Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ



2015-11-07 3303 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ 4.75 из 5.00 4 оценки




БИОЛОГИЯ

ПРОМЫСЛОВЫХ ЗВЕРЕЙ РОССИИ

Допущено Министерством сельского хозяйства РФ

В качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

По специальности 011600 «Биология» специализация «Охотоведение»

Киров, 2007


УДК

ББК

Рецензенты:

Доктор биологических наук, профессор Н.Н. Граков (Всероссийский НИИ охотничьего хозяйства и звероводства им.проф.Б.М.Житкова).

 

Доктор биологических наук, профессор М.Н. Смирнов(кафедра охотоведения Красноярского государственного университета).

 

Доктор биологических наук, член-корреспондент РАСХН, профессор В.Г. Сафонов(кафедра биологии и систематики промысловых зверей и птиц Вятской государственной сельскохозяйственной академии).

Машкин В.И.

Биология промысловых зверей России. Учебник для вузов: Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Константа, 2007. - 750 с. ил.

 

В пособии приведены сведения по истории развития, биологии, морфологии, систематике, распространению, поведению, основам динамики численности и хозяйственному значению промыслово-охотничьих зверей в России, включая виды, акклиматизированные в стране.

Пособие может быть использовано студентами биологических специальностей биологических, сельскохозяйственных и лесохозяйственных вузов,других институтов учителями средних школ и преподавателями средних специальных учреждений, а также практическими работниками охотничьего хозяйства, охотниками и любителями природы.

 

 

©Машкин В.И., автор- составитель

© ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, 2006 г.


Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 7

ВВЕДЕНИЕ.. 9

ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ.. 14

Биология и научный метод. 14

Источники научных сведений. 16

Приобретение знаний. 17

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.. 21

История изучения животных в Европе. 21

История изучения животных в России. 23

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.. 34

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЛЕКОПИТАЮЩИХ.. 38

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИИ.. 53

ГОДОВОЙ ЦИКЛ ЖИЗНИ.. 53

ПИТАНИЕ. 65

ПОВЕДЕНИЕ. 68

Внутривидовые отношения. 70

Межвидовые взаимоотношения животных. 79

ПОПУЛЯЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.. 82

ОРИЕНТАЦИЯ И СИГНАЛИЗАЦИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.. 86

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ЖИВОТНЫХ.. 103

ЗНАЧЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.. 111

СИСТЕМАТИКА ПРОМЫСЛОВЫХ ЗВЕРЕЙ.. 114

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВИДЕ. 114

ОТРЯД НАСЕКОМОЯДНЫХ INSECTYVORA BOWDICH, 1821. 125

СЕМЕЙСТВО ЕЖЕЙ ERINACEIDAE BONAPARTE, 1838. 126

Род обыкновенных ежей - Erinaceus Linnaeus, 1758. 126

Род ушастых ежей - Hemiechinus Fitzinger, 1866. 128

СЕМЕЙСТВО КРОТОВ TALPIDAE GRAY, 1821. 129

Род выхухолей - Desmana Guldenstaedt, 1777. 130

Род кротов обыкновенных - Talpa Linnaeus, 1758. 134

СЕМЕЙСТВО ЗЕМЛЕРОЕК SORICIDAE FISCHNER,1814. 141

ОТРЯД ХИЩНЫХCARNIVORA BOWDICH, 1821. 143

СЕМЕЙСТВО ПСОВЫХ CANlDAE FISCHTR, 1817. 144

Род енотовидных собак - Nyctereutes Temminck, 1839. 145

Род волков - Canis Linnaeus, 1758. 152

Род песцов - Alopex Kaur, 1829. 164

Род лисиц - Vulpes Frisch, 1775. 174

Род красных волков - Cuon Hodgson, 1838. 187

СЕМЕЙСТВО МЕДВЕЖЬИХ URSIDAE FISCHER, 1817. 189

Род медведей - Ursus Linnaeus, 1758. 190

СЕМЕЙСТВО ЕНОТОВЫХ PROCYONIDAE BONAPAWE 1850. 214

СЕМЕЙСТВО КУНЬИХ MUSTELIDAE FISCHTR, 1817. 218

Род куниц - Martes Pinel, 1792. 219

Род росомах - Gulo Storr, 1780. 241

Род ласок и хорьков - Mustela L., 1758. 248

Род перевязок - Vоrmela Blasius, 1884. 281

Род барсуков - Meles Brisson, 1762. 284

Род выдр - Lutra Brisson, 1762. 293

Род каланов - Enhydra Fleming, 1822. 299

СЕМЕЙСТВО КОШАЧЬИХ FELIDAE FISCHER, 1817. 306

Род пантеры - Panthera Oken, 1816. 308

Род ирбисы - Uncia Gray, 1854. 316

Род кошки восточноазиатские - Prionailurus Severtzov, 1858. 319

Род кошки - Felis Linnaeus, 1758. 321

Род рыси – Lynx Kerr, 1776. 328

ОТРЯД КИТООБРАЗНЫХСЕТАСЕА BRISSON, 1762. 335

ПОДОТРЯД ЗУБАТЫХ КИТОВ ODONTOCETI FLOWER, 1867. 340

СЕМЕЙСТВО НАРВАЛОВЫХ ODMONONTIDAE GRAY, 1821. 342

Род белух - Delphinapterus Lacepede, 1804. 343

Род нарвалов - Monodon Linnaeus, 1758. 345

СЕМЕЙСТВО КАШАЛОТОВЫХ PHYSETERIDAE GRAY, 1821. 346

Род кашалотов - Physeter L.,1758. 347

СЕМЕЙСТВО ДЕЛЬФИНОВЫХ - DELPHINIDAE GRAY, 1821. 348

Род продельфинов - Stenella Gray,1866. 348

Род дельфинов-белобочек – Delphinus L. 1758. 348

Род афалин – Tursiops Gervias. 1855. 348

Род китовидных дельфинов – Lissodelphis Gloger, 1841. 349

Род короткоголовых дельфинов – Lagenorhynchus Gray, 1846. 349

Род серых дельфинов - Grampus Gray, 1828. 349

Род морских свиней – Phocoena G.Cuvier, 1817. 349

Род белокрылых морских свиней – Phocoenoides Andrews, 1911. 349

Род бесперых морских свиней – Neophocaena Palmer, 1899. 350

Род гринд - Globicephala Lesson 1828. 350

Род малых, или чёрных косаток – Ppeudorca, Reinhardt, 1862. 350

Род косатки - Orcinus Fitzinger, 1860. 350

СЕМЕЙСТВО КЛЮВОРЫЛОВЫХ ZIPHIIDAE GRAY, 1865. 351

Род плавунов - Barardius Duvernoy, 1851. 352

Род ремнезубов - Mesoplodon Gervais, 1850. 352

ПОДОТРЯД УСАТЫХ КИТОВ MYSTICETI FLOWER, 1864. 354

СЕМЕЙСТВО ГЛАДКИХ КИТОВ BALAENIDAE GRAY, 1825. 355

Род гренландских китов - Balaena Linnaeus, 1758. 356

Род южные киты - Eubalaena Gray, 1864. 357

СЕМЕЙСТВО СЕРЫХ КИТОВ ESCHRICHTIDAE ELLERM.et MORR.-SCOTT, 1951 358

Род серых китов - Eschrichtius Gray, 1864. 358

СЕМЕЙСТВО ПОЛОСАТИКОВЫХ BALAENOPTERlDAE GRAY, 1864. 359

Род настоящих полосатиков - Balaenoptera Lampede, 1804. 360

Род горбатые киты - Megaptera Gray, 1846. 364

ОТРЯД ЛАСТОНОГИХ PINNIPEDIА ILLIGER, 1811. 365

СЕМЕЙСТВО УШАСТЫЕ ТЮЛЕНИ OTARIIDAE GILL, 1866. 367

Род сивучи - Eumetopias Gill, 1866. 368

Род северные морские котики - Callorhinus Gray, 1859. 371

СЕМЕЙСТВО МОРЖОВЫХ ODOBENIDAE .J. ALLEN, 1880. 375

Род моржей - Odobenus Brisson, 1762. 375

СЕМЕЙСТВО НАСТОЯЩИЕ ТЮЛЕНИ PHOCIDAE GRAU, 1821. 380

Род обыкновенные тюлени - Phoca Linnaeus, 1758. 382

Род нерп - Pusa Scopoli, 1777. 385

Род полосатых тюленей - Histriophoca Gill, 1873. 389

Род серые, или длинномордые тюлени - Halichoerus Nilsson, 1820. 393

Род морских зайцев - Erignathus Gill, 1866. 395

Род тюленей-монахов - Monachus Fleming, 1822. 396

Род хохлачей - Cystophora Nilsson, 1820. 398

ОТРЯД ПАРНОКОПЫТНЫХARTIODACTYLAOWEN, 1848. 401

ПОДОТРЯД НЕЖВАЧНЫХ SUIFORMES JAECKEL, 1911. 402

СЕМЕЙСТВО СВИНЫХ SUIDAE GRAY, 1821. 402

Род собственно свиньи, или кабаны, - Sus Linnaeus, 1758. 403

ПОДОТРЯД ЖВАЧНЫХ RUMINANTIA SCOPOLI, 1777. 413

СЕМЕЙСТВО ОЛЕНЕВЫХ CERVIDAE GRAY, 1821. 414

Род кабарог - Moschus Linnaeus, 1758. 414

Род косули - Capreolus Gray, 1821. 420

Род лосей - Alces Gray, 1821. 429

Род северных оленей - Rangifer Н. Smith, 1827. 439

Род оленей - Cervus Linnaeus, 1758. 447

СЕМЕЙСТВО ПОЛОРОГИХ BOVIDAE GRAY, 1821. 460

Род дзеренов - Procapra Hodgson, 1846. 461

Род сайгаков - Saiga Gray, 1843. 464

Род горалов - Nemorhaedus Н. Smith, 1827. 470

Род серн - Rupicapra De Blainville, 1816. 474

Род горных козлов - Сарrа L., 1758. 477

Род бараны - Ovis Linnaeus, 1758. 487

Род бизонов - Bison Н. Smith, 1827. 496

Род овцебыков - Ovibos De Blainville, 1826. 501

ОТРЯД ЗАЙЦЕОБРАЗНЫХ LAGOMORPHA BRANDT, 1855. 506

СЕМЕЙСТВО ПИЩУХОВЫХ OCHOTONIDAE THOMAS, 1897. 507

Род пищух - Ochotona Link, 1795: 508

СЕМЕЙСТВО ЗАЙЦЕВЫХ LEPORIDAE GRAY, 1821. 510

Род зайцев - Lepus Linnaeus, 1758. 511

Род кроликов - Oryctolagus Lilljeborg, 1874. 523

ОТРЯД ГРЫЗУНОВ RODENTIA BOWDICH, 1821. 524

СЕМЕЙСТВО БЕЛИЧЬИХ SCIURIDAE GRAY, 1821. 526

Род белки - Sciurus Linnaeus. 1758. 527

Род бурундуков - Tamias Illiger, 1811. 536

Род сурков - Marmota Frisch, 1775. 549

СЕМЕЙСТВО ЛЕТЯГОВЫХ PTEROMYIDAE BRANDT, 1855. 559

СЕМЕЙСТВО БОБРОВЫХ CASTORIDAE HEMPRICH, 1820. 560

Род бобры - Castor L. 560

СЕМЕЙСТВО ХОМЯКОВЫХ CRICETIDAE FISCHER, 1817. 572

ПОДСЕМЕЙСТВО ЦОКОРОВ MYOSPALACINAE LILJEBORG, 1866. 575

Род цокоров - Myospalax Laxmann, 1769. 576

ПОДСЕМЕЙСТВО ПОЛЕВОК MICROTINAE MILLER. 1898. 578

Род водяных полевок - Arvicola Lacepede, 1799. 578

Род ондатр - Ondatra Link, 1795. 581

ПОДСЕМЕЙСТВО ПЕСЧАНОК GERBILINAE ALSTON.. 588

Род больших песчанок - Rhombomys Wagner 588

СЕМЕЙСТВО СЛЕПЫШОВЫХ SPALACIDAE GRAY.. 591

Род слепышей - Spalax Güldenstaedt 591

СЕМЕЙСТВО МЫШИНЫХ MURIDAE ILLIGER, 1811. 593

Род крысы - Rattus Fischer, 1803. 594

СЕМЕЙСТВО СОНЕВЫХ MYOXIDAE, GRAY 1821. 596

Род полчков - Glis Brisson, 1762. 596

СЕМЕЙСТВО ТУШКАНЧИКИ ПЯТИПАЛЫЕ ALLACTAGIDAE VINOGRADOV, 1925. 598

Род земляных зайцев - Allactaga F.Cuvier 599

СЕМЕЙСТВО ШИНШИЛЛОВЫЕ CHINCHILLIDAE THOMAS. 600

СЕМЕЙСТВО НУТРИЕВЫХ MYOCASTORIDAE MILLER ЕТ. 602

Род нутрий - Myocastor Kerr 602

Рекомендуемая литература. 607


ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимость подготовки настоящего пособия обусловлена отсутствием учебников при прохождении студентами-охотоведами курса «Биология и систематика промысловых зверей». Учебник Колосова А.М., Лаврова Н.П., Наумова С.П. «Биология промыслово-охотничьих зверей СССР» (1979) стал библиографической редкостью. С другой стороны, за прошедшие двадцать пять лет териологическая наука обогатилась новыми фактами и обобщениями, которые необходимо знать студентам.

По содержанию настоящее издание соответствует действующей программе курса «Биология и систематика промысловых зверей», в нем дается морфологическая и биологическая характеристика представителей охотничьих животных всех отрядов фауны России. Расширен очерк истории изучения охотничьей фауны и общей организации млекопитающих. Отдельными главами выделены особенности поведения зверей и основы динамики численности. Краткость освещения биологии представителей отрядов китообразных и ластоногих обусловлено чтением для охотоведов специального курса «Биология и промысел морских млекопитающих», в котором излагается наиболее полная характеристика этих животных.

Опыт преподавания и анализ знаний студентов после прослушивания ими курса показал, что изучение биологии конкретных видов зверей необходимо давать на базе знания общих особенностей биологии млекопитающих, поведенческих аспектов внутри- и межвидовых отношений, закономерностей размещения по территории и динамики численности. Логическое обсуждение общих и частных вопросов биологии животных развивают у слушателей способность осмысливать основные механизмы и закономерности существования вида и вырабатывать грамотные решения в сохранении и использовании животных.

Излагая систематику, автор руководствовался сводками «Систематика млекопитающих» (Соколов, 1973, 1977, 1979), «Таксономический и правовой статус наземных позвоночных животных России (Ильяшенко, 2001) и «Наземные звери России» (Павлинов и др., 2002).

Не все очерки написаны детально и подробно, что обусловлено полнотой изученности отдельных таксонов. Автор будет благодарен за все замечания, которые следует направлять по адресу: 610013, Киров, Октябрьский пр-т, Вятская ГСХА, биологический факультет, кафедра биологии промысловых зверей и птиц.

В период оформления рукописи и подготовки карт автору советами и замечаниями большую помощь оказали Л.М. Шиляева, В.Н. Пиминов, А.А. Синицын, В.В. Ширяев, А.П. Савельев, В.В. Колесников, И.Л. Туманов и др. Электронные версии карт выполнил В.И.Карпухин и М.А.Ларионова. Рисунки подготовлены М.С. Сухановой на основании оригиналов художников В.А. Ватагина, В.А. Горбатова, А.Н. Комарова, Н.Н. Кондакова, К.К. Флерова и А.Н. Формозова. Всем этим людям и рецензентам автор глубоко признателен и благодарен.


ВВЕДЕНИЕ

Основу фундаментальных знаний для углубленного изучения биологии промысловых зверей и птиц составляют зоология, анатомия, физиология, экология животных, ботаника и геоботаника. С освоения этих дисциплин начинается формирование профессиональных знаний будущего специалиста. Звери и птицы составляют основу сырьевой базы охотничьего хозяйства. Фауна России насчитывает около 80 видов промысловых млекопитающих. Они имеют важное хозяйственное значение и являются необходимым социально-эстетическим элементом окружающей среды. Изучение биологии зверей не самоцель для охотоведа, а теоретическая база специалиста для сохранения и неистощимого использования ресурсов конкретного вида животного.

Известно, что охотоведы организуют уборку «урожая» диких животных. Важнейшее значение в выращивании «урожая» приобретают знания об адаптациях животных к среде обитания, так как жизнедеятельность вида ограничена лимитирующими факторами внешней среды и регулируется внутрипопуляционными процессами и явлениями.

В курс изучения биологии промыслового вида включаются следующие вопросы:

1.Систематическое положение вида на русском и латинском языках. Особенности строения черепа и зубной системы как приспособление к питанию определенным набороом кормов. Особенности строения и внешнего облика как адаптация к свойственной среде обитания и образу жизни. Ареал, с указанием крайних точек распространения и районов с промысловой плотностью.

2. Биологические особенности обитания в определенной среде. Видовые адаптации животных.

3. Свойственные виду стации: основные, второстепенные, сезонные.

4. Образ жизни: индивидуальный, стадный, колониальный, семейный. Активность: суточная, сезонная, ночная, дневная сумеречная, ночная, дневная, сумеречная. Логовища, гнезда, норы. Размеры участка по сезонам. Степень оседлости. Причины возникновения и продолжительность миграций.

5. Питание. Видовой состав основных и второстепенных кормов. Сезонные особенности питания.

6. Размножение. Моногамия, полигамия, полиандрия. Сроки и сезонность гона (течки), спаривания. Продолжительность беременности. Сроки появления и, количество новорожденных в приплоде. Число и количество приплодов. Роль родителей в воспитании потомства.

7. Постнатальный онтогенез. Размеры и внешний вид новорожденных. Наличие или отсутствие мехового покрова. Сроки прозревания, появления зубов. Переход к самостоятельному образу жизни. Распад или сохранение семьи. Особенности поведения. Внутри и межвидовые взаимоотношения. Сигнализация и ориентация животных.

8. Особенности сезонной смены мехового покрова (линька), количество, сроки. Причины компенсационной, одноразовой линьки.

9. Сезонные и годовые изменения охотничьих ресурсов. Их стабильность и изменчивость. Основные факторы. определяющие размножение и смертность, наличие и доступность корма. Враги, конкуренты, инфекции, инвазии, хозяйственная деятельность человека, в том числе интенсивный промысел. Абиотические и внутрипопуляционные и внутрипопуляционные факторы.

10. Хозяйственное значение. Роль в пушном промысле, заготовках мясной продукции, лекарственно-технического сырья. Значение в лесном и сельском хозяйствах как переносчиков инфекционных и инвазионных заболеваний, как основы получения гибридов с ценными для человека свойствами.

Знания по всем приведенным аспектам жизнедеятельности каждого вида зверей любителю животных необходим для удовлетворения его любознательности и для расширения кругозора. Для охотоведа же знания по биологии зверей являются тонким и точным инструментом, при помощи которого он способен профессионально решить основополагающие задачи биологического природопользования:

1. Оценить численность и распределение поголовья животных в угодьях.

2. Выяснить, понять причины изменения ресурсов охотничьих животных и на основе полученной информации спрогнозировать тенденции их динамики.

3. Наметить организационно-экономические мероприятия по управлению популяциями и рациональному (безущербному для популяции) использованию ресурсов вида.

4. Сохранение биоразнообразия в угодьях.

Особая проблема, стоящая перед биологами, в том числе и охотоведами, - это сохранение редких видов животных, численность которых на планете сократилась настолько, что им грозит полное исчезновение. Проблема сохранения редких видов волнует умы самых разных людей уже более полувека. Эти виды не только потенциальный и реальный биологический ресурс, но и важнейший компонент биоразнообразия. Утрата каждого такого вида неизменно означает начало крушения экосистем и биоразнообразия в целом. Поэтому успешное сохранение или спасение видов, находящихся под угрозой исчезновения, - это престиж каждого государства, на территории которого обитает данный вид. Сохранение и восстановление таких видов невозможно без научно и методически обоснованной линии действий. Комплексную стратегию сохранения редких видов разработал наш соотечественник, российский зоолог, профессор В.Е. Флинт.

В процессе длительной эволюции выработалась сложнейшая биологическая система, в которой каждый живой организм выполняет свою определенную роль, обеспечивая её устойчивость. В ней нет ни одного лишнего звена, они убраны эволюцией, и исчезновение любого из них обязательно скажется на устойчивости самой системы. Утрата любого биологического вида означает опасность для человека и угрозу его существованию в рамках нарушенной биологической системы. А редкие виды - это виды, вероятность исчезновения которых особенно велика.

Последствия утраты биологических видов сказываются не сразу, иногда спустя столетия. Исчезнувший биологический вид человеку восстановить не дано! И не следует надеяться на то, что в процессе эволюции в далеком будущем вновь возникнет вид, аналогичный исчезнувшему. Эволюция, как и история, необратима. Поэтому отношение к каждому виду, находящемуся под угрозой исчезновения, должно быть особенно осторожным и бережным.

В последние годы одной из важнейших глобальных проблем, стоящих перед человечеством, стала проблема сохранения биологического разнообразия Земли. Биологическое разнообразие (или, как чаще говорят биоразнообразие) - это совокупность и гармоничное сочетание генофонда, его носителей (животных и растений) и их эволюционно сложившихся комплексов, - экосистем нашей планеты.

Редкие виды животных и растений- это самый хрупкий компонент биоразнообразия, самый чуткий интегрированный индикатор его неблагоприятных изменений, поэтому исчезновение, вымирание каждого вида - это своего рода тест на качество окружающей нас среды, на скрытые недостатки нашей работы по сохранению биоразнообразия, это незаживающая рана, трещина в целостности структуры биоразнообразия. А сеть таких трещин - это его распад, его гибель. Отсюда очевидны два положения:

1. Утрата каждого вида - это сигнал опасности;

2. По состоянию редких видов мы можем следить за состоянием нашей среды обитания, за состоянием природы.

Сохранение и восстановление каждого вида означает восстановление его функций в экосистеме, поэтому должно расцениваться как важный шаг к сохранению, а подчас и к реставрации биоразнообразия в целом.

Есть и еще один аспект - моральный. Вымирание вида - это страшный ущерб для нашего чувства ответственности за сохранность природы, которое человек взял на себя, это удар по нашему ощущению роли хозяина Земли, это, в сущности, доказательство нашего бессилия в управлении природой.

По подсчетам палеонтологов средняя продолжительность "жизни" вида птиц составляла около 2 миллионов лет, а млекопитающих - порядка 600 тысяч лет. Лишь немногие виды птиц и зверей просуществовали сравнительно короткое время, но и то это "короткое" время измерялось десятками тысячелетий. Однако так было только до появления на Земле человека. Человек внес трагический «вклад» в гармоничную симфонию жизни.

Так, по данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) с 1600 по 1975 год на Земле вымерло 74 вида (1,23%) птиц и 63 вида (1,43%) млекопитающих. Еще больше исчезло подвидов птиц и зверей. Из этого количества гибель более 75% видов млекопитающих и 86% птиц связана с деятельностью человека.

Нужно добавить, что исчезнувшие виды нередко "воскресают", так как их снова находят где-нибудь в неожиданном месте. Конечно, полностью исчезнувший вид не вернешь. А вот остановить, казалось бы, неизбежное вымирание, хотя и трудно, но все же в наших силах. Мы являемся современниками нескольких таких подвигов (иначе это и не назовешь!). У нас в стране – это восстановление до промысловых размеров численности соболя, бобра, европейского байбака и сайгака., И вновь «хозяин» Земли – человек - в результате варварского браконьерства в 1990-1999 гг. снизил поголовье сайгака более чем в 50 раз. Мировое научное сообщество вновь предпринимает огромные усилия по его спасению.

Восстановление белого арабского орикса в Омане в 1982 г. и популяции американского журавля, численность которого в природе к 1941 году снизилась до критического уровня в 15 птиц (в 2000 г насчитывалось более 200 журавлей), которые уже вне прямой опасности, хотя до сих пор каждая гнездящаяся пара и каждое гнездо находятся под неустанным контролем орнитологов.

Олень Давида, обитавший в болотистых районах Китая, в диком состоянии был полностью истреблен еще до нашей эры, но сохранился в виде паркового животного. Сейчас их стадо в природных условиях быстро растет, и это уже совершенно дикие животные, забывшие о многовековом плене. Разве это не чудо? Восстановление калифорнийского кондора, сапсана, черноногого хорька, белоголового орлана, алеутского подвида канадской казарки, бурого пеликана, аллигатора в Северной Америке, гавайской казарки, белого носорога в Южной Африке, красноногого ибиса, уже считавшегося исчезнувшим, но возвратившегося к новой жизни в Китае.

Едва ли стоит продолжать этот список "воскресших" видов млекопитающих и птиц, поскольку эти факты ясно показывают, что человек при желании, воле, умении и удаче может творить чудеса даже в такой хрупкой, такой ответственной и непредсказуемой области, как спасение редких и исчезающих видов. Следует иметь в виду, что сбор материалов по редким видам сложен и мало эффективен, получаемая информация накапливается долго и в мизерных объемах. Поэтому исследователю редких видов нужно быть не просто квалифицированным зоологом или ботаником, а творчески адаптированным к новым подходам и оригинальным методам решения стоящих задач.

Инструментом инвентаризации редких видов стали Красные книги (МСОП, национальные и региональные), в которых каждое внесенное в их списки животное имеет категорию статуса опасности исчезновения.

Деятельность охотоведа всегда имеет элементы научного творчества и гуманного созидания во имя всего живого на Земле.


ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ

Обычное определение биологии как «науки о жизни» (от греч. биос - жизнь и логос - наука) - наука о явлениях, протекающих в живых организмах, и закономерностях этих явлений. Основной задачей биологии является изучение жизнедеятельности живых существ в процессе их индивидуального (онтогенетического) и исторического (филогенетического) развития и управление этим развитием в интересах человека.

Биология интересуется бесчисленными формами живых организмов, их строением, функциями, эволюцией, индивидуальным развитием и взаимоотношениями с окружающей средой. Она стала слишком обширной наукой, чтобы ее мог охватить один исследователь или чтобы можно было с достаточной полнотой изложить ее в одном учебнике; большинство биологов - специалисты в какой-либо одной из биологических наук.

Ботаник и зоолог изучают типы организмов и их взаимоотношения соответственно в растительном и животном царствах. Анатом, физиолог и эмбриолог занимаются изучением строения, функций и развития организма. Науки можно подразделить дальше в зависимости от изучаемых живых объектов, например, выделить физиологию животных, физиологию млекопитающих, физиологию человека. Паразитолог изучает организмы, живущие в других организмах и существующие за их счет; цитолог исследует строение, химический состав и функции клеток, а гистолог занимается свойствами тканей. Генетик интересуется способом передачи признаков от одного поколения к другому; это тесно связано с изучением эволюции, которое ставит своей целью выяснить, как возникают новые виды и каким образом современные формы произошли от существующих ранее. Наука о классификации бактерий, грибов, растений и животных и об их эволюционном родстве между собой известна под названием систематики. Одной из самых молодых биологических наук является экология, изучающая взаимоотношения той или иной группы организмов с окружающей средой; к последней относятся как физические факторы, так и другие живые организмы, доставляющие изучаемому объекту убежище или пищу, конкурирующие с ним или охотящиеся за ним.

Существуют также специалисты, занимающиеся определенной группой живых организмов: териологи, изучающие млекопитающих; ихтиологи, изучающие рыб; микологи, изучающие грибы; орнитологи, изучающие птиц, и т.д.



2015-11-07 3303 Обсуждений (0)
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ПРЕДМЕТ И МЕТОД БИОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)