Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Технические комитеты системы сертификации





Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализи-рующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее вы-сокий научно-технический потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 технических комите-тов.

Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого сто-ла» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих Технических комитетов включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. Технические комитеты несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для примера укажу структуру и состав некоторых Технических комитетов.

В Техническом комитете 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных благ».

В составе Технического комитета 347 «Услуги торговли и общественного питания» два под-комитета: ПК 1 «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Ростехрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.



В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации — «некоммерческому партнерству».

В промышленно развитых странах — членах Европейского Союза (ЕС), прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные

органы по стандартизации, как Британский институт стандартов — BSI; Немецкий институт стандартов — DIN; Французская ассоциация по стандартизации — AFNOR.

Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR — более 3 тыс., DIN — около 2 тыс.

Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходи-мость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартиза-ции», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам.

Одним из составных элементов подобных договоров являются следующие обязательства пра-вительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку продукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.)

Бюджет большинства национальных органов по стандартизации складывается из правитель-ственных субсидий (например, во Франции — более 20% от требуемого объема, в Германии — 15%); различных статей доходов — членских взносов, реализации стандартов, организации плат-ного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия).

В 13% стран — членов ИСО национальные организации по стандартизации находятся на пол-ном самофинансировании.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ныне Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации — ЕАСС). Его основными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение и принятие стандартов. Принимаемые Советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

Членами ЕАСС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников Соглашения всех 12 государств Содружества. Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах — участниках Соглашения осуществляют соответствующие органы: например, в Республике Армения — Армгосстандарт; на Украине — Госстандарт Украины; в Республике Молдова — Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане — Туркменглавгосинспекция и т.д.

Основной рабочий орган ЕАСС — Бюро стандартов, метрологии и сертификации с местом пребывания в Минске. По установившейся традиции заседания проводятся поочередно в государствах — участниках Соглашения. В результате деятельности ЕАСС сохранены существовавшие в СССР фонды Нормативной документации и эталонная база (около 25 тыс. государственных, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов единиц физических величин).

К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ. Рабочими органами ЕАСС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации.

Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТов ведется в соответствии с годовыми планами. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению ЕАСС, заседания которого проходят два раза в год. Общие положения по правилам проведения работ в области межгосударственной стандартизации установлены в основополагающем стандарте — ГОСТ 1.0—92. Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств.

В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства — участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТов в последнее время составляют государственные стандарты России —- ГОСТ Р (около 70%).

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением агентства Ростехрегулирование. Отдавая должное большой работе, проводимой Советом в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации — ИСО признала в свое время МГС (новое наименование—ЕАСС) в качестве международной региональной организации по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) функционирует с 1947 г. ISO — не аббревиатура. Официальное название организации — International Organisation for Standartisation.

Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 июля2009 г. в работе ИСО участвовало свыше 150 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносовстран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

 
 
Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО — Генеральная Ассамблея (рис. 2.7.1).

Рис. 2.7.1.

Так как в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран — инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого isos — «равный».

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В рамках ИСО функционирует 188 технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические Технические комитеты решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные Технические комитеты действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого Технического комитета. Членство может

быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов Технического комитета.

К началу 2009 г. действовало примерно 14,5 тыс. Международных стандартов ИСО. 75% Международных стандартов ИСО — основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

 

35. Руководящий комитет системы сертификации.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий комитет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц. В Системе может участвовать любая страна — член МЭК при выполнении ряда условий: наличие национальной организации по стандартизации и сертификации; согласие выполнять все правила Системы и издание соответствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпускаемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств члена Системы.

Предусмотрено два вида участия страны в Системе МЭК:

• участие в Руководящем комитете по сертификации с правом голоса и консультативное членство в Координационном комитете по надзору;

• участие в Руководящем комитете с правом голоса и полноправное членство в Координационном комитете по надзору.

 

36-39.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)