Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Предпочтения потребителя и полезность




В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Благо в теории потребления - это любой объект потребления, приносящий определенное (устойчивое, предсказуемое) удовлетворение потребителю, то есть повышающий уровень его благосостояния. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах, или «корзинах»). Набор благ - это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.

Рассмотрим график, представляющий потребительское множество (множество потребления) - множество всех реально возможных наборов потребляемых благ. Наглядным изображением потребительского множества является его геометрическая интерпретация, в которой множество потребления представляется в виде соответствующего пространства благ. Для этого каждый из отдельных видов благ, входящих в множество потребления, обозначается каким-либо номером в произвольной последовательности. Всего для п видов благ, входящих в набор, получается n номеров. Такому номеру ставится в соответствие одна из осей координат в конструируемом таким образом n-мерном пространстве. Тогда данное количество X блага данного i-го вида, входящее в набор, будет характеризоваться соответствующей величиной координаты X, откладываемой по данной i-й оси n-мерного пространства благ. Отложенные по всем n осям такого пространства благ, все координаты от x1 до xn и дадут в своей совокупности геометрический аналог данного набора A(X1, X2, ..., Xn). Очевидно, что им будет точка А в n-мерном пространстве, все координаты которой Xi будут равны соответственно всем количествам благ i-го вида, входящим в данный набор А.

В реально потребляемых наборах число видов благ n достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления мы вполне можем ограничиться всего двумя, используя аналогичность свойств всех n-мерных пространств, начиная с n = 2. Это означает, что все свойства и зависимости, определенные для двумерного пространства, будут справедливы и для соответствующих им свойств и зависимостей n-мерного пространства. Таким образом, мы получаем возможность широко использовать графики, выполненные на плоскости, то есть в пространстве с двумя координатами.

Если мы возьмем на таком графике точку А, координатами которой будут соответствующие количества первого (X1) и второго (Х2) видов благ в данном наборе А, то она и будет представлять набор А (рис. 7.1).

Рис. 7.1

Соответственно все множество потребления в данном случае будет заключено между осями 1 и 2 (так как в любом наборе количество благ i-го вида не может быть отрицательным). Отметим, что потребительское множество должно быть замкнутым и выпуклым, то есть не содержать разрывов и пустых промежутков.

Вопрос 7.

6.2. Правило максимизации полезности Термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748-1832). Необходимо отличать совокупную (общую) полезность и предельную полезность. Общая полезность — это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товара - это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или, другими словами, полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая - возрастать. В теории предельной полезности существуют два направления, точнее, два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский. Исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму. Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (18401921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. Бем-Баверк (1881-1953). Ординалистская теория предельной полезности - более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (18481923) и Дж. Хикса (1904-1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. То, что называется полезностью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений. Изучение теории полезности следует начать с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые западные экономисты пытаются реанимировать кардиналистский подход. В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность - TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара - X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом: где ΔTUx- приращение общей полезности; ΔQx — малое (единичное) приращение количества товара X. Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена. Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной. При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя. Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса. Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов. Правило максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов. Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом: где MU — предельная полезность отдельных товаров; Р — их цена. Пример. Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара: Х и Y, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара X и Y купит покупатель? Иными словами, как он распределит свой бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности? Оценим полезность товара X и Y в баллах исходя из субъективных представлений, занесем данные в соответствующие графы табл. 6.1 и определим, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 руб. затрат (табл. 6.1). Таблица 6.1. Выбор сочетания товаров X и Y, максимизирующего полезность Из данных таблицы вытекает, что максимальную полезность принесет комбинация из трех единиц товара X и двух единиц товара Y. Любая другая комбинация товаров или не отвечает правилу максимизации их полезности, или выходит за рамки наших бюджетных возможностей.



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)