Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


XIV. ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ



2015-11-07 1394 Обсуждений (0)
XIV. ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5.00 из 5.00 1 оценка




Проблемой весьма актуальной как для теоретичес­кой психологии, так и ее прикладных аспектов является взаимоотношение между психикой и телом, или сомой. Как отмечалось выше, нет полного единства мнений, какие явления относят к психическим. Имеются опреде­ленные расхождения и в понимании термина сома.

В строго корректном смысле соответственно совре­менным нормативным анатомическим изданиям, сома (от греческого soma) означает тело, или туловище, и пред­ставляет собой совокупность всех клеток организма за исключением репродуктивных, то есть голова, шея, ту­ловище, хвост, конечности. Таким образом, с физиоло­гической точки зрения к соматическим функциям отно­сятся функции, осуществляемые этими органами.

С позиции ортодоксального физиолога даже психи­ка как функция головного мозга (головы) также отно­сится к соматическим.

Но гораздо более часто, когда говорят о функциях человеческого организма, их разделяют на психические и соматические. Последние в свою очередь — на мото­рику и вегетатику. Под моторикой принято понимать работу опорно-двигательного аппарата (скелетные мыш­цы, суставы, связки, кости) по поддержанию позы тела и перемещению его в пространстве. Когда говорят о вегетатике, то, как правило, имеют в виду функции, регулируемые вегетативной нервной системой (ее сим­патическим, парасимпатическим и метасимпатическим отделами). Это функции, связанные с деятельностью внутренних органов (или висцеральных систем), конк­ретнее — расположенной в них гладкой мускулатурой, а также желез внутренней и внешней секреции, связан-

111

ные с поддержанием постоянства внутренней среды организма и, наконец, — с осуществлением адаптаци­онно-трофических влияний на все ткани нашего тела.

Из этого следует, что и с морфологической и с функциональной точек зрения человеческий организм представляет собой единое целое, состоящее из нахо­дящихся в постоянном взаимодействии психики, мото­рики и вегетатики (рис. 12). Нарушение этого взаимо­действия приводит к нарушениям деятельности организ­ма, порой не совместимых с жизнью.

С точки зрения жизнедеятельности организма конеч­ный эффект может выражаться через любой из этих трех компонентов, и именно в этом смысле говорят о двигательных, вегетативных или психических функциях. Однако, анализируя механизмы каждого из них, никог­да нельзя отходить от их взаимосвязи и взаимодействия.

Как уже указывалось выше, моторика (двигательная активность) обеспечивает поддержание той или иной позы человека, перемещение частей тела относительно туло­вища и всего тела в пространстве. Все это в конечном итоге реализуется благодаря координированным сокра­щениям скелетных мышц. Принято различать следующие виды сокращений: тонические — длительные медленно меняющиеся по интенсивности, но никогда полностью не прекращающиеся укорочения, на фоне которых име­ют место фазические сокращения — быстроразвивающи-еся, кратковременные укорочения, но которые могут сливаться и образовывать тетаническое сокращение — обычный вид сокращения скелетных мышц.

Кроме того, выделяют произвольные и непроизволь­ные мышечные движения. И те, и другие развиваются в результате нервных импульсов, приходящих от мотоней­ронов, расположенных в сегментарных отделах цент­ральной нервной системы, связанных с вышележащими образованиями головного мозга. В целом схематически организацию двигательной активности можно предста­вить, как это показано на рис. 13.

113Активизация сегментарных мотонейронов и развива­ющаяся в результате тоническая и фазическая двига­тельная активность детерминированы афферентной сиг­нализацией, идущей как от проприорецепторов опорно-двигательного аппарата, так и от экстерорецепторов и интерорецепторов. Эта сигнализация непосредственно или опосредованно (полисинаптически) в конечном ито­ге достигает всех обозначенных на схеме структур, то есть во всех случаях имеет место рефлекторный прин­цип, обусловливающий осознаваемые и неосознаваемые, произвольные и непроизвольные, тонические и фази-ческие двигательные акты и всегда с необходимой ко­ординацией мышц-антагонистов и мышц-синергистов, что в конечном итоге проявляется в целенаправленном и физиологически целесообразном движении с вовлече­нием соответствующих мышечных групп. Таким обра­зом, психика в достаточно полном смысле этого поня­тия в условиях целостного здорового организма явля­ется непременным компонентом — инициатором и координатором всех видов двигательной активности.

Достаточно очевидно, что сокращение мышц требует постоянного притока кислорода и питательных веществ, удаления конечных и промежуточных продуктов мета­болизма, то есть адекватной активизации практически всех физиологических систем — дыхания, кровообра­щения, пищеварения, терморегуляции, выделения и дру­гих. Вовлечение этих систем осуществляется по нервно-гуморальным механизмам, то есть с совершенно очевид­ным психическим компонентом.

С другой стороны, двигательная активность оказыва­ет очень существенное влияние на развитие и состоя­ние психики. Это проявляется в следующем.

Во-первых, движения являются одним из важнейших механизмов познания ребенком окружающего мира, формы предметов, пространственных характеристик, без чего невозможна полноценная психика.

Во-вторых, движения представляют собой непремен­ный компонент вербальных (звуковая и письменная речь) и невербальных (мимика, жесты) способов передачи

информации между людьми, то есть существеннейшее условие развития у человека второй сигнальной систе­мы и, следовательно, мышления, интеллекта — высших психический функций.

В-третьих, афферентные сигналы (проприорецепция) входят в систему неспецифической активирующей сис­темы мозга, оказывают таким образом тонические вли­яния на мозговые структуры, в том числе, естественно, и на те, которые связаны с психическими процессами и состояниями.

В-четвертых, определенные двигательные акты обла­дают способностью вызывать специфические психичес­кие состояния, снижать психо-эмоциональное напряже­ние, улучшать настроение, повышать умственную рабо­тоспособность.

В-пятых, двигательная активность, стимулируя дея­тельность вегетативных функций, способствуют улучше­нию трофического обеспечения мозговых структур.

В принципе аналогичная ситуация имеет место в отношении деятельности и внутренних органов, или висцеральных систем (то есть психовегетатики). Вместе с тем здесь следует выделить и определенные особен­ности. Они заключаются в следующем. Во-первых, мно­гие внутренние органы (а если рассматривать детально, то практически все) обладают способностью к автома-тии благодаря наличию в них специфических структур, характеризующихся наличием механизмов самовозбуж­дения и обозначаемых водителями ритма, или пейсме-керами, которые не только запускают работу органа, но и адекватизируют его интенсивность потребностям организма. Во-вторых, практически все внутренние орга­ны подвержены регулярным воздействим гуморальной и прежде всего эндокринной системы. И, в-третьих, не­рвная регуляция этих систем, подчиняясь всем общим закономерностям нервной регуляции, реализуется кон­кретно вегетативной нервной системой, характеризую­щейся некоторыми особенностями.

Вегетативная нервная система, в частности, представ­лена симпатическим, парасимпатическим и метасимпа-

115

Как следует из этой схемы, состояние и деятельность внутренних органов в условиях целостного здорового организма находится в непосредственной зависимости от психической сферы. Это реализуется не только по механизмам безусловных и условных рефлексов, но и прямых влияний мотивационно-эмоциональной сферы, осуществляемых через вегетативную нервную систему и систему желез внутренней секреции, а также посред­ством других биологически активных веществ: простаг-ландинов, кининов, биогенных аминов, цитомеданов и др.

Своеобразие центральной регуляции висцеральных функций заключается в гораздо меньшей выраженнос­ти произвольного управления. В обычных условиях лишь некоторые из них, да и то не в полной степени, имеют такой механизм. Например, дыхание, аккомодация гла­за, мочеиспускание, дефекация. Однако человеческий опыт свидетельствует, что и многие другие функции после специальной тренировки могут быть управляемы произвольно. Эта проблема в настоящее время интен­сивно разрабатывается, хотя теоретическая основа в полной степени не сформирована. Одним из наиболее существенных компонентов в выработке такой способ­ности человека является актуализация обратной связи. То ли посредством тренировки соответствующих кана­лов интероцептивного анализатора, то ли посредством использования специальных технических приспособле­ний (используя зрительные, акустические, тактильные сигналы) человек находит способ произвольного влия­ния на интенсивность обмена веществ, гемодинамику, тепловое состояние и др. функции. В настоящее время этот принцип уже используется в медицинской практике.

Деятельность внутренних органов, состояние внутрен­ней среды организма оказывает выраженное влияние на психические процессы. Это осуществляется посред­ством следующих механизмов.

Во-первых, отклонение параметров внутренней сре­ды организма от физиологической нормы приводит к развитию соответствующих потребностей, формирова-

117нию мотивов и запуску адекватных им форм поведен­ческой активности, в том числе и таких, которые отно­сят к формам девиантного поведения.

Во-вторых, эти же причины запускают механизмы развития как положительных, так и отрицательных эмо­ций.

В-третьих, состояние внутренних органов как через интероцептивную афферентацию, так и через выработ­ку биологически активных психотропных веществ, на­пример нейропептидов, оказывает выраженное влияние на психику. Это даже подмечено в ряде народных по­говорок: «путь к сердцу мужчины лежит через желу­док», «сытое брюхо к учению глухо» и многих других, аналогичных им.

В-четвертых, висцеральные системы, вегетативные функции поддерживают на должном уровне функцио­нальное состояние мозговых структур, связанных непос­редственно с психической деятельностью.

Таким образом, приведенные сведения свидетельству­ют о естественной, неразрывной связи, взаимной обус­ловленности психики, соматики и вегетатики. Когда это взаимодействие нарушается, то неизбежно развиваются патологические состояния (психосоматические заболе­вания). С другой стороны, это взаимодействие со вре­мен эмпирической медицины используетс'я для целенап­равленного влияния на каждый из этих видов жизнеде­ятельности. Поэтому такими живучими оказались слова римского поэта Ювенала: Mens sana in corpore sano — в здоровом теле здоровый дух.



2015-11-07 1394 Обсуждений (0)
XIV. ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 5.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: XIV. ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)