Психолог в производственных организациях
Научно-технический прогресс, совершенствование технологии производства товаров и услуг обусловили необходимость учета многочисленных факторов и обстоятельств, отражающихся на эффективности производственной деятельности. Наряду с другими науками психология стала важнейшим инструментом в совершенствовании процесса труда. Психологи оказались востребованными во многих производственно-технических сферах, особенно в организационных и управленческих структурах. В задачи психолога, привлеченного к работе в производстве, могут входить: анализ психологической основы трудовой деятельности; исследование психических факторов, влияющих на эффективность производства и трудовую деятельность; разработка и применение методов профессиональной диагностики и ориентации при отборе специалистов требуемого профиля; поиск и аналитическая проверка способов повышения эффективности труда работников, в том числе и способов формирования правильной, долженствующей мотивации трудовой деятельности; выявление и мобилизация профессионально значимых психологических качеств субъектов труда. Современные психология труда и инженерная психологи* (иногда употребляют термины «индустриальная психология» «организационная психология») обладают подробными разработками в области психологических характеристик построения трудовой деятельности в организациях различных структурных типов. Основной задачей психолога на предприятии является психологическое сопровождение профессиональной деятельности, создание конкретизированных, профессионально выверенных и своевременных рекомендаций по регулированию и контролю эффективности производственной деятельности. Важнейшее направление работы психологов — профессиональный отбор сотрудников определенной направленности, уточнение того, какие личностные, познавательные и моральные особенности человека служат залогом высокой успешности в конкретной профессиональной деятельности. Подобный анализ и рекомендации прежде всего востребованы в военизированных организациях, в сферах, где предъявляются особые требования к интеллектуальным умениям, психофизиологическим особенностям или моральным качествам сотрудников, в операторском труде. Вместе с тем в правильном профессиональном отборе заинтересованы и многие другие организации, когда требуется из числа потенциальных претендентов выбрать тех, чьи психологические особенности в наибольшей степени будут соответствовать предполагаемым обязанностям. Не менее востребованным направлением является создание психологических условий, способствующих повышению эффективности деятельности организации в целом. Согласно этой задачи, психолог проводит оценку удобства рабочих мест и уместности используемых профессиональных средств, диагностику специфики профессиональных и личностных взаимоотношений в коллективе и стиля руководства, разрабатывает рекомендации по профилактике и предупреждению снижения эффективности трудовой деятельности. Интенсивное развитие производства и сферы услуг служит залогом перспективности работы психолога в этой области, предоставляет хорошим профессионалам широкие возможности для развития прикладной и научной организационной психологии. Значимыми личностными качествами для специалиста, работающего в организации, являются коммуникабельность, творческий подход к своим обязанностям, ответственность, активность, чувство коллективизма, самодисциплина. Эргономист Эргономика (греч. «ergon» 'дело, работа'; «nomos» 'закон') — это одновременно и научная, и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в процессе трудовой деятельности, и применяемая при решении задач проектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей — трудовых функций, предназначенных для людей как субъектов труда. Решение задач эргономики предполагает совместную деятельность психологов-эргономистов, физиологов, художников-дизайнеров, направленную на улучшение условий труда. Психологи-эргономисты участвуют в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, средств массовой визуальной коммуникации, рабочей мебели и рабочих мест. Они также разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств и условий труда, трудовых нагрузок. При такой оценке в лаборатории моделируются фрагменты деятельности профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными суждениями испытуемых регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, органов чувств). Современная Россия характеризуется достаточно интенсивным развитием промышленности, поэтому в настоящее время повышается и возрастет в будущем потребность производства в профессиональной деятельности специалистов-эргономистов для создания конкурентоспособной продукции. Основными местами приложения их сил являются организации, проектирующие и производящие новую технику, инструменты, предметы потребления, мебель, а также службы, специализирующиеся на художественно-промышленном дизайне (художественном проектировании). Эргономика — пример современной междисциплинарной научной отрасли, объединяющей биологические, гуманитарные и технические знания в целях проектирования наилучших, безопасных и эффективных видов труда, образцов техники, предметов потребления. Эта дисциплина опирается на методы измерения эффективности деятельности людей, цены усилий, которые затрачиваются работниками для производства продукта труда. Эргономисты опираются на методы квалиметрии (количественной оценки качеств продукта и самой деятельности работников), моделирования, эксперимента, статистические приемы обработки данных. Для оценки особенностей труда, его продуктов и для прогнозирования будущих событий в конкретной области широко используются эксперимент и эмпирические данные. Для успеха работы эргономисту полезно развивать в себе аналитическое и визуальное (наглядно-образное) мышление, ибо ему приходится вычленять факторы, влияющие на результат деятельности работника, из огромного разнообразия. Творческое визуальное мышление, способность оперировать во внутреннем плане пространственными представлениями, зрительными образами - являются важнейшей основой труда дизайнера любого профиля. Психолог, работающий в контакте с художником-дизайнерам и сам должен быть в известной мере дизайнером. Таким образом, обсуждаемый профиль подготовки психолога-эргономиста подойдет тем, кто обладает сочетанием склонности к творчеству и научному исследованию, в ком выражены художественные способности (к изобразительному искусству), развитое чувство прекрасного, хороший глазомер. Здесь могут быть успешны как экстраверты (люди общительные, ищущие внешних впечатлений в жизни), так и интроверты (относительно независимые, глубоко мыслящие субъекты, которые ценят личную свободу, самодостаточны).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |