Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Природно-географические предпосылки зарождения и становления философии на Востоке, Западе и в России




ДЕ 6.Экскурс в историю философии.

Движущие силы развития философствования.

Природно-географические предпосылки зарождения и становления философии на Востоке, Западе и в России.

Вся духовная жизнь общества развивается профессионалами прежде всего, философия тоже. Появление возможности для деятельности профессионалов духовного производства связано прежде всего не с социально-культурными, а с природно-географическими условиями. Философия не случайно зародилась почти одновременно в субтропических странах с горным рельефом и судоходными реками или морями. Еще в 18 веке Ш. Монтескье увидел, что «власть климата сильнее всех властей», от климата во многом зависят появление оптимальных возможности, необходимости и желания чем-либо заняться духовным. В наш 21 век мы особенно это чувствуем по мере глобальных климатических перемен. Геополитика по сути есть борьба за оставшиеся природные ресурсы материального и духовного производства.

Для возникновения философии и темпов ее развития было важно, чтобы климат был не слишком суров, но и не слишком балующим. В северных странах(России, Скандинавии, Канаде) философия нужна, нодолго была невозможна, ибо все силы уходили на борьбу с природой за физическое выживание, здесь не до философии. В богатых едой и не требующих теплых жилищ и одежд краях есть возможность, но нет необходимости и желания: в тропиках доныне можно жить первобытным дикарем. В субтропиках было необходимо перейти от собирательства к производству и возможно этоосуществить, поскольку имелись животные, на которых можно не только охотиться, но и приручить, имелись и злаки, которые можно было вырастить самим в помощь природе прокормить растущее население. Но понадобилась философия понять и убедить успеть перейти от обирания природы к помощи ей прокормить растущее население людей. Производство идей предваряет производство вещей, отражая потребность в них. Пока природа как мать детей может кормить, самостоятельность и следовательно, философия не нужны. Где хлеб и мясо дороги, надо обмозговывать решение проблем бытия.



Понимание, что мать-природа доведена до экологической катастрофы и надо с помощью философского свободомыслия завершить осознанно неолитическую революцию, порвав с привычками обирать природу и выработав привычку растить хлеб и овощи, скот и птицу пришло сначала в горах.Здесь земля пахотная только в долинах, ее мало, а склоны быстро эррозируют, поэтому надо было перейти от первого уже не природного, а общественного разделения труда (между землепашцами в долинах и скотоводами на склонах) ко второму (отделению ремесленного труда от крестьянского) и третьему (отделению на основе изобретения рабства умственного труда от физического в тоже профессиональный). Объедаемые скотом кустарники оголяли металлы, строительный материал, давая возможность развивать ремесла. Переход к ремеслу дал необходимый для содержания рабов прибавочный продукт, стало возможно пленных в войне и разорившихся соплеменников не убивать как лишние рты, а заставлять увеличивать прибавочный продукт. А появление профессионального умственного труда свободных от труда физического людей качественно повысило результативность умственной деятельности. Философствования не на завалинке усталых за день после тяжелой мышечной нагрузки самородков, а природные задатки превративших в талант образованием и жизнью в соответствующей среде свободных от житейских забот людей дали смелые прорывы мысли к пониманию законов природы и общественной жизни.

Судоходные реки и моря, заменявшие дороги, способствовали обмену не только вещами, но и идеями, вызвали потребность сомневаться в мифах своего народа как единственно верных миропониманиях, появилась нужда в философии и науках, технических изобретениях. Мастеровому или купцу среди чужеземцев надо было выгодно продать продукты ремесла и закупить продукты питания. Для этого надо было не только знать иностранный язык, но и «найти общий язык» с теми, кто здесь дома и может просто ограбить. Изучение чужих языков и культур способствовало лучшему пониманию своих, пересмотру отношения к своему как во всем и для всех лучшему. Не случайно первыми философами были часто купцы или их дети. И философия, например, эллинов, сначала развилась не на материковой Греции, а в колониях греков, переселившихся на жительство среди иных народов. В новых местах проживания опыт отцов и оставшихся на родине старших братьев менее полезен, чем опыт местного населения. И плыть надо не столько полагаяст на богов, сколько на умение вовремя самостоятельно сменить направление корабля, чтобы не затонуть. Таким образом, в 6 веке до нашей эры (до н.э.) появились в древних цивилизациях спросна философию и предложение сразу множества философских школ в Индии и Китае, Междуречье и вокруг Средиземноморья.

Но не случайно философия стран Востока отличается от Средиземноморской Античности, поскольку природно-климатические различия породили и культурно-исторические, социально-политические различия, что и повлекло в свою очередь через 2 тысячелетия вестернизацию, колонизацию Западом Востока. На Востоке фауна и флора богаче, есть коровы и овцы, лошади и верблюды, рис и пшено и т.д. Поэтому переход от кровно-родственной общины к соседской, а затем и разложение ее под влиянием частной собственности, переход от полигамного матриархата к нуклеарному патриархату, от родовой демократии через тиранию и монархию к демократии для всех имущих граждан, от коллективизма к частной собственности и индивидуализму, к классовому государству растянулся на тысячелетия. А в Средиземноморье нередко происходил за 3-4 поколения. Уже Гесиод в Элладе еще в 7 веке до н.э. в работе «Труды и дни» описал, как дед пахал землю, но ее в горах смыло и ветром сдуло, отец пас коз, которые съели кустарник, державший оставшиеся участки земли, брат младший за взятку судьям отнял последнюю землю, где можно было бы заниматься ремеслом, у Гесиода есть талант к философии, а чем будет кормиться его сын? Греко-римский мир Античности был миром веселых пиратов и пожизненных воинов из-за малоземелья. Запад доныне несмотря на запреты обогащается работорговлей и грабежом не меньше, чем производством и эксплуатацией НТП.

У нас в Башкирии, как на Востоке, достаточно равнин и родственные отношения и 27 веков спустя еще не такие, чтобы брат грабил брата, бывает, но еще достаточно часто видим примеры помощи. Где «всем миром» встречают молодоженов и новорожденных, хоронят усопших, к природе относятся экофильно – там философия мало востребована. На Востоке надо было совместно строить дамбы, оросительные каналы, уже поэтому первобытная община разлагалась медленно. И философия не торопилась дифференцироваться с религией, мифологией и науками. Импульсами философствовать были войны между государствами и гражданские. Но как верхи, так и низы обществ интересовались философствующими бродячими учителями только проиграв, чтобы ликвидировать последствия землетрясения или войны. На Востоке рост производительных сил происходил по мере роста населения, а на Западе – благодаря развитию философии и научно-технического прогресса. Вся Западная Европа крохотная и земли под пастбища и поля вечно не хватало даже для старших сыновей семьи, но землю можно было обрабатывать в одиночку. На Востоке для обработки и защиты от наводнений и засух огромных территорий труд должен был быть коллективным, организованным деспотической властью царей. Здесь истоки различий между философскими школами, проблематикой их исследований.

Россия – самая северная страна с суровыми климатическими условиями, где зима большей частью полгода, отчего буйство фантазии и мечтательность не только у философов. Земледельцам и скотоводам на территории современной России долго было не до создания собственной философии: морозы, пространства не располагали, а необходимость тоже была мала, ибо природа хоть и нещедрая, но столь малое для огромных территорий население кормила, леса и реки изобиловали зверем и рыбой. Частная собственность с 11 до конца 20 века все не могла разрушить общинный уклад жизни, а патерналистское государство препятствовало развитию свободомыслия и репрессиями, и какой-никакой, но заботой о населении. Резко-континентальный климат сформировал людей, легко впадающих из одной крайности в другую без умения вовремя затормозить, у нас «казнить - так казнить, миловать - так миловать»! Либо долготерпение до «весны», либо половодье бунта, революции, а на эволюционную кропотливую работу навыков не хватает. Зато, живя в зоне рискованного земледелия, с избытком игры в удачу, отваги «прорваться», благодаря «авось» и авралам «всем миром», до смерти уработаться, а потом напиться водки от простуды и сбросить стресс. Огромные расстояния приучили «долго запрягать, но быстро ездить», чтобы не замерзнуть в степи. Так и в мышлении: долго соображать, но быстро решать задачи. Огромные расстояния не позволяют тысячелетиями навести хоть где-то порядок, в философии та же неорганизованность мысли, логика «пройти околицей», «задним умом» дойти, либо напрямую тропу через «клумбы» проложить, обогнав европейцев на своей «птице-тройке».

Особой широте и космической высоте философии России способствует и наличие всей таблицы Менделеева, дающей и талантливость, и красоту населения, и особую синтетичность философской мысли. Природное разнообразие и щедрость одарили и философов России крепостью духа и стремлением мессиански помогать даже тем, кто живет в большем материальном и духовном достатке. Как писал в «Скифах» А.Блок: «нам внятно все, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». А другой классик философской поэзии отметил, что западным или восточным «умом Россию не понять, аршином общим не измерить», поэтому философов России иноземные обычно не понимают, как европейцы индийцев. М.Задорнов во многом верно показал, почему иноземцы нам смешны, а иностранные философы часто нас всех считают чукчами и боятся, когда наши стараются их авантюрно «освобождать от бездуховности и бездушия».

 





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)