень)
Задачи и структура профессиональной педагогики Задачи: 1.Разработка методических основ (теория познания) 2.Изучение истории развития профессионального образования 3.Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом 4.Выявление особенностей профессионального воспитания 5.Разработка и совершенствование содержания, методов, средств и форм профессионального обучения и воспитания. Структура профессиональной педагогики: 1.Педагогика начального профессионального образования (НПО) 2.Педагогика среднего профессионального образования (СПО) 3.Педагогика Высшей школы (ВПО) 4.Педагогика послевузовского профессионального образования 5.Производственная педагогика Каждый структурный элемент имеет свою область исследования. НПО → процесс обучения, воспитания и развития специалистов с начальным профессиональным образованием. СПО → процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием. ВПО → процесс обучения и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Система послевузовского профессионального образования → процесс обучения и развития специалистов с высшим профессиональным образованием. Производственная педагогика – исследует процесс подготовки работников на предприятии.
Основные понятия профессиональной педагогики Профессиональное становление – результат профессионального развития, когда человек получает разряд, должность, степень, категорию. Профессиональное развитие – развитие личности как субъекта профессиональной деятельности. Этапы профессионального развития: Ø Профессиональное самоопределение Ø Профессиональная обученность Ø Профессиональная компетентность Ø Профессиональное мастерство Профессиональная компетентность – способность специалиста использовать в профессиональной деятельности ЗУН. В профессиональном образовании придается особое значение пяти ключевым компетенциям: 1. Социальная: особенность брать на себя ответственность, толерантность, проявление интересов к потребностям общества 2. Социально-информационная компетентность: владение ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями), критическое отношение к социальной информации. 3. Коммуникативная: владение технологиями устного и письменного общения(включая интернет) 4. Когнитивная компетенция (познавательная): готовность к постоянному повышению образовательного уровня, самообразованию 5. Специальная компетентность: подготовленность к самостоятельному выполнению самостоятельных действий. Профессиональное образование – процесс и результат профессионального развития личности посредством специально организованного профессионального обучения и воспитания. Уровни профессионального образования: НПО, СПО, ВПО, послевузовское. Профессиональное обучение – процесс и результат овладения обучающимися профессиональных ЗУН. Осуществляется в учреждениях профессионального образования (колледжи, институты, университеты). Профессиональное воспитание – процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности.
Лекция№ 2 Развитие теории и практики профессионального образования Профессиональная педагогика прошла длительный путь развития. В настоящее время условно выделяют следующие периоды: 1. 6 – первая половина19в возникновение различных форм профессионального обучения 2. Вторая половина 19в – 1917 формирование системы государственных профессиональных учебных заведений 3. 1917 – 1940 преобразование системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия 4. 1940 – 1958 становление системы подготовки инженерно педагогических кадров (педагог ПО) 5. 1959 – 90е годы переход к всеобщему профессиональному образованию, становление научных центров, исследующих проблемы профессионального образования 6. 90е – настоящее время развитие профессионального образования в условиях перехода к рыночным отношениям
1.Краткий обзор становления профессионального образования в эпоху средневековья нового времени 2.Развитие профессионального образования на Руси (до 19в) 3.Развитие профессионального образования (конец19-20в) В рабовладельческом строе физический труд считался уделом рабов. Умственный труд –занятие рабовладельца, философа или политика. Однако философы понимали ценность труда, утверждая, что труд предохраняет человека от нравственной деградации. В эпоху средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание, так как оно было по воле Божьей, то есть Божественное произведение. Профессия отождествлялась с искусством, поэтому существовали традиции посвящения. Основной формой обучения было цеховое ученичество. Ремесло передавалось из рук в руки, сохранялось в одной семье. В XI веке появляется понятие о «механических искусствах» к ним относили производство инструментов, оружия, охоту, медицину, сукноделие. Считалось, что они удел неблагородных людей. В конце XV-XVI появляются идеи всеобщего участия в труде, осуждение эксплуатации (Томас Мор, Кампанелла). Социалисты-утописты считали, что знание ремесел это признак достоинства человека. Они выступали за право выбора ремесла. В XVIIв педагог Ян Амос Коменский уделял внимание детей к ознакомлению с разными ремеслами, профессиями, технологиями, орудиями труда. В конце XVII особое значение приобретают аспекты массового вовлечения детей на мануфактурах и в ремесленном производстве. Английский экономист и педагог Джон Беллерс впервые предложил проект профессионального образования: · Избавление от бедности путем приобщения к хорошей профессии · Широкое образование · Соединение обучения с производственным трудом Новое время XVIII развитие капиталистических отношений, прогресс науки вызвал массовое вовлечение детей в производство, поэтому возникает необходимость в развитии ученичества и профессиональных школ. Английский философ и педагог Джон Локк разработал систему воспитания джентльмена или делового человека: · Создать для бедных детей с 3 до 14 сеть рабочих школ на основе самоокупаемости. Дети должны в первой половине дня обучаться, во второй – овладение ремеслом. · При организации производства ценились не знания, а владение технологиями В конце 18 рабочий и общественный деятель Франции Карбон впервые выпустил книгу «О профессиональном образовании», где проанализировал состояние образования для детей рабочих. Выдвинул ряд положений, которые в последствии стали основами профессионального обучения: 1. Свобода выбора профессии для личности 2. Создание профессиональных школ 3. Сочетание общего и профессионального образования Подверг критике ремесленничество за длительность и низкое качество обучения, критиковал раннюю профессионализацию детей. Опираясь на данные идеи Карл Маркс(немецкий философ) впервые поставил вопрос о профессиональной подготовке молодых рабочих нового типа, где в основе творческое отношение к деятельности и влияние технического прогресса. Маркс предложил заменить систему ученичества техническими школами.
На Руси обучение ремеслу считалось основной формой подготовки рабочих до 18 лет. Реформы начинаются в петровские времена. Сподвижник Петра I, Василий Никитич Татищев, создал систему государственных горнозаводских школ, разработал первые документы по организации и методике «обучение искусствам и ремеслам». Основы профессиональной педагогики разработал К.Д. Ушинский. Впервые поставил задачу создания в России системы школьного ремесленного образования, «отвечающие потребностям индустриального века». Ушинский выделил функции ремесленного образования нового типа.
· Приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники · Подготовка отечественных специалистов · Ликвидация ученичества, как формы эксплуатации детей · Разработка системы профессиональных школ создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики В 60е годы 19века начинается становление теории профессионального образования как самостоятельной научной области «этому способствовала деятельность Русского технического общества и Московского общества распространения механических знаний». Они выдвигали проекты реформирования системы профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт, проводили съезды технических работников. Издавали научную, учебную и методическую литературу. В конце 19 века (1884) учебный министр финансов Вышнеградский разработал проект «Общий нормальный план промышленного образования в России», который заложил основу государственной системы профессионального образования: · Соответствие профессионального образования потребностям развивающейся экономики (конкурентоспособность) · Обязательная база для профессионального обучения – общее образование учитывается в зависимости от исходного общего образования разно уровневый характер профессиональной школы практическая направленность профессионального образования · Постепенная замена ученичества ремесленными школами В Московском техническом училище была разработана первая в мире система производственного обучения слесарному, токарному и подобному ремеслу. В условиях массового производства на первый план выступали вопросы охраны и защиты детского труда. 1915-1916 разработаны проекты-реформы профессионального образования, которые предусматривали: · Создание многотипной системы профессиональных технических учебных заведений · Установление связей между общим и профессиональным образованием то есть школой и производством · Более широкое развитие женского профессионального образования · В первые годы светской власти получили развитие фабрично-заводские училища (ФЗУ) После Второй мировой войны возобновились исследования в области профессионального образования, усиливается международное сотрудничество в области подготовки кадров. Алексей Капитонович Гостив, директор центрального института труда разработал концепцию краткосрочной подготовки рабочих в цехах. Он же, Гостив, впервые в переодике дал название профессиональной педагогике. До Гостива были другие названия. ЦИТа сыграла большую роль в становление педагогики так как были созданы кабинеты, отделы, лаборатории занимающиеся медико-гигиенических, экономических, технических аспектов профессионального образования. Издается много журналов по профессиональному образованию: «Рабочее образование», «Запромышленные кадры». В середине 50х годов начинается свертывание исследований в области подготовки рабочих. Профессиональной педагогике отводилась узко-методологическая роль (обучение в ремесленных училищах). Уже в конце 50х годов был принят закон «об укреплении связей школы с жизнью», благодаря которому профессиональные технические училища стали частью общей системы образования. В старших классах учащиеся должны были пройти подготовку к массовым рабочим профессиям. В середине 60хв связи с введением всеобщего среднего образования(десятилетка) профессиональные училища вернулись в систему профессионального образования и стали основным его звеном. Увеличился контингент учащихся ПТУ, возникает потребность в разработке содержания, методов, форм обучения. Возникают крупные научные центры. ВНИИ – профессионально техническое образование (в Ленинграде 1969) научно-исследовательский центр (НИИ) развитие профессионально-технического образования(в Москве 1952). В настоящее время в области профессионального образования развиваются в разных аспектах и принадлежат таким ученым как Атутов, Батышев, Теригунский и др.
Лекция 3
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |