Имиджелогия как научно-прикладная область знаний
ИМИДЖЕЛОГИЯ Вопросы к экзамену 1. Имиджелогия как научно-прикладная система знаний. 2. Социально-теоретическая и практическая обусловленность возникновения имиджелогии. 3. Основные подходы к определению имиджа, характеристики. Определение понятия. 4. Имидж и мнение – соотношение понятий. 5. Имидж как продукт целенаправленной и нецеленаправленной деятельности. 6. Имиджформирующая информация. Характеристика составляющих ИФИ. 7. Структура прямой имиджформирующей информации. 8. Психологические механизмы восприятия имиджформирующей информации. 9. Способы направления имиджформирующей информации. 10. Сущность, характерные признаки имиджа. 11. Функции имиджа. 12. Типология имиджа. 13. Имидж как система. 14. Цель и задачи формирования имиджа. Определение стратегии. 15. Процесс формирования имиджа, характеристика этапов. 16. Оргтехнологии и психотехнологии формирования имиджа. 17. Основные приемы имиджирования. 18. Роль средств массовой информации и лидеров мнения в формировании имиджа. 19. Имиджмейкинг и формирование имиджа: соотношение понятий. 20. Имиджмейкер как ключевая фигура имиджмейкинга. 21. Имидж политического лидера: сущность, структура, имиджевые характеристики. 22. Основные этапы формирования имиджа политика, их характеристика 23. Технология моделирования имиджа политика. Базовые черты политического лидера. 24. Позиционирование как этап формирования имиджа. Типы позиционирования. 25. Коммуникативные стратегии продвижения имиджа. 26. Перфоманс как элемент имиджирования. 27. Пути оптимизации имиджа политика. Продвижение и корректировка имиджа. 28. Психологические технологии индивидуального имиджа.
Литература 1. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? / В.Г. Горчакова. – М.: Эксмо, 2007. 2. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Э. Гринберг. – М.: Аспект Пресс, 2006. 3. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2002. 4. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005. 5. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Дело, 1998. 6. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 8. Политическая имиджелогия / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс. 2006.
Имиджелогия как научно-прикладная область знаний Когда возникло понятие «имидж»? существуют два подхода к этой проблеме. Первый – исторический, говорящий о том, что это понятие существовало всегда. Появление имиджа связано с развитием государственности. Первоначально он отражался в прозвище: Ярослав Мудрый, Карл Великий и т.д. Второй подход датирует время возникновения понятия «имидж» началом XX в. и связывает с серийным массовым производством, развитием средств массовой информации, и в частности телевидения. Это время создания кумиров, именно сознательного конструирования того, что нужно публике. Поэтому многие воспринимают имидж только как явление, обозначившиеся в XX столетии.[1] И все-таки представляется возможным говорить о постоянном присутствии феномена имиджа в человеческом обществе на всех этапах его развития. Проблема политического имиджа как искусства целенаправленного управления впечатлением в системе властных связей и отношений появилась вместе с расслоением общества. Выделение института власти требовало развития определенных механизмов влияния на людей и формирования образов высокопоставленных персон. Востребованными оказались и специальные помощники, способные усилить необходимые впечатления. Искусством такого воздействия владели уже в Древнем Египте и в Древнем Риме. Любой монарх в период новой истории содержал штат, специально занимающийся разработкой и обслуживанием различных царских церемоний. Своей вершины искусство формирования имиджа политического лидера достигло в XX столетии. При этом умение управлять впечатлением в политике с помощью средств агитации и пропаганды значительно опередило современные научные поиски в области управления имиджем. В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к данной проблематике. Об этом свидетельствуют как вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук (психологии, социологии, философии, политологии, культурологи и др.), так и появление в настоящее время кафедр и факультетов имиджелогии в отечественных вузах, рост диссертационных исследований, посвященных этой проблематике, рост научных и научно-популярных публикаций в данной области, введение курсов имиджелогии в подготовку широкого круга специалистов и т.д. Все это позволяет говорить о формировании новой области научного знания – имиджелогии (А.А. Бодалев, А.А. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) Можно ли назвать имиджелогию наукой (или это – искусство, практическая деятельность…)? В немногочисленной литературе, посвященной имиджелогии, этот вопрос – является ли имиджелогия наукой или только научной ветвью какой-либо иной науки (например, психологии) – практически не получил еще своего разрешения. Попытаемся разобраться. 1. Одним из основных признаков науки является существование определенной, конкретной научной проблемы. Научная проблема возникает, если: а) имеет место рассогласование между идеальным, должным положением вещей и фактическим состоянием вещей; б) когда это рассогласование оказывает негативное влияние на благосуществование людей, препятствует удовлетворению неких основных их потребностей; в) когда не известны эффективные пути и средства преодоления этого рассогласования. Отвечает ли имиджелогия указанному выше признаку науки? Имиджелогия (от лат. – учение об имидже) – учение о теории и практике, о путях и средствах формирования имиджа. Отсюда, целью исследований в области имиджелогии является разработка теории и технологии формирования имиджа – формирование имиджа человека, организации, предметов, что отвечает потребностям практики (о чем говорилось выше). Таким образом, идеальное, необходимое положение вещей – должны существовать разработанные теория и практика, пути и средства формирования имиджа. Каково положение в этой области на сегодняшний день (фактическое состояние) – нет ни разработанной теории формирования имиджа, нет системы стратегий, технологий и техник имиджмейкинга; нет и разработанной системы организации (кроме стихийно возникающих частных предприятий, где, как правило, работают непрофессионалы). Следовательно, в этой области имеет место расхождение между необходимым и фактическим. А, значит, имеется научная проблема, разрешением которой и должна заниматься имиджелогия. Здесь же следует отметить, что названная цель имиджелогии не пересекается ни с одним научным направлением в других науках. И это дает основание утверждать: имиджелогия, имея свою собственную – оригинальную – научную проблему, отвечает, таким образом, одному из основных признаков науки. 2.Конкретная наука должна иметь свои специфические объект и предмет исследования. Исходя из цели имиджелогии, объектом ее исследования является имидж (определение которого будет представлено ниже). Тогда предметом исследования будут являться пути и средства формирования имиджа. Данные объект и предмет исследования не представлены в других науках, и это дает основание утверждать, что имиджелогия отвечает второму основному признаку науки. 3.Следующий формализированный признак науки – наличие достаточно очерченных научных направлений в данной сфере научной деятельности. Вот тут возникают трудности. Как представляется, имиджелогия, для того, чтобы соответствовать третьему основному признаку, должна иметь три следующих магистральных, базовых направления в разрешении своей основной проблема (разработки теории и практики формирования имиджа): а) направление по разработкетеории имиджелогии. Это направление должно включать в себя, прежде всего, решение проблемы статуса имиджелогии как науки. Кроме того, здесь должны быть представлены теории из других наук, которые могли бы составить методологическую базу имиджелогии; б) направление по разработке технологииреализации указанной выше цели имиджелогии. При этом под «технологией» должно пониматься учение о системе средств, способов, путей достижения поставленной цели. Здесь необходимо говорить о разработке различных концепций (уже не теорий). Например, «концепция восприятия имиджформирующей информации» и т.д. в) направление по разработке конкретных приемов, техник достижения цели имиджелогии в том или ином конкретном случае. Например, «разработка приемов формирования имиджа педагога в процессе его профессиональной деятельности» и т.д. По сути эти основные направления исследования в имиджелогии есть разного уровня обобщенности этапы достижения конечной цели: от теоретического осмысления места самой имиджелогии в обществе до поиска конкретных техник, приемов внедрения теории в практику. И это есть необходимая, т.е. идеальная модель структуры имиджелогии как науки. Но, что касается третьего основного признака, то в настоящее время можно констатировать следующее: - достаточно четкие научные направления в имиджелогиипока еще не присутствует; - не представлено должным образом направление по разработке методологической базы имиджелогии; - не сформулирован, не оформлен понятийный аппарат; - исследования по теории имиджелогии носят бессистемный, схоластический характер; - в исследованиях доминирует прикладное, практическое направление. В итоге имиджелогия, определяемая нами как учение о теории и практике, о путях и средствах формирования имиджа, не отвечает третьему основному признаку самостоятельной науки. Поэтому, на данном этапе своего развития, имиджелогию разумней определять как научно-прикладную систему знаний. Как и в любой другой теоретико-прикладной отрасли знаний, в имиджелогии, на данный момент, можно различать две группы достаточно самостоятельных научных ветвей: теоретико-методологическую и прикладную. К первой группе относятся исследования по выработке направлений имиджелогии как науки и по изучению центрального феномена – имиджа (его определение, структура, классификация, влияние, формирование, менталитетная составляющая, личностные истоки, функции). Специалиста, занимающегося научной разработкой теории и практики имиджелогии, принято именовать имиджеологом. Ко второй, научно-прикладной ветви можно отнести следующие научно-практические направления: имидждиагностику, имиджконсультирование, имиджмейкинг (технологии построения и управления имиджем), а также имиджпрогностику. А также: а) применительно к определенным отраслям профессиональной деятельности выделяют следующие направления: - педагогическая имиджелогия; - политическая имиджелогия; - профессиональная имиджелогия; - управленческая имиджелогия и т.д.; б) применительно к отдельным социальным группам можно выделить следующие исследования: «Имидж деловой женщины», «Имидж лидера», «Имидж социального работника», «Имидж студента», «Имидж специалиста по связям с общественностью» и т.д.; в) применительно к иным объектам уже опубликованы работы по таким темам, как «Имидж России», «Имидж вооруженных сил», «Имидж региона», «Имидж Москвы», «Имидж товара» и др.; г) выделено в самостоятельное такое научное направление, как корпоративная имиджелогия («Имидж фирмы», «Имидж банка», «Имидж учреждения государственной службы» и др.); д) самостоятельной практической областью имиджелогии является ее преподавание. Специалиста, занимающегося практическим формированием или коррекцией имиджа (человека, предмета, системы и т.д.), принято называть имиджмейкером.
В настоящее время существует несколько десятков организаций, осуществляющих практическую деятельность в сфере имиджелогии – имиджмейкинга. Немало существует и педагогических учреждений, где ведутся в том или ином виде курсы имиджелогии. Среди академических научных учреждений к концу 2005 года существовало только одно – Академия имиджелогии. Академия имиджелогии (АИМ) – первое в нашей стране официально зарегистрированное академическое учреждение, призванное заниматься научными и практическими проблемами имиджелогии. АИМ была создана в июле 2001 года и зарегистрирована в юридической форме некоммерческого партнерства в июле 2002 года по инициативе группы ученых России. Цельобъединения – придать имиджелогии статус научной дисциплины в рамках устоявшегося и принятого ВАКом научного направления. Задачи АИМ 1. Развитие международного сотрудничества, обмена опытом и информацией между специалистами в области имиджелогии. 2. Объединение отечественных специалистов, организаций и предприятий, работающих в данной научно-практической сфере. 3. Популяризация научных знаний в области имиджелогии среди широких слоев населения. 4. Содействие повышению профессионализма и этических норм в работе имиджмейкеров, повышение престижа профессии. 5. Оказание помощи и поддержки лицам, занимающимся научной, образовательной и практической деятельностью в области имиджелогии. 6. Разработка и внедрение новейших имиджтехнологий, создаваемых как в России, так и за рубежом, объединение усилий специалистов, организаций и предприятий по их внедрению и практическому использованию. Первый президент АИМ – академик АИМ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор психологических наук, профессор Е.А. Петрова. Под эгидой Академии имиджелогии проведено несколько Международных симпозиумов, конкурсов. Последний из них – IX Международный симпозиум «Имиджелогия – 2011», организованный АИМ и Российским государственным социальным университетом (РГСУ) прошел в мае. Материалы симпозиума будут публиковаться позднее.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2368)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |