Семинарское занятие № 4
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА (СКД, РТПиП, Хореогарфия) Преподаватель Е.С. Ермакова, к.психол. н., доцент В межсессионный период необходимо подготовиться к предлагаемым семинарским занятиям. Зачет получают студенты, принимавшие участие во всех занятиях и показавшие свои знания по дисциплине. По предлагаемым темам необходимо подготовить материалы и сделать выписки из различных источников. Семинарское занятие №1 Тема. Психологические теории творчества. Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Отто Ранк: «Страх смерти и жизни» и способность творить. 2. К.Г. Юнг Об архетипах творческой личности. Символотворчество личности. 3. Развитие идей Юнга его последователями, в частности Г. Ридом в работе «Воспитание искусством». 4. Ролло Мэй: творчество как акт мужества. Революционность творца и чувство вины. Мифы: Прометей и Запретный Плод, их роль в раскрытии природы творчества. Творчество как «Встреча». Практические задания.Изучить первоисточники, составить развёрнутый конспект, подготовить публичное выступление. Рекомендуемая литература Основная 1. Отто Ранк. Эстетика и психология художественного творчества. – Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост.Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – с. 5 - 22 – (Библиотека практической психологии). 2. Отто Ранк. Травма рождения и ее значение для психоанализа. – М., Издательство: Когито-Центр. Серия: Библиотека психоанализа; 2009 г. 240с. 3. Ролло Мэй. Мужество творить. Очерк психологии творчества. – М., - 2001, 127 с. 4. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – С.-Пб. – М., 1997 5. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев., 1996. Дополнительная 1. Адлер А. Наука жить // http: // lib.ru /PSIHO/ADLER/live.html. 2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.,1991. 3. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 316-326. 4. Херрманн Ф.-В. Временность присутствия и время бытия // Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: Водолей, 1997. С. 85-96. 5. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы. –Классический психоанализ и художественная литература. – СПб., 2002, 445 с.
Семинарское занятие № 2 Тема. Психологическая характеристика творческого процесса. Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Факторы, затрудняющие творческий процесс (привычный подход к рассмотрению проблемы, конформизм, внешняя и внутренняя цензура, ригидность мышления, импульсивность мысли, познавательный эгоцентризм и другие ошибочные стратегии). 2. Типы творцов и стили творческой деятельности («классический» и «романтический», аналитический и синтетический, импульсивный и рефлективный, архаичный и педантичный и т.д.). 3. Инсайт как центральное звено решения проблемы. 4. Психология импровизационного творчества. Критерии импровизации: принятие решения непосредственно в процессе обучения; новизна и педагогическая целесообразность; оперативность действий. Практические задания.1.Дать определения понятиям, заполнив словарь: конформизм, внешняя и внутренняя цензура, ригидность мышления, импульсивность мысли, познавательный эгоцентризм,синтетичность, импульсивность, и рефлективность, архаичность, инсайт, импровизация. 2.Изучить источники, составить развёрнутый конспект, подготовить публичное выступление. Рекомендуемая литература Основная 1. Зазыкин В.Г. Психология творчества. М.: Университетская Книга, 2008. 2. Ермолаева–Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, Культура, 2005. (соответствующие главы). 3. Козлов В.В. Психология творчества: свет, сумерки и темные ночи души. М.: ГАЛА – издательство, 2008. 4. Любарт Т., Муширу К., Торджсман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009. (соответствующие главы). 5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Академия, 2004. (соответствующие главы). 6. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.: Академический Проект, 2006. (соответствующие главы). 7. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. (соответствующие главы). 8. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: ИПРАН, 2006. 9. Энгельмейер П. Теория творчества. М.: ТЕРРА – Книжный Клуб; СПб.: Северо-Запад, 2009. Дополнительная литература 1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Наука, 1991. 2. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: 1994. 3. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990 №3 с. 113-120. 4. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 5. Зинченко В.П. Таинство творческого озарения // Вопросы психологии. 2004. №5. С. 96-121. 6. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. – М., 1960 7. Проблемы научно творчества в современной психологии. – М., 1971. 8. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1998. №4. С. 123-192. 9. Федотова В.Г. Проблема восприятия художественной литературы в свете теории информации // Философские науки. 1968. №3 С. 68 – 75. 10. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М.: Смысл, 2002. 11. Яковлев В.А. Философские принципы креативности // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Философия. 1999. №5. С. 98-103.
Семинарское занятие № 3 Тема. Общие психологические характеристики творческой личности. Вопросы, выносимые на обсуждение 1. Акцентуации творческой личности 2. Выдающаяся творческая личность и ее особенности. 3. Содержательная характеристика творческого Я личности. 4. А. Адлер о феномене творческого «Я» 5. Е.Б. Старовойтенко и М.Г. Селюч о структурной организации творческого «Я» личности. 6. Психологические защиты и барьеры развития творческого «Я» личности в профессиональной деятельности. Практические задания. 1. Дать определения понятиям, заполнив словарь: акцентуации, психологическая защита, психологические барьеры, биогенетические особенности творческой личности, функциональная асимметрия, темперамент. 2. Изучить источники, составить развёрнутый конспект, подготовить публичное выступление. Рекомендуемая литература Основная 1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. №1. С. 14-29. 2. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я – концепции руководителей. М.: РАГС, 2009. 3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 4. Альфред Адлер и индивидуальная психология // Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теория, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. С. 125-145. 5. Бодалев А.А. О психологическом понимании «Я» человека // Мир психологии. 2002. №2(30). С. 12-17. 6. Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 30-44. 7. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество. - Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост.Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 44 - 54 с. – (Библиотека практической психологии). 8. Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. №2 (30). С. 17-30. 9. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. / Под. ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. 10. Кривцун О.А. Психология искусства. М.: Высш. шк., 2009. 11. Куючик Дж., Леонард Г. Два «Я» эстетического процесса // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла. И.: Наука; Смысл, 2000. С. 102-121. 12. Метаморфозы творческого Я художника / Отв. ред. О.А. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005. 13. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2005. 14. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. - Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост.Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 569 - 594 с. – (Библиотека практической психологии). 15. Селюч М.Г. Современные теоретико-методологические подходы к изучению творческого Я личности // Мир психологии. 2007. №3. С. 152-164. 16. Селюч М.Г. Концепция творческого Я руководителя системы образования. М.: МГОУ, 2007. 17. Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. М.: МГОУ, 2008. 18. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. Дополнительная литература 1. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите» // Вопросы психологии. 1969. №2. С. 118-125. 2. Борисов М.Б. Акмеологические условия и факторы становления позитивной Я-концепции актера в системе профессионального мастерства. М.: Театральный институт им. Щукина, 2004. 3. Дорфман Л., Ковалева Г. Полимодальность «Я» и креативность мышления в искусстве – искусство творчества / Под. ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла. М.: Наука, Смысл, 2000. С. 215-242. 4. Ежов И.В. Сущность и границы «духовного Я» как субъекта духовно-нравственного самосознания личности // Мир психологии. 2008 №3 (55). С. 75-88 . 5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: РАТИ – ГИТИС, 2008. 6. Коржова Е.Ю. Психология личности: типология теоретических моделей. СПб.: ИПП, 2004. 7. Силантьева И.И., Клименко Ю.Г. Актер и его Alter EGO. М.: Грааль, 2005. 8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Чехов М.А. О технике актера. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. 9. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: ИПРАН, 2007. Семинарское занятие № 4
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |