Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Межвидовые взаимоотношения животных




Взаимоотношения хищник-жертва характерны для всех звеньев пищевых цепей биосферы. При этом каждое звено, кроме крайних, одновременно является жертвой для последующего звена, и хищником для предыдущего. То есть поведение каждого животного в природе обычно связано с поведением его кормовых организмов и в то же время с поведением охотящихся за ним хищников.

Взаимопротивоположные контрадаптации хищника и жертвы постоянно совершенствуют способы охоты и способы защиты и этим оказывают решающее влияние на численность популяций как хищника, так и жертвы. Лабильность оборонительно-пищевого поведения животных в естественных условиях дает возможность существования популяции вида.

Поведенческая взаимопомощь.Внутривидовая взаимопомощь выражается в виде взаимной чистки (вылизывание шерсти у копытных и грызунов, взаимное выбирание из шерсти паразитов у приматов, взаимная помощь при выталкивании на поверхность одного из членов стаи у дельфинов и сигналы опасности). Все эти примеры взаимопомощи - свидетельство адаптивного поведения на популяционном уровне.

В межвидовых взаимоотношениях не всегда можно понять, какую пользу приносят каждому из видов данные отношения и каким образом разные виды приходят к взаимопониманию, на каком «языке» они объясняются, что в их поведении определяется врожденными программами, а что – научением.



Примером межвидовой взаимопомощи можно считать понимание «сигналов опасности» оного из видов данного ценоза. Так, тревожный крик вороны, сороки, писк синицы и др. воспринимается всеми как сигнал опасности. На тревожный крик сурка мгновенно реагируют горные козлы, бараны и суслики, а после резкого свиста горного козла все обитатели близлежащих участков встают в настороженные позы. То есть тревожные крики одного вида имеют ориентировочно-оборонительное значение для других видов, обитающих поблизости. Приведенные примеры симбиотических отношений можно отнести к межвидовому обучению по передаче оборонительных рефлексов во время опасности.

Другим примером межвидового симбиоза «чистильщиков» и их «клиентов» является необходимость очистки одних животных от эктопаразитов другими, специализирующимися в питании этими паразитами. Широко известны птицы - «чистильщики» зубов крокодиловтиркушки; некоторые виды птиц «чистильщиков» кожи и шерсти лосей, оленей, кабанов, ослов, коров, лошадей, овец, слонов, антилоп, буйволов и др. Белые египетские цапли, вороны, сороки, воробьи, скворцы, камышевки и др. собирают паразитов и часто подают сигналы опасности при появлении различных врагов.

Эволюция поведения млекопитающих.

Появившаяся в процессе эволюции животных сигнальная преемственность у высших позвоночных стала играть огромное значение, обогатив и усовершенствовав поведенческий комплекс животных. У млекопитающих сигнальная преемственность развита наиболее сильно. Это обучение охватывает широкие области жизни: питание и добывание пищи, защита от врагов, ориентация и сигнализация и многое другое, позволяющее достигать все большую устойчивость популяциям и меньшую зависимость от факторов внешней среды. Опосредованное обучение имело огромное значение в прогрессе развития человека, создавая возможность популяционного накопления информации и передачи ее от поколения к поколению. В результате групповое обучение и сигнальная преемственность перешли на новый уровень – социальной преемственности. То есть всегда надо помнить, что сила примера воспитывает значительно красноречивее проповеди.

Многочисленные примеры с так называемыми «Маугли» показывают, что если ребенок в течение 13-14 лет живет среди животных, в отрыве от общества людей, то его очень трудно и даже невозможно обучить нормальной речи, не говоря о культуре и цивилизации. Таким детям свойственна ограниченность, узкая специализация поведения, что является доказательством того, что только в среде себе подобных ребенок приобретает разум, моральные основы и другие истинно человеческие качества.

У высших позвоночных животных на базе их общения, коллективных действий, постоянного контакта поколений, усложнения временных связей и опосредованного обучения с соответствующими изменениями головного мозга возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям ситуаций, абстрагированию, предугадыванию событий, экстраполяции. Этот вывод сделал еще Ч. Дарвин (1896), указывая на то, что высшие животные, как и человек, обладают памятью, воображением и разумом. То есть поведение и психика животных – это предыстория человеческого разума.

Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных – это их способность улавливать простейшие эмпирические законы, предметы и явления окружающей среды и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях (Крушинский, 1977). В исследовательскую активность животных входит и манипуляторно-исследовательское поведение, к которому относится и «орудийная», и «конструктивная» деятельность животных. Так, калан на плоском камне разбивает мидий. Бобр строит плотины и хатки для обеспечения необходимых условий жизни. Исследуя совокупность пластичного поведения какого-либо вида и его «орудийно-конструктивной» деятельности можно судить об уровне его рассудочной деятельности.

Одним из показателей прогресса поведения животных является их инстинкт агрессивности. Агрессия – враждебное отношение к другим индивидуумам своего вида – не обязательное постоянное качество животных. Не относятся к агрессии случаи борьбы между хищником и жертвой или защиты родителями своего потомства. Агрессивность к особям своего вида у большинства видов то появляется, то исчезает. Она обычно проявляется в репродуктивный период их жизни и имеет определенное значение в половом отборе. Имеет значение в период воспитания молодняка, определяя их территориальность при защите гнездовой и кормовой территории. Агрессивность обычно слабо развита у животных, ведущих групповой образ жизни, а если и имеет место при создании и поддержании иерархических отношений в группе, то в этом случае она ограничивается определенной сигнализацией, определяющей иерархию и предупреждающей прямые столкновения, ведущие к повреждению организмов. Увеличение концентрации животных на ограниченном участке (острове) или уменьшение количества пищи действительно ведет к увеличению агрессивности и даже к каннибализму.

Агрессивность ради агрессивности у животных вообще не существует. Агрессивность – это производное первичных потребностей животного: самозащиты, брачных отношений, территориального распределения, внутристадной иерархии. Борьба животных одного вида не имеет целью смерть противника. Как правило, она прекращается при отступлении одного из конкурентов. У человекообразных обезьян навыки агрессивного поведения приобретаются в раннем возрасте путем подражания действиям взрослых особей.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1898)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7