Модель-триада взаимного детерминизма теории А.Бандуры
Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодействия поведения, личностных факторов и влияния окружения. Разработанная Бандуроймодель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение. Таким образом, социально-когнитивная теория описывает модель взаимной причинности, в которой познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения работают как взаимозависимые детерминанты. 7 Концепция самоэффективности в теории А.Бандуры. В ряде показал, что еще одной причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие называют «теорией самоэффективности». Самоэффективность (self-efficacy) — оценка собственной способности справиться с определенными конкретными задачами в той или иной конкретной ситуации. Суждение о действиях, которые «я могу» совершить. Влияет на выбор той или иной стратегии действий. Низкая самоэффективности — недостаток доверия собственным поведенческим способностям. Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий возможность проверить и подтвердить свои способности. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма, поток. Самоэффективность формируется под воздействием четырех факторов: 1. Переживание собственных успехов, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно — более активному и энергичному поведению. 2. Пример других людей. Наблюдение за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственных возможностях. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее воздействие. 3. Социальное убеждение. Общественное поощрение наиболее действенно, когда оно сочетается с собственным успешным исполнением. Убеждение другими людьми дает лишь кратковременный и слабый эффект, его сила ограничивается осознаваемым статусом, авторитетом и степенью доверия/уважения к тому, кто оказывает вербальное воздействие. Критика от близкого человека убивает веру в себя. 4. Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Оптимальное напряжение. Если испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции, это усиливает уверенность в себе. Бурные эмоции мешают успешно справиться с задачей, однако небольшое волнение на пользу. Важно, как человек объясняет себе собственное волнение. 8 Основные положения теории социального научения Дж. Роттера. Основные положения теории социального научения Дж. Роттера: 1) потенциала поведения, 2) ожидания, 3) ценности подкрепления и 4)психологической ситуации; основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления; •люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности: а) потребность признания, б) потребность в защите, в) потребность в доминировании, г) потребность в независимости, д) потребность в любви и привязанности, е) потребность в физическом комфорте;• основные компоненты потребности: 1) потенциал потребности, 2) ценность потребности, 3) свобода деятельности и 4) минимальная цель;
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1909)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |