Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие «имидж». Структура и технологии формирования личностного имиджа




Методические рекомендации по изучению темы.

Цель – усвоить понятие «имидж», его суть, предпосылки возникновения и условия функционирования; закрепить знание разных подходов к изучению имиджа, классификаций имиджа и его функций; закрепить и углубить знания о структуре и технологиях формирования личностного имиджа.

Необходимо знать, что имидж стал возможен в эпоху постмодернизма, что это продукт массовой культуры. Уметь объяснить процесс возникновения имиджа – механизм встречного фантазирования. Иметь представление о том, что имидж функционирует на уровне сознания и подсознания и требует соответствующих технологий формирования. Уметь объяснять роль имиджа в коммуникации. Знать четыре типа восприятия человека человеком: аналитический, эмоциональный, перцептивно-ассоциативный, социально-ассоциативный. Понимать соотношение понятий «образ», «стереотип», «имидж». Уметь объяснять различия между имиджем и репутацией.

Необходимо знать три подхода к изучению имиджа (функциональный, контекстный, сопоставительный) и их представителей. Воспроизводить классификацию имиджей Ф. Джефкинса, Э. Сэмпсон. Знать классификацию имиджей А.Ю. Панасюка. Уметь объяснить суть функций имиджа, выделенных В.М. Шепелем, И.А. Федоровым. Знать главную функцию имиджа по А.Д. Кривоносову. Необходимо уметь воспроизводить динамическую модель персонального имиджа В.Н. Черепановой: элементы внутренней (Я-концепция: темперамент, характер, ценности, установки, знания) и внешней составляющей (фигура, лицо, цветовой тип внешности, голос, речь, манеры).



Необходимо уметь объяснить разницу двух подходов к формированию имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение, и ориентированный на восприятие. Высказывать собственное мнение об этапах формирования имиджа по А.Ю. Панасюку, семи шагах проектирования имиджа по В.Г. Горчаковой. Знать методику оценки персонального имиджа В.Г. Горчаковой. Знать инструментарий имиджелогии по Г.Г. Почепцову, приводить примеры. Знать шесть универсальных базовых архетипов (Э. Галумов). Знать классификацию мифологических образов русских политиков (И. Дзялошинский или Г.Г. Почепцов). Знать образы народных сказок, которые становятся для нас первичными объектами самоидентификации, моделями самореализации.

 

 

Основные понятия:

Имидж – обобщенная психическая сущность человека, возникающая в сознании масс в результате яркого запечатлевания и последовательного дорисовывания деталей [1].

Имидж – это мнение об объекте, возникшее в психике (в сфере сознания или подсознания) определенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике с целью возникновения аттракции, притяжения людей к данному объекту [4].

Имиджевая коммуникация – устойчивая и эффективная связь, способ установления контакта между носителем имиджа и аудиторией.

Стереотип – весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления. Имидж может формироваться в соотнесении со стереотипным образом (если аудитория знает, что человек работает чиновником, то считает его богатым и ленивым).

Образ – форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира. Не каждый образ вызывает отношение, т.е. приводит к появлению имиджа. Образ всегда субъективен, этим отличается от стереотипа.

Репутация – слава, молва, окружающие человека и созданные им с помощью его деловых качеств: результативности, надежности, обязательности.

Миссия персоны – обобщенное представление индивида о своем предназначении (например, миротворец, волшебник, спаситель, просветитель, борец за справедливость, обличитель, творец прекрасного, мудрец). Миссия отражает призвание человека, его функцию в социальном пространстве [1].

Цель выражается в девизе персоны, призывающем к действию.

Имиджевые ресурсы – психологические (интеллект, образование, творческие способности) и материальные (финансы, технические возможности, физические силы) возможности личности, способствующие созданию образа как уникального социального и коммерческого продукта.

Имиджмейкинг – совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для формирования имиджа объекта.

Имиджирование – один из элементов системы имиджмейкинга, интеграция эффективного образа в различные жизненные сферы: продвижение имиджа в СМИ, построение благоприятных коммуникаций.

Аудитория имиджа – люди, у которых создается мнение об объекте.

Трансляторы имиджформирующей информации (имиджевые агенты по В.Г. Горчаковой) – СМИ, лидеры мнения, слухи, легенды.

Миф есть синкретическая форма познания мира, отвечающая на самые разнообразные вопросы бытия человека; возникнув в первобытную эпоху и отразив некоторые черты первобытного мышления, миф навсегда остается частично элементом коллективного сознания. Миф (сюжет) должен базироваться на архетипе (образ).

Архетипы – (от греч arche – начало и typos – образ) – врожденные психические структуры, находящиеся в глубинах коллективного бессознательного и составляющие основу общечеловеческой символики.

Позиционирование – выпячивание в объекте тех характеристик, в которых наиболее заинтересован потребитель, и порождение среды, благоприятной для объекта (здесь и далее [3]).

Мифологизация – подстройка под уже существующий в массовом сознании миф; построение двойного сообщения, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне.

Манипулировние – перенос внимания на другой объект; построение двойного сообщения.

Опрос общественного мнения – позволяет определить целевую аудиторию, ее предпочтения и ожидания; может выступать как инструмент не только анализа, но и воздействия.

Эмоционализация – перевод послания с языка рационального на язык эмоциональный, переориентация на язык и цели аудитории.

Вербализация – смена ключевого слова, появление нового контекста, которые становятся индикаторами нового развития ситуации.

Визуализация – воздействие через визуальный канал коммуникации, самый эффективный.

Детализация – подача информации через детали, существенно повышает уровень доверия.

Формат – создание выгодных для коммуникатора контекстов.

Акцентирование информации – как утаивание информации, так и выпячиваниеее (акцент на ней).

Дистанцирование – отстранение от явно негативных символов, тем, ситуаций.

Метафоризация – метод построения воздействия, который особенно выгоден для описания новой деятельности, для которой у нас еще нет соответствующего языка.

Вопросы для обсуждения:

1. Имидж в сфере социальных коммуникаций.

2. Понятие «имидж», суть феномена, условия функционирования.

3. Классификация имиджей.

4. Три подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный, сопоставительный.

5. Функции имиджа.

6. Структура личностного имиджа.

7. Этапы формирования имиджа по А.Ю. Панасюку, семь шагов проектирования имиджа по В.Г. Горчаковой.

8. Инструментарий имиджелогии по Г.Г. Почепцову.

9. Мифологизация в имиджмейкинге.

10. Сказки как проект самореализации личности.

 

Практическое задание.

Разработка стратегии формирования имиджа политика, артиста или другой публичной личности.

 

Литература основная:

1. Горчакова В.Г. Имидж. Искусство и реальность: учеб. пособие для студ. вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 279 с.

2. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии [Текст]: Учебное пособие. В 2-х частях. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Часть I. Тема 1. Ведение в имиджелогию. Тема 2. Роль имиджа в коммуникации.

3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия [Текст]. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. – 768 с. Глава 2. Инструментарий имиджелогии.

Литература дополнительная:

4. Имидж. Энциклопедический словарь [Текст] / Авт., сост. А.Ю. Панасюк.. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 768 с.

5. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер [Текст]. – СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с. Гл. 1. § Роль имиджа вчера и сегодня. Кто и как делает имидж. Имидж в структуре коммуникативного пространства. Замена элементов незнакового поведения знаковыми. Гл. 4. § Типы имиджей. Гл. 5.

6. Наумова С.А. Имиджелогия [Текст]: учебное пособие / Том. политехн. ун-т. – Томск, 2004. – 116 с. Раздел 1. Имидж и его роль в деловой жизни.

7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа [Текст]. – М., 2002. Раздел 1. § 1. Понятие имиджа. Раздел 2. Индивидуальный имидж.

8. Федоров И.А. Имидж как социально-управленческое программирование [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 450 с.

9. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям [Текст]. – М.: Народное образование, 2002. § Исходное понятие имиджелогии. Приоритетные функции имиджа.

10. Королько В. Основы паблик рилейшнз [Текст]. – Киев: Рефл-Бук. 2000. – 286 с. Гл. VIII. Создание имиджа.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7