Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолог в детском саду



2015-11-07 1244 Обсуждений (0)
Психолог в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок




Психолог в системе образования

В последние десятилетия психологи принимают все более ак­тивное участие в образовании детей, подростков и взрослых. Во многих школах и детских садах психологи уже стали важными чле­нами педагогического коллектива. В некоторых образовательных учреждениях созданы психологические службы, объединяющие психологов, логопедов, дефектологов и медиков для организации условий успешного обучения и воспитания.

В общем виде целью деятельности психолога в образовании является организация условий, способствующих повышению ка­чества обучения и воспитания детей, формированию их готовности к успешной социальной самореализации. Делается это на основе учета их индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития личности.

Обычно психологу приходится осуществлять профессиональ­ную деятельность по следующим направлениям: психодиагно­стическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности уча­щихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.

Задачи, стратегии и направления работы психолога конкрети­зируются с учетом специфики образовательного учреждения, на­учных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов. Для каждой специально­сти в системе образования разработаны нормативные, юридиче­ски действенные должностные обязанности и полномочия, пред­усмотрены варианты оформления служебной документации, сфор­мированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда.

Работа психолога в системе образования предъявляет некото­рые требования к личности специалиста. Важнейшими личност­ными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональ­ной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Кро­ме того, адаптация в педагогическом коллективе зачастую связа­на с необходимостью особой социальной компетентности и чут­кости специалиста.

Школьный психолог

Работа школьного психолога - одна из самых востребованных среди психологических специальностей. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развити­ем учащихся, своевременное выявление и коррекция их психоло­гических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприят­ных условий для реализации каждым учащимся интеллектуально­го и личностного потенциала. Эта цель включает следующие зада­чи:

- участие в совместной работе администрации и педагогиче­ского коллектива школы в создании социальной ситуации разви­тия, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоро­вья и благополучия всех участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении учащимися психологических зна­ний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в жизни;

- оказание помощи учащимся в определении своих возможно­стей, исходя из их способностей, склонностей, интересов, состо­яния здоровья;

- совместная с педагогами деятельность по воспитанию уча­щихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов: ответственности и уверенности в себе, стремления к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей, чувства взаимопомощи, толерантности (терпимого, уважительного отношения к индивидуальным, на­циональным и другим проявлениям своеобразия, инаковости людей), милосердия. Обозначенные работы реализуется через различные формы и направления деятельности, соответствующие основным обязанностям школьного психолога.

1.Психологическая диагностика предусматривает проведение групповых и индивидуальных обследований, направленных на изучение особенностей личности участников образовательного процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов.

Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, роди­телей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся «групп риска», учитываются при построении планов работы са­мого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы.

2. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная рабо­та всегда индивидуализирована, т. е. предполагает личностно ори­ентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом.

3. Психологическое консультирование участников представляет
собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активиза­ция внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей. По поводу такой консультации к школьному психологу могут обратиться учителя, родители и сами школьники (в основном подростки).

Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учи­тывая его психологические особенности и ситуацию его социаль­ного развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь моби­лизует, актуализирует его индивидуальные способности для осо­знанного преодоления возникающих проблем и зрелого самораз­вития личности.

4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса пронизывает все формы работы школьного психолога. Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реаль­ной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития.

5. Методическая работа составляет важную сторону деятельно­сти психолога в школе. Это, прежде всего, предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для обра­зования и конкретного учебного заведения вопросам, аналити­ческую работу с материалами психологического анализа событий­ной жизни образовательного учреждения и постоянное углубле­ние профессиональных знаний. Важной стороной этой работы яв­ляется грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации.

Деятельность школьного психолога во всех рассмотренных ее формах требует высокой профессиональной мотивации и мастер­ства, обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответ­ственности, дисциплинированности, личностной зрелости.

Психолог в детском саду

Значимость работы психолога с детьми дошкольного и млад­шего возраста определяется необходимостью своевременного обес­печения их полноценного психического развития за счет максиального использования возможностей каждого возрастного эта­па. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи:

- выявление и изучение индивидуальных особенностей каж­дого ребенка;

- создание и поддержание в детском учреждении благопри­ятного для развития его воспитанников психологического кли­мата;

- оказание своевременной психологической помощи как де­тям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам.

Практически в сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях.

Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Исполь­зуя различные методы психологического исследования, он полу­чает информацию об индивидуально-психологических особенно­стях детей, о соответствии уровня их психического развития воз­растным нормам, о сформированности у них определенных (со­образно возрасту) психических новообразований. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду явля­ется наблюдение.

Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают, в частно­сти, стимуляцию развития способностей детей. Одно из важней­ших направлений - формирование психологической готовности к школе, под которым понимается повышение уровня познава­тельных, коммуникативных (связанных с общением) способно­стей ребенка, развитие его мотивационно-ценностной сферы, улучшение эмоционального состояния.

Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитате­лями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой — по­вышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка.

Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития.

Действия психолога детского сада по психологической профи­лактике сосредоточены на задаче своевременного выявления коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружение и устранении факторов риска для обеспечения нормального лич­ностного становления дошкольников.

Методическая работа психолога предполагает выполнение нор­мативных требований по ведению документации, по квалифици­рованному оформлению и анализу данных проводимых наблюде­ний и, возможно, исследований, предусматривает его самообра­зование и профессиональное совершенствование.

Для психолога, работающего в детском саду, важными про­фессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно - доброжелательность.



2015-11-07 1244 Обсуждений (0)
Психолог в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолог в детском саду

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)