Тема 11. «Основы общения. Функции и средства общения»
Содержание: Значимость общения в профессиональной деятельности медицинской сестры. Понятие об общении. Структура (стороны) общения. Функции общения. Виды общения. Средства общения. Невербальные средства общения. Общение – одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. По словам К.С.Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Общение– особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека. Наиболее очевидной задачей общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки человека, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это – средство взаимодействия психических миров людей друг с другом. Отсюда ясна роль общения в достижении психикой каждого человека максимума в своем развитии. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир миры других людей. Вот почему уровень в овладении общением практически важен для правильного построения отношений. Общение выполняет три основные функции: 1. –информационно-коммуникативную; 2. – регулятивно-коммуникативную; Эмоционально-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция раскрывается в процессах передачи информации партнерами по общению. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается – принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого, продуктивного общения. Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам. Вторая функция общения – результативно-управляющая – проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения – заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения. Третья функция общения – эмоционально-коммуникативная – оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может изменяться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: Ø коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; Ø перцептивная сторона (социальная перцепция) общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установке на этой основе взаимопонимания; Ø интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Успешное или эффективное общение – это общение, которое заключается в том, что приносит удовлетворение обеим сторонам. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Средства общения Два крупных класса выделяют в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные – это речь в ее разных формах. Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства. Следует подчеркнуть практическую важность умения читать невербальную информацию. Человек не может сознательно контролировать свою сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Виды общения
Вопросы для самоподготовки. Какие функции выполняет общение? Что значит успешное или эффективное общение? Какое значение для медсестры имеет знание о невербальном общении пациента? Перечислите какие бывают виды общения.
Тема 12.: " Способствующие и препятствующие факторы в установлении контакта". Содержание: Каналы общения. Способствующие и препятствующие факторы в установлении контакта с партнерами по общению. Барьеры общения в медицинской практике. Каналы общения Прежде всего, выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), соматосенсорный (ощущение своего тела) – он же кинестетический. У каждого человека есть свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. В одном из направлений современной психологии НЛП эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики. Эти типы людей сильно различаются во многих отношениях, в том числе по структуре общения. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т.д. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе; кинестетики – через состояния своего тела, как бы все эмоционально переживают. Пр.: Если мы с вами находимся в одном помещении с сотней других людей и нас всех вдруг просят выйти из него, а потом сделать его описание, никого не удивит, что оно будет строго индивидуально. Кто-то заметит, как помещение выглядело, другой – какое оно производило впечатление, как он там «чувствовал» себя, а для третьего главными будут акустические особенности холла и наполнявшие его звуки. Слова, которые используют люди основных типов. Визуал: видеть, обозревать, изображение, смотреть, наблюдать, окинуть взором, заметить, созерцать, разглядеть, высмотреть, зрелище, иметь. Аудиал: слышать, слушать, гармония, шум, звонит колокол, внимать, диссонанс, звучать музыкой, звук, трезвон, слыхано, быть на слуху. Кинестетик: безопасный, движение, трогать, удобный, исследовать, быстро, обработать, уловить, ощутить, давление, чувствовать, испытывать. Каждый из нас пользуется словами из всех списков, однако мы всегда отдаем некоторое предпочтение одному из них. Пример: Один из супругов – визуал, другой – кинестетик. Визуал только что пришел домой и обнаружил там ужасный беспорядок. Визуал: Ты только посмотри. Что я вижу, придя, домой. Что за безобразие! Кинес.: А я полагаю, что все нормально, мне так удобно!
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1007)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |