Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классика Эллады: значение идей Платона и Аристотеля




Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в Афинах. Наиболее богата новыми идеями была философия так называемых классиков философии Эллады: Платона и Аристотеля.

Платон(Аристокл) жил в 427-347 до н.э. Он оказал наибольшее влияние на философию и христианство в последующие 2,5 тысячи лет, он стал создателем первой философской системы античности. Попытке Демокрита свести все объяснения к движению атомов в пустоте и фатальному следованию людьми судьбе Платон противопоставил онтологическое открытие объективности мира идей, мира культуры, что позволило сознательно соизмерять вещи и отношения с их идеалами и по отклонениям от идеальных форм и искажениям сущности определять опасные деформации развития. До Платона философы зацикливались на изучении наиболее значимого для большинства людей и доныне «мира вещей», Платон же открыл людям первостепенную значимость «мира идей». Платон полагал, что в основе бытия лежащия за пределами видимого мира идея Блага. Соглашаясь с Демокритом о приоритете разума в познании, в гносеологии Платон развил пифагорейский принцип математизации изучения объектов и дополнил индукцию Сократа логико-дедуктивным методом научного исследования.

Наиболее неприемлемой формой государственного правления с точки зрения Платона является не олигархия или тимократия, а демократия. Платон согласен с Сократом, что демократия – это власть, сравнительно быстро вырождающаяся в диктатуру благодаря разочарованию в ней самого некомпетентного и наивного большинства, легко обманываемого демагогами и толстосумами. В социальной философии аристократ по происхождению Платон привлекает внимание последователей к изучению роли трудящихся масс и экономики. Если Демокрит, не возражая против важности культуры, все же определяющим в развитии человека считает природные факторы, то Платон в антропогенезе и онтогенезе приоритетной считает культуру. Изучая мир сущностей и идеалов, Платон создал доныне работающую систему объективного идеализма, теории бессмертия и познания как припоминания. Открыл среднее пропорциональное, математику речи. Создал жанр диалога и первый будильник. Открыл важность разделения труда, идеализирует спартанское общество без чрезмерных бедности и богатства. За равенство женщин и шансов молодежи в начале самостоятельной жизни. В знаменитой работе об Атлантиде (которую до сих пор ищут) Платон выдвигает идеал государства без частной собственности при власти мудрецов и сам трижды в жизни пытается его воплотить в Сиракузах на Сицилии при тиранах Дионах и Дионисии. Выкупленный из рабства, Платон создает Академию, просуществовавшую 915 лет, пока христианские фанатики не разгромили.



Аристотель – второй энциклопедист Эллады, равного затем не было 2000 лет, поэтому авторитет Аристотеля мешал критиковать его ошибки. Последний жизнерадостный философ. Дуалистически пытается синтезировать объективный идеализм с атомизмом, метафизику с диалектикой, индукцию с дедукцией, эмпирию с теорией. Вселенную считал конечной, а многообразие форм движения в ней бесконечным. Поправил Пифагора, что числа бестелесны, душу считал от тела неотделимой.

Аристотельразвивает идеи Платона применительно к новой эпохе и для среднего класса, заявив «Платон мне друг, но истина дороже». В гносеологии Аристотель определил истину как «соответствие идеального образа объекту» и показал взаимодополнительность индукции Сократа и дедукции Платона. Критикуя учителя за односторонность математического подхода и требуя дополнить его серьезной естественно-научной подготовкой физиков. Аристотель соединил субъективную и объективную диалектику и в целом диалектику с тем, что учениками будет названо метафизикой. Став отцом формальной и диалектической логик, он стал основателем и более 200 наук, за что назван вторым после Демокрита энциклопедистом Эллады. Решает ряд апорий Зенона. В основе бытия у Аристотеля материя и форма. Активной, движущей силой материального мира является форма.

Аристотель согласен с Платоном, что основой государства является разделение труда и труд зажиточных крестьян и ремесленников, что частная собственность – это «ящик Пандоры», но Аристотель первым понял, идеальное государство невозможно, что отмена частной собственности и рабства привела бы в назад в первобытность, понял роль личной заинтересованности, опасность единомыслия и попыток строить идеальное общество, подчиняя человека государству. Исследовав все известные формы государства, Аристотель приходит к выводу, что государство должно служить развитию человека, а не наоборот. Предложенную Платоном концепцию «Идеального полиса» Аристотель видит прообразом тоталитарного общества и отвергает. Всесторонне критикует платоновский коммунизм «Атлантиды», Аристотель сам утопично идеализирует власть культурных людей. Если Платон первым понял нравственность как загадку и проблему перехода от неистинного к истинному бытию человека, то Аристотель, основав этику как науку, продолжил дело Сократа по изучению нравственности и морали общества и отказался считать, как Платон, компромиссы беспринципностью, а предложил лечиться от аморальной чрезмерности здоровой человечностью.

Аристотель определил человека как общественное, политическое, нравственное животное, но человек в отличие от животного социален и разумен, считал Аристотель. Не надо сваливать на судьбу, человек сам виновен в своем характере и привычках и нравственного человека не портят богатство и власть, утверждает в пику Демокриту и Платону Аристотель. Им созданы школа «перипатетиков» и первый в мире Лицей (Ликей), где учили на анализе и систематизации громадного разнообразия фактов мыслить. К сожалению, 28 книг его, через 200 лет спасенных Суллой, сгорели вместе с Александрийской библиотекой, но конспекты студентов сохранили потомкам знания Аристотеля, который любил все подвергать сомнению. Как бы язвил Аристотель над нашей системой образования с ее тестами и зазубриванием ненужных фактов, над нашей наукой, для которой нужно искать спонсоров, чтобы исследовать и опубликовать результаты!





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)