Основные направления и идеи философии эпохи эллинизма
Эпоха эллинизма наиболее длительная (III век до н.э. - V век н.э.) и наименее плодовитая философскими идеями, поскольку греки были рабами, а, к примеру, свободные политически римляне были порабощены духовно. Основными направлениями философии стали эпикурейство(от Эпикура по Лукреция Кара), кинизм, стоицизм(Сенека, Зенон из Кития, Пиррон, Хрисипп, Поседоний, Секст Эмпирик, Эпиктет, император Марк Аврелий), эклектики(Цицерон, Карнеад), неоплатонизм(Плотин, Прокл, Гипатия, Боэций), хотя развивались еще и перипатетики(Теофраст, Стратон), пифагорейцы(Филолай, Архит, Эвклид), ряд иных школ. Духовный аристократизм и науки были все менее востребованы, требовался интерес к душе, простоте нравов. Наиболее интеллигентными были эпикурейцы. Эпикур, протестуя против страданий человечества и своих, основал школу «Сад Эпикура» в Афинах, которая стала в 4-1 веках до н.э. прибежищем для свободолюбивых и любознательных, ибо там рабы и свободные, женщины и мужчины были равны. Эпикур развил атомизм, введя вес как важнейшее свойство атомов и способность атомов к спонтанному самоотклонению. Вселенную считал бесконечной, богов «выселил» в Космос и заявил, что они ни во что не вмешиваются и являются идеалом жизни для людей, поставил проблему происхождения живой природы из неживой. В гносеологии доказал, что чувства не обманщики и мысли возникают на основе ощущений, выступил против фатализма, раскрывал важность случайностей. В вопросах политики поддержал Аристотеля в споре с Платоном, доказывая, что человек важнее и сложнее общества, и повторял: «Проживи незаметно, чтобы не иметь врагов!». Выше любви ценил дружбу. Создал этику разумного эгоизма и гедонизма, ставя духовные наслаждения выше чувственных. Философия Эпикура для болезненных людей образованного меньшинства, желающих избавиться от страхов. Бояться советовал не смерти, боли и богов, а грехов. Наука нужна для избавления от религиозных суеверий. Наиболее известным последователем эпикуреизма был через 200 лет Лукреций Кар. Все 300 книг самого Эпикура оказались утрачены. Любимые изречения Эпикура: «Нет необходимости жить с необходимостью» «Все желания спрашиваю: лучше, чтобы исполнилось или не исполнилось?» «Кто говорит, что ему рано или уже поздно заниматься философией, подобен заявляющему, что у него нет времени для здоровья и счастья. Как медицина лечит тело, так философия душу». Перипатетики: Теофраст, Стратон продолжали путь Аристотеля служения философии научным открытиям. Пифагорейцы: Филолай, Архит, Эвклид развили одно из важнейших достижений эллинов – геометрию. Киников школу основал Антисфен, но его ученик Диоген Синопский стал наиболее знаменитым представителем из-за передававшихся потом тысячелетиями выходок, они ославили Диогена символом грубой откровенности, но это слишком поверхостное понимание этого неординарного философа. Рожденный от заключенных за изготовление фальшивых монет и не раз попадавший в рабство, Диоген самоучкой всю жизнь пополнял образованность и не случайно имел больше всех философов памятников, где было начертано: «Ты показал нам, как можно всегда жить счастливо». Александр Македонский после встречи с ним воскликнул: «если б я не был царем, я б хотел быть Диогеном». А.П.Чехов, ознакомившись со взглядами Диогена, отметил: «Глубок и свободен от суеты даже будучи рабом». То попадая в рабство, то нищенствуя выкупившись, Диоген выступал против господства богатых над бедными и природой, против рабства и всякой искусственности, штампов, условностей, касающихся манер и религии, жилища и приличий. Диоген добивался, чтобы мораль и право не подавляли природу человека, а соответствовали ей. Называл себя «гражданином мира», подчеркивая космополитизм Эллады после завоевания А.Македонским, возникший из-за браков воинов с местными женщинами. «Диалектика души, а не мертвой материи» - так он объяснил свой интерес покупающему его рабовладельцу. Продолжая дело Сократа, Диоген пытался даже экстравагантными выходками помочь освобождаться от псевдокультурности. Диоген бессознательному разнузданному скотскому гедонизму противопоставляет осознанный аскетизм, предлагая учиться у природы. «Ищу человека!» - ответил он толпе, а на вопрос: «А мы кто?»- не побоялся ответить: «Негодяи!» Чтобы его понимали неразвитые, Диоген говорил притчами и баснями. «Борюсь с пороками!»- отвечал он на вопрос о профессии. Ничего циничного в нем не было, он искал свободу от желаний прелестей цивилизации, независимости от плохого мира. Но это было учение утомленных и разочарованных, протестующих против зла без попыток полезной деятельности, что опустило киников в циники. Лучшее из учения киников перешло к стоицизму. Диоген призывал: «назад к природе!», чтобы создать новую мораль, но эта задача доныне не решена. Лучшее из учения киников перешло к стоицизму. Стоики: Зенон из Кития, Пиррон, Сенека, раб Эпиктет, император Марк Аврелий. Это уже не греки, у которых недостаточно религиозности для стоицизма, но культура греков сказалась уже в поклонении Сократу, Гераклиту, Диогену. Подражая Диогену, стоики считали себя гражданами Вселенной. Со стоицизмом познакомимся через испанца Сенеку. В онтологии Сенеки внимание уделяется циклической гибели тел в саморазвивающемся мире за накопившееся зло. Бог – идеал, к которому стремится душа, но человеку надо пройти испытания в виде искушений нанятого Богом Дьявола, прежде чем выстрадать слияние своей души с мировой. Сенекой развивалась идея Страшного суда с окончанием цикла саморазвития мира для душ, не стремившихся к Богу как идеалу. В гносеологии Сенеки утверждается возможность бесконечного прогресса знаний и фатализм: лучше добровольно следуй судьбе, содействуя наступлению лучших времен, когда все люди станут братья. Прогресс знаний и прогресс человечества возможны и бесконечны. Обманчивость чувств означает неверность суждений. Обманчивость чувств означает неверность суждений. Подобно аксиомам геометрии вводит доктрину врожденных идей, которые очевидны и могут стать основой дедукции. Сенека впервые утверждает, что есть прогресс человечества, а труд ради удовлетворения материальных потребностей презирает, что вслед за ним и делают вскоре появившиеся дворяне. Долг каждого содействовать наступлению лучшего времени, когда все люди будут братья. Все люди, рабы и свободные – братья и сестры, добродетель не зависит от происхождения и богатства. Сенека, будучи воспитателем императора Нерона и фактически управляющим римской империей, запрещал гладиаторские бои даже с животными, пытался преобразовать Рим в общечеловеческую империю. Против рабства, гладиаторских боев и жестокости к животным, но, как и его последователи, включая императора М.Аврелия, это были полководцы без армии, ни народы, ни просвещенные слои общества не захотели услышать. Нрав не зависит от богатства и происхождения. Будет ли жизнь при этом добродетельной – зависит не от меня. Мы не можем быть счастливыми, но можем быть хорошими, быть подвижниками, чтоб делать многорадостной жизнь окружающих. Проповедуя аскетизм, Сенека богател от таких процентов на займы Британии, что страна восстала во главе с королевой. Стоики передали двойные стандарты поведения для себя и для других в наследство и христианству. Учение стоиков о равенстве и естественных правах людей через христианство привело в 17-18 веках к восстаниям против деспотизма. Духовную свободу никто не отнимет, если сам не продашь. Ради всечеловеческой любви учись мужественно, стойко оставаться хозяином себя. Император Марк Аврелий считал себя слугой народа и оптимистично стремился сделать жизнь сограждан как можно счастливее. Неэгоистическая этика вселенской любви стоиков оказалась преждевременной. Как и Эпикур, но по иным причинам, Сенека покончил жизнь самоубийством разрешенным Нероном способом. В этике Сенеки призыв мужественно держать удары и, не уходя в себя, принося пользу максимальному числу людей, жить независимо от внешнего мира богатым внутренним, где «достаточно самого себя». Не случайно Сенеку, считавшего, что каждый носит в себе Бога, прозвали «дядюшкой христианства». ЭклектикиКарнеад и Цицерон не создали собственной оригинальной мировоззренческой системы, но доныне полезны уроками попыток, не присоединяясь ни к чьим взглядам, взять у всех все лучшее и подходящее и связать воедино. Благодаря эклектикам мы знаем как не надо заимствовать чужое, что достоинства без недостатков не существуют, что лучшее надо перенимать не механически отрывая и включая в свое. Эклектики оказались талантливыми популяризаторами чужих взглядов. Карнеад(214-129 до н.э.) основал третью Академию в Риме и заложил основы теории вероятностей, отрицал возможность окончательного доказательства чего-либо. Марк Туллий Цицерон(106-43 до н.э.) больше других познакомил римлян с греческой философией, но весьма тенденциозно. Как скептик, избегал категорических суждений о чем–либо. Пытался сам и учил у каждого брать приемлемое, хорошее без плохого, суммируя только положительное. В этике и теологии был сторонник стоиков, убит, как А.С.Пушкин, в 37 лет, но его труды повлияли на эпоху Возрождения и русскую философию. Неоплатоники: Плотин, Гипатия, Прокл, Боэций. Про самого основателя школы неоплатонизма Плотина достоверных сведений мало интересного, но эту школу возглавляли и, например, женщины! Гипатия (370-415) возглавляла Академию в Александрии, кроме философских работ прославилась математическими и по астрономии. Убита христианскими фанатиками как ведьма за излечение больных не молитвами, а лекарственными травами. Прокл (410-485) описал деятельность Академии от Платона до времени, когда сам возглавил, «населил» царство между Богом и людьми ангелами и бесами, архонтами и демонами. Боэций Северин (480-524) – перевел на латынь Аристотеля, в своей работе «Об утешении философией» стал посредником Античности и Средневековья. Казнен по ложному обвинению в государственной измене.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1110)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |