Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опасности, связанные со спецификой гор



2015-11-07 926 Обсуждений (0)
Опасности, связанные со спецификой гор 0.00 из 5.00 0 оценок




Факторы высокогорья. В первые дни пребывания на высокогорной туристской базе лыжник проходит процесс акклиматизации — приспособления организма к усло­виям гипоксии (кислородного голодания). Вследствие по­нижения барометрического давления на больших высо­тах уменьшается содержание кислорода во вдыхаемом воздухе и соответственно меньше его поступает в кровь, в органы и ткани. Как следствие, учащается дыхание и сердечная деятельность; увеличивается объем воздуха, поступающего в легкие; органы кроветворения больше продуцируют эритроцитов, увеличивая тем самым кис­лородную емкость крови.

Следующие два основных условия необходимо выпол­нить горнолыжнику, чтобы лучше пройти период акк­лиматизации и в конечном счете с удовольствием пока­таться на лыжах.

 

Первое — ехать в горы с хорошим са­мочувствием. Даже небольшие хронические заболе­вания и травмы, на которые обычно не обращают вни­мания, переносят "на ногах", в условиях высоты могут обостриться и вызвать осложнения.

Второе — быть тренированным. Адапта­ция к большим физическим нагрузкам (то есть способ­ность выполнять интенсивные и продолжительные спус­ки на лыжах) в среднегорье (1000 — 2000 м над уров­нем моря) и тем более в высокогорье во многом обуслов­лена уровнем физической подготовленности. Это озна­чает, что тренировки горнолыжника должны начинаться задолго до выезда в горы.

В горах следует постепенно увеличивать тренировоч­ные нагрузки (до определенного уровня), контролируя их интенсивность по самочувствию. Обычно к концу первой недели у большинства здоровых, подготовленных горнолыжников общее состояние хорошее, работоспособ­ность высокая. После периода так называемой второй волны акклиматизации, которая приходится примерно на третью неделю, работоспособность восстанавливается вновь, но уже на другом уровне.

Холод и ветер - неизменные спутники горно­лыжника на трассах. Современная обувь и одежда хо­рошо уберегают от простуды и обморожений. Однако при невнимании к себе легко заболеть, тем самым испор­тить свой отпуск. Поэтому в снаряжении горнолыжни­ка не должно быть мелочей.

Разумеется, нужно быть одетым по погоде. Верхняя одежда должна быть достаточно легкой, непродуваемой, негромоздкой и не затруднять движения (предпочтителен эластичный материал для брюк). Рекомендуется пользо­ваться шерстяным нижним бельем, кальсонами или кол­готками. Лицо от ветра и мороза уберегают большие очки-маска.

В весеннее время в высокогорье незаменима ветроза­щитная анорака с капюшоном. Наиболее целесообраз­ны модели анорак, упаковывающиеся в карман, присте­гивающийся к поясу. При неожиданном ветре куртку можно быстро надеть. У горнолыжника обычно бывает по нескольку кожаных перчаток на разную погоду: меховые на мороз, без подкладки на оттепель. Лыжни­кам при пользовании буксировочными подъемниками со съемными бугелями рекомендуется носить кожаные рука­вицы.

Большую услугу в горах может оказать небольшой рюкзак или поясная сумка, которые не мешают спускам.

Там можно хранить веревочку, бинт, легкий пуловер, лыжную мазь, сменные фильтры. Для спусков по глубо­кому снегу используют специальные гетры, надеваемые поверх брюк и ботинок, чтобы исключить возможность попадания снега в ботинки.

Горное солнце известно своим коварством. Ле­том и весной у туристов нередко лущится кожа, появ­ляются ожоги на лице, возникают и ожоги глаз с вре­менной потерей зрения. Особенно болезненно проходят ожоги губ с появлением кровоточащих трещин.

Чтобы уберечься от ожогов, рекомендуются кремы типа "Щит", "Нивея", "Луч", которые накладываются на лицо и губы толстым слоем. При сильном солнечном свете (в марте — мае на высоте более 1500 м) используют марле­вые повязки с прорезями для глаз и козырьки для носа. Не­обходимо носить солнцезащитные очки (фильтры). Неправы те горнолыжники, которые "ради загара" отказываются от очков и терпят яркое солнце. Последствия вредного влия­ния солнечного облучения на глаза могут проявиться не сразу, а через несколько лет. В некоторых случаях, напри­мер в тумане, молочной мгле, особенно при ярком рассе­янном свете, спускаться без солнцезащитных очков просто невозможно: в глазах возникает резь, нестерпимая боль.

Холод, ветер и солнце в высокогорье подвергают кожу лица самым серьезным испытаниям. Прежде всего она быстро теряет влагу и становится уязвимой. Поэтому ре­комендуется в течение дня по нескольку раз накладывать на лицо фильтрующие кремы на водной основе. Вечером, хорошо вымыв лицо, нужно применять питательные мази.

Другая, не менее важная, предосторожность относится к сети капилляров на лице. Эти мельчайшие кровенос­ные сосуды при перемене температуры претерпевают силь­ные изменения (сужаются и расширяются). В условиях пониженного барометрического давления на высоте, мороза и яркого солнечного света наиболее пагубное влияние на сосуды оказывает алкоголь. Возможны нео­братимые явления в капиллярной сети, ведущие к посто­янной красноте лица, которое становится еще более уяз­вимым под жесткими солнечными лучами.

Таким образом, полноценное питание, воздержание от спиртных напитков, уход за кожей лица с использова­нием защитных и питательных кремов создают предпо­сылки для хорошего самочувствия.

Учебные склоны и трассы. Безопасность горнолыжника в большой степени зависит от состояния склонов и трасс.

Подготовку трасс к зимнему сезону начинают задолго до наступления зимних холодов. В летне-осенний период проводят работу по исправлению и планировке ре­льефа, ремонтируют и сооружают новые защитные ог­раждения. Склоны очищают от кустарников и мешаю­щих деревьев, убирают камни, другие опасные предме­ты, оголенные склоны задерновывают и засевают тра­вой, проводят дренажные и другие работы по уходу за трассами.

С выпадением снега и началом горнолыжного сезо­на уход за трассами сводится главным образом к под­держанию равномерного снежного покрова по всей ши­рине склонов, обеспечению всех мер безопасности. С этой целью работники службы трасс проводят утрамбовку, исправление и выравнивание снежного покрова. В опас­ных местах срезают снежные бугры, закапывают ямы, на оголенные участки подвозят и насыпают снег. Ведется систематический контроль за безопасностью спусков на серпантинах-дорожках, на крутых склонах и в лесной зоне. Для накопления снега в обдуваемых ветром местах устанавливают плетни или щиты.

Большую профилактическую роль в создании условий для безопасного катания играет своевременная инфор­мация о состоянии погоды, снега и готовности трасс. У нижних станций подъемников рядом со схемой трасс вывешивают сведения об открытых и закрытых трассах, метеоусловиях и т.п.

На горнолыжных трассах, как на автодорогах, исполь­зуют запрещающие и предупреждающие знаки (рис. 54). К указательным знакам относится разноцветная марки­ровка трасс по степени сложности. О приближении к финишу можно судить по цифрам на знаках, расстав­ляемых на разном расстоянии друг от друга в зависи­мости от видимости. По мере приближения к финишу номера уменьшаются до нуля. Это особенно удобно на больших трассах в случае тумана и густого снегопада.

Состояние снежного покрова. Состояние снега — фак­тор первостепенной важности не только в методическом аспекте, но и для обеспечения безопасности. В учебном процессе состояние снежного покрова условно разделя­ют на три категории. Первый: мягкий, морозный, утоп­танный снег. Он предоставляет лучшие условия для разучивания приема: облегчает раскантовку лыж и начало соскальзывания, вход в поворот и регулирова­ние дуги поворота. Вторая: глубокий или влажный снег, Для выполнения приема требуется большой импульс, строгая согласованность составляющих элементов. На таком снегу совершенствуют технику, проверяют эффек­тивность исполнения приема. Третья: жесткий снег, леденистый наст. Это наиболее сложные условия, в кото­рых лыжник улучшает точность кантования и ведения лыж в повороте, отрабатывает строго дозированную разгрузку и загрузку лыж для тонкого ввода лыж в резаное скольжение.

 

Рис. 54. Знаки на горнолыжных трассах (слева — направо, сверху —вниз):

виражи; крутой поворот; сужение трассы; ямы, неровности на склоне; развилка (раздвоение) трассы; перекресток (пересечение трасс); встречное движение; опас­ность (внимание/); лавинная опасность; пересечение с трассой кресельного подъем­ника; пересечение с трассой лыжебуксира; трасса спуска (выход на трассу); обрыв' трасса закрыта.

 

Разбитый, кочкообразный, разнородный по плотно­сти снежный покров (не говоря уже о проталинах, за­лысинах в нем) — самые неподходящие условия для изу­чения новых элементов. Инструктор вместе с группой пе­ред началом урока растаптывают участок и приглажи­вают лыжами снег.

Задача спасслужбы и службы трасс - следить за cнежной и метеорологической обстановкой в районе, за систематичностью раскатки лыжниками склонов и трасс. Опытные лыжники горноспасательной службы контролируют состояние снега на склонах, дают заключение об отсутствии лавинной опасности.

Подготовка трасс и склонов после снегопада — слож­ное и трудоемкое дело в любом горнолыжном центре, но особенно в южных и высокогорных районах, где свеже­выпавший снег быстро "закисает". Туристская админи­страция района, ее контрольно-спасательная служба и служба трасс предпринимают в таких случаях следую­щие действия.

С началом снегопада усиливают внимание к трассам, склонам. В случае ухудшения видимости (особенно при туманном, рассеянном свете) повышают контроль за лыжниками, строго ограничивают маршруты спусков.

Если имеются лавиноопасные зоны, систематически ре­гистрируют метеоусловия (количество осадков, темпера­тура воздуха, направление и сила ветра). Постоянно поддерживают связь с лавинной службой.

При наличии объективной опасности лавинная служ­ба закрывает трассы и склоны. В местах возможных выездов на трассы устанавливает запрещающие знаки, а при необходимости — заграждения.

Как только минует опасность, трассы открывают. Наряду со снятием запрещающих знаков вывешивают оповещения у станций подъемников, сообщают об откры­тии трасс по радио.

Чтобы избежать раскатывания траншей и глубоких ям, стремятся рассредоточить лыжников по всей ширине разрешенных трасс. С этой целью горнолыжники из спасслужбы прокладывают следы спусков по краям трасс, увлекая тем самым на целинный снег остальных ката­ющихся. На крутых склонах, где быстро образуются опасные бугры и ямы, не допускают узких коридоров спусков.

Раскатывание лыжами склонов - одно из наиболее надежных средств борьбы с лавинной опасностью, вхо­дящее в обязанности спасслужбы и службы трасс. Во время снегопада и сразу же после него на раскатыва­ние склонов мобилизуются инструкторы турбаз и наи­более опытные горнолыжники. Организует раскатыва­ние и непосредственно руководит им районная конт­рольно-спасательная служба.

"Наступление" на целинный снег следует вести по­этапно, постепенно переходя с верхних склонов к ниж­ним, с гребневых направлений к лощинам и мульдам, прихватывая со сторон трасс новые снежные полосы.

Как только снег начинает "закисать" (увлажняться), его немедленно утрамбовывают с помощью снегоуплотнительных машин и утаптывают лыжами. Процесс утаптывания должен быть тщательно продуман туристской администрацией. Его проводят одновременно на всех трассах, в нем участвуют все туристские и спортивные учреждения, которым выделяют отдельные трассы, скло­ны, полосы.

На подготовку склонов туристские группы поднима­ются под лозунгом "трудового десанта" или "снежного аврала". Утаптывание идет сверху вниз в строгом по­рядке следования групп. При этом должны быть предус­мотрены все меры предосторожности (желательно не до­пускать расположения лыжников друг под другом). При хорошей организации "снежного аврала" даже на са­мых обширных лыжных трассах, таких, как, например, Чегет на Кавказе, работа по утрамбовке снега занимает немного времени. Во время утаптывания склонов любые спуски по трассам запрещены.

В период малоснежья главную опасность на трассах представляют обнаженные участки грунта, камни, пни, кусты и т.п. В этих условиях легко получить травму, повредить лыжи. Оголившиеся опасные места засыпают снегом и поливают водой, чтобы снег прочно удержи­вался на месте. В любом случае надо стремиться удалить торчащие камни, выкорчевать пни и кусты. Большой эффект при недостатке снега приносят так называемые снежные пушки, которые начинают появляться в горно­лыжных центрах.

Никакое другое состояние снега не таит столько опас­ности для лыжника, как обледенение. При падении лыж­нику бывает трудно самому затормозить и остановить скольжение. Особенно коварны склоны, если при сохра­нении мороза на леденистый наст ложится свежий снег.

Основная задача обеспечения безопасности при обле­денении состоит в том, чтобы устранить опасные места наезда на камни, скалы и деревья. Препятствия ограж­дают сетками, щитами, соломенными тюками, матами и разного рода "отсекателями". В таких условиях выстав­ляют запрещающие и предупреждающие знаки, опове­щают горнолыжников другими средствами.

Снежные лавины.Угроза схода лавин, к сожалению, будет существовать для горнолыжников, особенно на не­тронутых снегах высокогорья. Следует также помнить, что "белая смерть" (так еще называют лавины) при осо­бых снежных условиях может прийти и на обычные трас­сы и склоны. Поэтому знать о лавинах надо каждому.

Лавины из сухого снега образуются после больших снегопадов при морозе. Неустойчивость снежного покрова объясняется слабым сцеплением снежных кристаллов между собой. Массы сухого пылевидного или порошкообразного снега устремляются вниз лавиной вследствие механического сотрясения склона или просто воздушной волны, резкого звука. Для лыжников эти лавины особенно опасны тем, что огромной силы (до 700 — 800 кг/м2) воздушный вал, идущий впереди снега, мо­жет значительно превосходить скорость 200 км/ч. Ла­вина нередко движется широким фронтом, выкатывает в долину и даже перехлестывает на противоположные склоны. Лавины из сухого снега чрезвычайно опасны. Уйти от них сложно, а порой невозможно. Лыжник в воздухе, наполненном снежной пылью, рискует задох­нуться.

Лавины из влажного снега возникают обыч­но в результате потепления (повышение температуры воз­духа выше 0° С, воздействие солнечных лучей, теплых ветров). Скорость движения лавины значительно мень­ше (30 — 80 км/ч), однако плотность снежной массы велика (400 кг/м3), и, попав в ее толщу, можно погиб­нуть от удушья: при остановке снег уплотняется еще сильнее и человек оказывается в непроницаемом панцире. Лавина из влажного снега, двигаясь по принципу снеж­ного кома, на своем пути захватывает большие массы снега.

Лавины из снежных досок образуются пос­ле уплотнения поверхностного слоя снега под воздействи­ем ветров. Снежные доски возникают под карнизами и гребнями, на перегибах склонов. Такие участки имеют вид надежного, хорошо скрепленного снега, обнаружить снежные доски порой нелегко.

Под коркой твердого наста нередко находится рых­лый горизонт неустойчивой снежной крупы. Достаточ­но незначительного содрогания склона при проезде лыж­ника или воздушного толчка, чтобы сорвать лавину из огромных снежных глыб-досок (рис. 55). Лавина имеет большую скорость, выйти из нее, сохранить ориентиров­ку, а тем более устойчивость бывает крайне сложно.

Бывают лавины смешанного типа. Напри­мер, лавина из сухого снега, идущая с высоты 3000 — 4000 м, в нижней части увлекает влажный снег и при выкате в долину уже имеет характер лавины из мокро­го снега.

Всем туристам, альпинистам и горнолыжникам хорошо известно правило: лавины сходят там, где они сходили раньше. Поэтому перед тем как отправить­ся в поход по новому маршруту или в высокогорье для спуска по новым склонам, лощинам и ледникам, где не проложены горнолыжные трассы, следует изучить лавин­ную "предысторию" района. Такие знания совершенно необходимы инструкторскому составу турбаз. В турист­ских кабинетах должна быть вывешена схема лавиноо­пасных зон района.

 

 

Рис. 55. Виды снежных лавин: слева из сухого снега, справа из снежных досок

 

При рассмотрении особенностей маршрута прежде всего следует установить, не попадает ли он под пути возможного схода лавин. Наиболее опасны участки, находящиеся под кулуарами, желобами, под лавиносборниками (своеобразными воронками), под перевальными и гребневыми склонами. Большую опасность представ­ляют собой вогнутые участки рельефа. Отрыв снега чаще всего происходит на перегибах, в местах перехода с пологого ската на крутой. Поэтому пересекать такие склоны следует несколько выше линии возможного от­рыва. В лавиноопасной ситуации и в других случаях, когда нет твердой уверенности в устойчивом залегании снега, спускаться на лыжах надо по гребневым направ­лениям, выбирая выпуклые формы склонов для пересече­ния опасных зон.

Места выходов лавин легко определить по характе­ру высокой растительности (деревьев, кустарников) ниже зоны альпийских лугов. Лавины уничтожают хвойные деревья (ель, пихту, сосну) и пригибают массой снега к клону стволы лиственных деревьев (березу, бук и др.). Так что наличие темно-зеленых хвойных полос свидетель­ствует об отсутствии лавин или редком их сходе (мож­но приблизительно судить по возрасту деревьев). Свет­ло-зеленые массивы угнетенных (саблевидных — выгну­тых в сторону долины) лиственных пород деревьев и ку­старников указывают на обычные пути схода лавин.

Следует избегать спусков со склонов, находящихся под снежными карнизами. Нависающие массы снега могут обрушиться в любой момент и вызвать мощную лавину.

Оценивая состояние снега, всегда полезно знать, как формировался снежный покров в течение сезона. Если на склоне систематически катались лыжники и особенно если при этом образовались бугры, то это солидная гарантия устойчивости снежной подложки. Определить лавиноопасность целинного снега значительно труднее. Самый надежный способ — прорыть шурф вглубь вплоть до поверхности склона. Тогда можно определить характер снежных слоев и степень перекристаллизации снега на разной глубине. Ощупать неустойчивые глубинные слои перекристаллизованного снега можно иногда, протыкая снег перевернутой лыжной палкой.

Большую опасность представляет свежевыпавший порошкообразный снег, особенно если он "плывет" вниз под лыжами, обнажая плотный слой снежной подложки. Наличие полуметрового свежевыпавшего или метелевого снега — предупреждение об опасности.

О неустойчивости влажного снега свидетельствуют снежные катышки, "улитки". Такой снег также может сползать под тяжестью лыжника. Превращение снежной поверхности в плотный наст может происходить под вли­янием ветра или мороза. При этом характерна темная матовая окраска, отличающая его от окружающего сне­га. Это признак вероятного образования лавин из снеж­ных досок. Трещины в снежном покрове указывают на то, что напряжения уже не могут быть сняты путем пла­стических деформаций снежной толщи. Трещины могут предвещать лавины из снежных досок и сухого снега. Серьезным предупреждением о неустойчивости снеж­ного покрова служит ухающее оседание наста под тя­жестью лыжника. Это значит, что в нижних слоях снеж­ного покрова возникли воздушные полости.

Всякая резкая смена погоды: сильный снегопад, метель или дождь, оттепели или приход теплых ветров, повыше­ние влажности воздуха — отрицательно сказывается на устойчивости снежных масс на склонах. Не случайно большая часть лавинных обвалов происходит на южных склонах в самое теплое время дня — от 12 до 16 ч. Наступление мороза после теплых дней стимулирует в снежной толще интенсивные процессы перекристалли­зации. Таким образом, температура и влажность возду­ха, освещенность склона, направление и сила ветров - основные метеофакторы, влияющие на развитие лавин­ных процессов.

На раскатанных горнолыжных трассах лавинная угроза практически отсутствует, если, конечно, склоны не находятся в зоне возможного схода лавин. Известно немало случаев, когда лавины спускались сверху пря­мо на горнолыжные трассы. После обильных снегопадов лыжник может более или менее спокойно себя чувство­вать лишь на склонах крутизной не более 15 - 17°. Считают, что лавинная опасность начинается пример­но с 23°, хотя лавины сходят и со значительно более пологих склонов.

Практические советы лыжнику о том, как избежать ла­винной опасности, сводятся к следующему.

1. Никогда не спускайтесь на лыжах в одиночку за пределами от­крытых трасс. Следуйте указаниям о состоянии склонов, объявляе­мым на станциях подъемников. Трассы могут быть временно закры­ты контрольно-спасательной службой для подготовки трасс, а также для искусственного спуска лавин.

2. Если вы уезжаете от группы, сообщите инструктору и товари­щам, куда вы направляетесь и когда вернетесь.

3. После обильного снегопада следует переждать два-три дня, прежде чем кататься на открытых больших склонах вне гребневых маршрутов.

4. Не катайтесь вне маркированных трасс в период потепления, во время или после теплых сильных ветров.

5. Весной используйте для катания утро (до 10 — 12 ч. в зави­симости от погоды и экспозиции склона). Под лучами солнца снег быстро "закисает" (особенно в горах) и становится лавиноопасным.

6. Избегайте спусков во второй половине дня (за исключением се­верных и западных склонов, которые защищены от утреннего и днев­ного солнца).

7. Запомните признаки непосредственной лавинной угрозы: снег под лыжами "плывет", ускользает вниз; снежный наст оседает со звуком "у-у-ух"; по склону скатываются снежные катышки — "улит­ки"; на склонах видны свежие следы снежных оползней, лавин; про­валиваясь, лыжи как бы теряют опору на рассыпчатом, словно кру­па, снегу.

8. Опасайтесь спусков по мокрому глубокому снегу, когда в мо­мент остановки снег, словно цемент, намертво "схватывает" лыжи.

9. Если вы сомневаетесь в снежной ситуации, выберите более бе­зопасное направление спуска (при этом наряду с рельефом следует знать характер поверхности склона). Не допускайте падений. Дуги по­воротов выполняйте плавно, связывайте повороты без резких закантовок, гладко, без сбрасывания вниз снега и без сотрясения снеж­ного покрова. Стремитесь держать направление поворотов вниз по склону без длинных траверсов.

10. Предпочитайте спуски вдоль гребней, на выпуклом рельефе, по склонам с чередующимися участками скал и выполаживаний.

11. Если вы еще неуверенно себя чувствуете в глубоком снегу, катайтесь только там, где проложены следы другими лыжниками.

12. Опасайтесь попасть под лавину, которую могут вызвать сверху другие лыжники.

13. Избегайте спусков по кулуарам — обычным маршрутам схо­да лавин.

14. Если резко снизилась видимость, уходите вниз, в гостиницу (убежище).

15. При необходимости пересечь лавиноопасный склон делайте это в его верхней части и соблюдайте следующие условия:

отстегните от ботинок ремни — улавливатели лыж; освободите кисти от темляков палок; снимите одну лямку рюкзака; привяжите к поясу лавинный шнур;

в группе сохраняйте дистанцию между лыжниками 40 — 50 м.

 

При попадании в лавину. Горнолыжник должен следо­вать правилу: лучше отказаться от спуска по сомнитель­ным снежным полям, чем недооценить лавинную угрозу и попасть в лавину. Горы не прощают легкомыслия.

Выход на лавиноопасные склоны категорически зап­рещается. Но если лыжник оказался в лавинной ситуа­ции или попал в движущуюся снежную массу, то не следует паниковать. Действия лыжника в сложной снеж­ной обстановке сводятся к следующему.

Будьте предельно внимательны. Сорвать лавину мо­жет лыжник, свалившийся снежный карниз и т.п. Почти всегда начало лавины сопровождается шумом. Лыжник, заметивший лавину, должен крикнуть: "Лавина сверху (справа)!"

Увидев надвигающийся поток снега, оцените его на­правление и скорость его движения и попытайтесь уйти от лавины.

Если стоит морозная погода и над лавиной клубит­ся снежная пыль, то это - лавина из сухого снега. Стремитесь уйти в сторону, на край потока и спрятаться под препятствие (скалу, камень, дерево, куст, бугор, выступ). Закройте рот и нос шерстяной шапочкой, плат­ком, чтобы не задохнуться в снежной пыли. Закрепитесь, чтобы не быть сорванным лавиной. (Катаясь в такую погоду, следует надевать капюшон, тщательно застеги­ваться.)

Лавина из влажного снега имеет меньшую скорость. Правильно выбрав путь, лыжник может уехать от нее, если он сначала покатит вниз, чтобы разогнаться, а затем длинной отлогой дугой на большой скорости выскочит вбок на гребень или на контруклон. Однако при этом лыжник рискует упасть или въехать в лавинный поток, если он неправильно выбрал направление спуска.

Если лыжник оказался в зоне зарождения лавины или если лавина еще не набрала силу и скорость, то удер­жаться на склоне можно, врубив в снег снятую лыжу, палку или даже засунув глубоко в нижние слои руку. Пригнувшись, дать лавине пройти сверху по спине.

При невозможности уехать от лавины постараться сме­ститься к ее краю, быстро освободиться от лыж, палок, рюкзака и всеми силами удерживаться на склоне, а бу­дучи захваченным снежным потоком, оставаться на по­верхности, подбираясь к его краю с помощью активно­го сопротивления, плавательных движений.

Основное условие сохранения жизни в остановившейся снежной массе — обеспечить воздух для дыхания. По­этому следует во что бы то ни стало в последний момент, когда движение снега замедляется, сгруппироваться, под­тянув ноги к животу, прикрыть рот руками и постарать­ся расширить в снегу воздушное пространство перед ли­цом и грудью.

Будучи засыпанным, бороться за жизнь, одолевая страх и возможность шока. Известны случаи, когда спа­сали людей из лавины после их пребывания под снегом в течение нескольких часов (и даже дней).

Лыжники, не попавшие в лавину, обязаны без про­медления организовать поиск засыпанных лавиной и сразу же оповестить о случившемся контрольно-спаса­тельную службу. От того, как быстро и оперативно раз­вертываются спасательные работы, зависит жизнь пост­радавших. В таких случаях счет времени идет на минуты и даже на секунды.

Меры предосторожности при спусках на ледниках. При спусках по ледникам лыжник больше всего рискует встре­тить опасности.

Никогда не следует спускаться в одиночку. Если что-5 случится на спуске, например, вы попадете в рассе­лину или получите травму, извлечь вас будет некому.

Не спускайтесь по незнакомым и неизученным маршрутам на ледниках: неизвестно, куда они выводят.

Перед спуском надо хорошо просмотреть маршрут снизу, а во время подъема по канатной дороге убедиться в его безопасности и выбрать запасные варианты спус­ков в сложных местах.

Будьте осторожны при преодолении рантклюфтов (бе­реговых трещин в месте сближения ледника со скала­ми) — снежный мост может оказаться недостаточно прочным.

Избегайте спусков по наметенному ветром снегу: он может скрывать глубокую трещину.

Никогда не спускайтесь в тумане или в вечерней мгле.

Будьте особенно осторожны на перегибах ледника: здесь наиболее вероятны поперечные трещины. Пересекать выпуклые участки ледников опасно.

Ради предосторожности не следуйте вплотную за впе­реди едущим лыжником. Дистанция должна быть доста­точная, чтобы успеть остановиться в любой момент.

Снежные мосты через трещины проезжайте в прямом направлении быстро.

Если ваш спутник провалился в трещину, не прибли­жайтесь тут же к краю, чтобы увидеть его, — снег может нависать карнизом над обрывом. Постарайтесь правиль­но оценить обстановку: можете ли вы сами извлечь това­рища из трещины (без веревки, с веревкой), можете ли ему бросить теплые вещи. Отметьте, четко обозначьте место на леднике и срочно отправляйтесь сообщить о происшествии в пункт КСС. Помощь должна прийти как можно скорее, поскольку лыжник может пострадать от переохлаждения.

Если вы заблудились на леднике и не можете найти спуск в долину, поднимитесь вверх по своим следам и перейдите на другой маршрут.

 



2015-11-07 926 Обсуждений (0)
Опасности, связанные со спецификой гор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опасности, связанные со спецификой гор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (926)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)