Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры



2015-11-07 1909 Обсуждений (0)
Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Разработанная Бандуроймодель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты.

7 Концепция самоэффективно­сти в теории А.Бандуры.

В ряде показал, что еще одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие называют «теорией самоэффективности».

Самоэффективность (self-efficacy) — оценка собственной способности справиться с определенными конкретными задачами в той или иной конкретной ситуации. Суждение о действиях, которые «я могу» совершить. Влияет на выбор той или иной стратегии действий.

Низкая самоэффективности — недостаток доверия собственным поведенческим способностям.

Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий возможность проверить и подтвердить свои способности. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма, поток.

Самоэффективность формируется под воздействием четырех факторов:

1. Переживание собственных успехов, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно — более активному и энергичному поведению.

2. Пример других людей. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственных возможностях. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее воздействие.

3. Социальное убеждение. Общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Убеждение другими людьми дает лишь кратковременный и слабый эффект, его сила ограничивается осознаваемым статусом, авторитетом и степенью доверия/уважения к тому, кто оказывает вербальное воздействие. Критика от близкого человека убивает веру в себя.

4. Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Оптимальное напряжение. Если испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает уверенность в себе. Бурные эмоции мешают успешно справиться с задачей, однако небольшое волнение на пользу. Важно, как человек объясняет себе собственное волнение.

8 Основные положения теории социаль­ного научения Дж. Роттера.

Основные положения теории социального научения Дж. Роттера:
• прогноз поведения человека в сложных ситуациях основан на анализе взаимодействия четырех переменных:

1) потенциала поведения,

2) ожидания,

3) ценности подкрепления и

4)психологической ситуации; основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления;

•люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности: а) потребность признания, б) потребность в защите, в) потребность в доминировании, г) потребность в независимости, д) потребность в любви и привязанности, е) потребность в физическом комфорте;• основные компоненты потребности: 1) потенциал потребности, 2) ценность потребности, 3) свобода деятельности и 4) минимальная цель;
• потенциал потребности — это степень вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности;• ценность потребности — это степень вероятности выбора тех подкреплений, которые связаны с удовлетворением данной потребности;• свобода деятельности — это наличие вариантов поведения, с которыми индивид связывает свои ожидания удовлетворения потребности;• минимальная цель — это та цель, достижение которой еще воспринимается индивидом как удовлетворение потребности, т.е. позитивно;• чем выше ценность потребности и ниже свобода деятельности, тем выше вероятность фрустрации (т.е. неудовлетворения) потребности;• более обобщенная формула прогноза поведения человека по Роттеру: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности;
• локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (ин-тернальный локус контроля);• интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них меньше возникает психологических проблем в жизни, реже встречается депрессия и другие психические расстройства, выше самоуважение и уровень адаптированности, они более устойчивы к внешним воздействиям и независимы от окружающих.



2015-11-07 1909 Обсуждений (0)
Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1909)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)