Теории и концепции менеджмента
Теория “идеальной бюрократии”. Разработал в 1920 году немецкий социолог Макс Вебер. Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость: - четкое разделение труда на базе функциональной специализации; - жестко определенная иерархическая система распределения власти; - система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях; - отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками; - прием в организацию на основе компетентности и потребностей; - четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице; - стратегия пожизненного найма сотрудников. Теория «7-С». Разработали в 90-е годы ХХ в. американские исследователи Томас Питерс, Роберт Уотерман, Р Паскаль, Э Атос. В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов: - стратегии; - структуры; - системы; - штата; - стиля; - квалификации; - разделенных ценностей. Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных. Концепция управления по целям. Предложил в 50- годы ХХ в. выдающийся американский торетик в области управления Питер Друкер. Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей. Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий. Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей. Теория «Х» и «У». Разработал в 60-е годы ХХ века американский ученый в области лидерства Дуглас Мак-Грегор. В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров: - теория «Х» - обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли; - теория «У» - люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности. Управление типа «У» более эффективно. Теория «Z». Разработал в 1981 году американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления. Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех. Идеи теории «Z»: - долгосрочный наем кадров; - групповое принятие решений; - индивидуальная ответственность; - тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение; - неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов; - неспециализированная карьера; - всесторонняя забота о работниках. Теория «Z» считается продолжением теории «Х» и «У». Уровни менеджмента Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. Такое разделение труда образует уровни управления. Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше - или нижестоящими звеньями. Фактическое количество уровней в организации колеблется от одного - двух в малых организациях и до 8 –9 в крупных объединениях и корпорациях. В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший. К низшему уровню управления относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.
Высшее Звено
Среднее Звено Низовое
К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно: - менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов); - менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений; - менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления. Высший уровень управления – это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители). Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7% управленческого персонала. Высший уровень управления организацией – (руководитель организации и его заместители) Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7 % управленческого персонала. Средний уровень управления организацией –(заведующие, начальники отделов) – они координируют работу нижестоящих руководителей. К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления. Низший уровень управления организацией –(руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и др. работниками и не имеющие в своем подчинении руководителей) (Мастера, бригадиры, контролеры, администраторы). Это руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала. Следует отметить, что на каждом уровне управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Вопросы для повторения: 1. Дайте определение менеджмента. 2. Перечислите цели и задачи менеджмента. 3. Проанализируйте развитие менеджмента на различных этапах. 4. Охарактеризуйте основные школы управления. 5. Дайте определение и перечислите категории менеджмента. 6. Дайте определение и перечислите принципы менеджмента. 7. Охарактеризуйте современные подходы к управлению и уровни управления.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2778)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |