Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема соотношения бытия и мышления в философии



2016-01-05 1386 Обсуждений (0)
Проблема соотношения бытия и мышления в философии 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Мышление и бытие слиты (мифологическое сознание – до Сократа). à НЕСОКРЫТОСТЬ. Не существует диалога бытия и мышления. «Истина бытия и бытие истины суть единство».
  2. От Сократа и Платона до рационализма Декартаà Мышление и бытие разделяются. Мышление само оказывается предметным полем, помещаясь в самосознание. Субъект противопоставляется объекту. Истина – не ядро бытия; ищется в идеальном, в высказывании. Бог – сверхпредмет. Сознание опредмеченно. à метафизика. «Эпоха опред. человеческие сущности вне бытия».
  3. Эпоха диалога мышления и бытия. Восстановление утраченного единства.

 

Чтобы найти бытие и понять его смысл, необходимо обратится к человеческой жизни. Человеческое бытие – тут-бытие. Бытие разворачивается вокруг человека.

Сущность – открыто устремлёно к выходу за пределы, устремлено к другому.

Экзистенция – это:

существование

сущность

Разрыв между существованием и сущностью – знак забвения бытия.

Как бытие касается человека и как бытие заявляет на человека свои права? Мир – целое, мир – перв. дело мысли. Человек вёл разговор с целым миром. Современная мысль гонится за упущенным целым. Бытие включает возможность мысли, а мысль даёт бытию слово. Упадок языка! Человек должен окунаться в безымянный простор, в молчание – это возврат к бытию, к истокам, начало возврата к человечности.

Проблема гуманизмаà исследование упадка гуманизма в культуре. Понимание гуманизма основано на истолковании природы, мира и т.д.

В период расцвета Римской империи мы встречаем первые проявления гуманизма: человек понимается как разумное существо среди других таких же живых существ. Сущность человека не продумана в её истоке: не домысливается человеческая суть в человеке.

В христианстве человек оценивается через отношение к Богу. Теряется человечность.

Важно определить, что человек принадлежит своему существу постольку поскольку слышит требования бытия. Экзистенция - «Стояние в просвете бытия», содержательное вступание человека в истинность бытия.

Биологический подход: противопоставление животному; телесность человекаà душа à дух. Сущность человека не определяется в таком подходе. Человек экзистирует, несёт на себе тут-бытие, «пастушества бытия». Проблема ответственности и меры ответственности. Проблема выбора.

Бытие – судьба человека, он обречён на него. По Бахтину: бытие – событие, бездомность – судьба современного мира (у Маркса – идея отчуждённости). Хайдеггер: человек, оказавшись пастухом бытия, несёт ответственность за себя и за бытие. Во главу угла должно быть поставлено историческое существо человека. Экзистенциальность – обитание вблизи бытия, проявление заботы о бытии, выст. в открытость бытия. В этом новый гуманизм: для пастуха бытия исключён момент самоутверждения и эгоизма. Главная черта нового гуманизма – бытие в мире.

Поиск нового гуманизма – это попытка ответить на массовый отход человечества от религиозного сознания. Человек перестал слышать бытие, мир стал глух и нем. Жизнь человека может пойти двумя путями: либо это собственная жизнь, либо бытие по типу других. Во втором случае человек становится предметом среди других предметов, теряет индивидуальность, забывает о смерти. Возникает усреднённость, взаимозаменяемость. Человек становится уникальным в момент смерти. Собственное бытие связано с осознанием своей смерти, с этой мыслью человек перестаёт быть вещью среди других. Осознавая смерть, человек находится впереди самого себя, экзистирует. Человек, находящийся в модусе будущего, идущий впереди себя через осознание своей смерти – сам выбирает свою самость. Модус настоящего – безличность, усреднённость, забвение смерти. Таким образом, по Хайдеггеру, время становится характеристикой самого бытия.

Техника. Суть техники в том, что она выводит всё действительное из потаённости, торжествует утилитаризм. Понятие ПОСТАВ – это когда всё действительное оказывается в наличии; это определённая установка, заставляющая человека выводить действительное из потаённости. Человеку также оказывается в ситуации постава, так как оказывается предметом среди предметов. Технический прогресс мешает человеку встретиться с самим собой.

 

Структурализм

Это направление получило развитие в 60-е гг. ХХ века.

Ю. М. Лотман

Успенский

Диорский

Гаспаров

На Западе: Ч. Пирс (возм. Гирц) – основоположник семиотики: мир – знаковая система.

Соссюр – лингвистическая школа структурализма

Структурная антропология – Леви-Стросс

Структура познания - М. Фуко

 

Структурализм рассматривает явления чувственного мира. Структура (всё, что познаётся) может быть выражена в модели. Свойства модели:

целостность (все элементы структуры подчинены целому)

трансформация (подвижность структур)

саморегуляция

Семиотика : любая мысль – знак, связь с лингвистикой. Исследования языка в механизме передачи его содержания, языка знаков.

На исходе структурализма наступает период постструктурализма.

Р. Барт

Делида

Ю. Кристева

проблема структурности

проблема коммуникативности (знаковый подход)

шизофренический дискурс (язык абсурда)

Людвиг Фейербах

«Основные положения философии будущего»

«Сущность христианства»

В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса).

«Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу современности.

Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересыà политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма. Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни.

«Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того, что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в практической философии.

Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).

Карл Маркс

I период: 1841-1848 (до Французской революции):

«К критике Гегелевской философии права»

«Св. семейство»

«Немецкая идеология»

«Манифест коммунистической партии»

II период: 1848-1883:

«Капитал»

«К критике политической экономии»

Базисом для построения философии для М. Становится анализ капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.

Основные положения теории Маркса:

антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс

деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями

механизм перехода от одной формации к другой - противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести проблему отчуждения. М. Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения; необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности.

Позитивизм

I этап: 40-е гг. XIX в. – до первой М.В.

Представители:

Франция – П. связан с рациональной фил. Декарта - Огюст Конт

Англия – традиция эмпирической фил. Бэкона – Спенсер

Германия – интерес к материализму

Развитие П. Определили открытия в точных науках. Интерес к ним приобретает статус религиозного поклонения. Особое значение имела теория эволюции Дарвина.

Основные положения:

П. утверждает главенство науки.

Научный метод познания переносится и в сферу изучения общества.

Вера в принципиальную познаваемость мира.

Культура должна быть светской, свободной от теологии.

Отношение между точными науками и гуманитарным знаниемà возникает герменевтика – задача истолкования, интерпретации, определения понятий.

Конт: закон трёх стадий развития человечества, характерных для отдельного человека и для общества в целом:

  1. Теологическая стадия
  2. Метафизическая, абстрактная
  3. Научная, познавательная – нужно искать действующие законы, пользуясь рассуждением и размышлением

 

II этап: эмпириокритицизм – Эр Мах и Рихард Авенариус.

Меняется представление о материи, появляется идея об исчезновении материи

Мир – комплекс ощущений. Метод познания мира – опыт. Категории причина и время – априорны.

Идеал науки – чисто описание эксперимента.

Неопозитивизм: 20-е – 60-е гг. – Карнап, Л. Витгенштейн, Карл Поппер – «Открытое общество и его враги».

 

 

Феноменология

Э. Гуссерль (1859 – 1938)

Феноменология – отклик на засилье позитивизма в философии конца XIX – начале XX векаà критика естественнонаучного знания: «слишком заблудился европейский разум, увлёкся исследованием внешнего мира, так называемой объективностью / объективной природой». Из самой науки исчезло главное – смысл того, что она исследует. Дух сведён к матем. физике. Точные науки игнорируют качество вещей и их смыслы. à потеря связи наука – человек, разрыв с субъективностью.

Объективные принципы знания коренятся в сознании человекаà кризис науки и культуры вытекает из забвения человека. Объективной же науки о духе быть вообще не может, так как дух самодостаточен и независим. Поэтому нельзя применять меры научного знания для познания духа. Призыв: вернуться разуму к самому себе, начинать с Я.

«Логические исследования»1901 г. à обоснование теоретического знания. Задача философии: обоснование всякого истинного знания. Для этого необходимо обратиться внутрь сознания и в его структуре «искать последние очевидности». Сознание – регион бытия. Субъективность – фундаментальное условие познания.

Феноменология – отклик на релятивизм в науке. Истина не выводится из фактов. Она абсолютна и вневременна. Истина даётся в последней очевидности, в особом переживании. Достоверные истины даны нам непосредственно, ясно и отчётливо. à Декарт.

Понятие интуиции

Последняя очевидность находится в сознанииà отвергнув привычную установку на эмпиризм, проникнув в идеальное, чистое сознание, безличное «Я», совершить феномен. редукцию.

Насколько существует мир вокруг меня? Проблема не в существовании окружающего мира, а в том, что этот мир значит для меняà мир конструируется сознанием. Возникает вопрос: творит ли само сознание, придавая осмысленность миру (т. е. мир таков, каким мы хотим его видеть); либо сознание раскрывает эти смыслы как изначальную данность.

 

Сознание активно.

Суждения о чём–тоà

Восприятие чего-тоà

Сознание само находит свой предмет и определённым образом выстраивает отношение к этому предметуà интенциональность. Сознание всегда отсылает нас к другому, но при этом нет уверенности, что другое существует помимо меня.

Описать, что действительно является моему сознанию, каким для меня является этот мир.

Интуиция – начало всего, источник познания. Сознание – поток феноменов (до рефлексии), которые связаны с универсальными сущностями. Всё индивидуальное связано с универсальным, приходит через универсальное. Эйдетическая интуиция, отличная от эмпирической, связана с отдельными фактами. Универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать, различать всё единичное. Направл. на идеальный предмет внутри сознания, выхватить феномены из сознания:

  1. сознание
  2. восприятие
  3. ожидание

Главная характеристика сознания – восприятие.

ЧТО? (полагаем предмет) и КАК? (выстраиваем формы полагаемого предмета) нашего сознания.

Сознание не подменяется причинными связями, а подчинено смысловым. Сознание – единственная подлинная сфера свободы.

Сфера иначедействия. Сознание только описывается без понятийных форм, выбор языка. Через описание передаются все оттенки живого сознания.

Отсюда две проблемы:

  1. проблема понимания
  2. философия языка

Как возможно существование объективного мира, где мы обнаруживаем «другого»? «Другой» - самое чуждое, что может быть, носитель иных смыслов. Обнаруж. «другого» в нашем сознании происходит след. образом:

  1. тело другого воспринимается через аналогию себя
  2. через психологию
  3. подвижность сознания даёт возможность понимать опыт «другого»

Мысль о том, что чужой внутренний мир недоступен для понимания.

Философия Гуссерля – ответ Европе и европейской культуре с его кризисом и нацизмом.

 

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Психоанализ – ответ на выпад человека из области веры.

Фрейд сформулировал свою концепцию на основе клинической практики. В частности, в клинике доктора Шарко им был применён гипноз. В 10-е годы складывается ассоциация психоаналитиков.

У каждого человека есть свои страхи, агрессивные и запретные влечения – всё, чего стыдится наше сознание. Метод катарсиса – очищение в результате психологического потрясения. Задача врача – вернуть память о болезненном опыте – катарсис – начало излечения. Цена такого излечения – встреча человека с самим собой, со своими страхами.

Человек – это:

сознательное

подсознательное

бессознательное

По Фрейду, определяющим в поведении людей является бессознательное, оно определяет как индивидуальное, так и социальное поведение. Таким образом, Фрейд свергает разум с главенствующего положения. Сфера бессознательного образуется с младенчества и изначально подчинена принципу удовольствия. Но потом вступает принцип реальности всё, что не соответствует реальности, оттесняется в сферу бессознательного. Подсознание выполняет роль фильтра. Сознательное – это словесная область, бессознательное невыразимо в словах, это энергетическое начало в человеке.

Бессознательное проявляет себя в описках, оговорках, снах. Задача врача – организовать поток речи и выбрать из него посылки бессознательного.

Главной силой Фрейд считает половое влечение. Эдипов комплекс: при рождении ребёнок переживает травму – разрыв с целым, с матерью; виновником этого становится отец, появляется бессознательное желание убить отца (это также связано с восхищением, преклонением, соперничеством).

Человека в равной степени пронизывают два влечения:

Эрос – сексуальное влечение – конструктивно

Гонатос - влечение к смерти – разрушительно

Разумное в нас – это Я или ЭГО. Промежуточная часть - бессознательное – СУПЕРЭГО – инстанция морального контроля, то, что ограничивает влечение и содержит культурные нормы. Оно образуется в нас, когда мы идентифицируем себя с отцом. Оно перерабатывает запретные влечения в энергию совести. В то же время наше бессознательное подчинено принципу удовольствия. Таким образом, наше Я оказывается между влечением и совестью, как между молотом и наковальней.

Функции культуры:

агрессивная, подавляющая (именно из-за культуры люди становятся невротиками)

искусство – возможность выхода влечения. Сублимация – облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму, например, религия.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

Основные произведения:

Психологические типы

Отношение между Я и бессознательным

Проблема души в нашем мире

Психология и алхимия

Символика духа

В отличие от Фрейда, Юнг не придавал главенствующего значения Эдипову комплексу и половому влечению. Помимо сексуального у человека есть целый комплекс влечений. Юнг обнаружил ещё более глубокую область – коллективное бессознательное, которое появляется вместе с человеком. Это коллективная память человечества. Сфера коллективного бессознательного обращена не только в прошлое, она предвидит будущее.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетип – это схема инстинктивного поведения человека. Они выполняют роль организаторов психики. Это априорные идеи, дремлющие мыслемифы. В каждом из нас живёт архетип великого отца и великой матери.

Момент врачебного вмешательства – борьба воль врача и пациента. Для успешного лечения они должны быть одного психологического типа (интро- или экстраверты).

Различные архетипы:

Анима и анимус – женское и мужское. Если у мужчины преобладает анимус, он агрессивен, если анима – инфантилен; а женщине анимус придаёт мужиковатость.

Персона и тень. Персона – совокупность наших социальных ролей; тень – наши страхи и комплексы. Тень заставляет нас проецировать наши комплексы на других. Необходимо научить сосуществовать со своей тенью, а для этого необходимо с ней встречаться.

Самость – образ Бога в нас. Этот архетип обеспечивает целостность человека как индивидуальности.

Архетипы проявляются через символы – в религии и искусстве. В наше время мы редко обращаемся к коллективному бессознательному. Оно прорывается в виде агрессивных нарушений, в этом причина глобальных катастроф ХХ века.

Э. Фромм (1900 – 1980)

Область социальной психологии: соотношение социального и биологического в человеке.

«Человек для самого себя»

«Бегство от свободы»

«Здоровое общество»

«Иметь или быть»

«Дзен буддизм и психоанализ»

 

Философия в России

Философская мысль в России начала развиваться со второй половины XVIII века. Основные черты:

ученичество у Запада / связь с религиозной мыслью

оформилась в недрах литературы

историософичность, поиск исторической судьбы России

нелюбовь к рациональным схемам

Основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее России?



2016-01-05 1386 Обсуждений (0)
Проблема соотношения бытия и мышления в философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема соотношения бытия и мышления в философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)