Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие глоссового аппарата до середины XIII в



2015-11-07 993 Обсуждений (0)
Развитие глоссового аппарата до середины XIII в 0.00 из 5.00 0 оценок




Только первые глоссовые аппараты можно назвать монографическими произведениями. Более поздние глоссаторы использовали существующие аппараты, как правило, написанные их учителями. Оригинальность (объем заимствований) таких аппаратов зависела от творческих способностей очередного составителя и проявлялась не только в аппарате как целом, но и в отдельных типах глосс. Так, работа Ацо, Гуголина, Аккурсия заключалась, по существу, в придании новой формы старым глоссам.

Переработка старых глосс в новых произведениях представляла собой следующую ступень развития средневековой правовой науки. Даже дословно процитированная глосса предшественников могла получить иной смысл.

В раннем аппарате большая часть глосс принадлежала его составителю, но по неясным причинам собственные глоссы помечались чужими авторскими знаками. Составители последующих аппаратов не стремились точно воспроизводить авторские знаки глосс. В результате ныне почти невозможно установить подлинного автора того или иного комментария. Итальянскому историку права П. Торелли, несмотря на скрупулезное исследование, удалось обнаружить менее 50 глосс Ирнерия, 70 глосс Булгара и еще меньше глосс Якова и Гуго к Институциям. Но трудно представить, чтобы выдающиеся юристы написали так мало пояснений к официальному учебнику римского права.

К концу XII в. чужих высказываний в глоссовых аппаратах накопилось больше, чем авторских. Вероятно, это побудило Ацо снабдить все глоссы в своем аппарате личным авторским знаком. Его примеру последовали Гуголин и Аккурсий.

С увеличением объема обрабатываемого материала изменялась структура глоссового аппарата: от отдельных типов глосс до изменения общей композиции. Некоторые глоссы оставались неизменными, другие разрастались в объеме. Пояснения отдельных слов, написанные ранними глоссаторами, снабжались аргументами и контраргументами, ссылками, решениями. Если существовали различные точки зрения, излагалась каждая из них по той же схеме, что и для пояснений. На первый план выступали объемные вопросы и дистинкции. Брокарды добавляли правила разрешения споров. Сокращалось число недоработанных ссылок. Объемные глоссы объединяли в себе характерные черты всех старых типов глосс, в результате чего различия между ними стирались. Возник новый, единый тип глоссы – дискурсивная глосса.

Внешние обозначения отдельных типов глосс (цветовое выделение, рамки, втяжки) в рукописях аппаратов также исчезли. Вместо этого глоссы связывали с определенным словом в тексте. При этом не дожидались окончания текстового фрагмента (как полагалось бы в соответствии с порядком чтения лекции), а помещали глоссы сразу после первого появления необходимого слова в тексте. В некоторых случаях старый аппарат уже содержал поясняющую глоссу к нужному слову, которая в таком случае дополнялась.

При этом новая техника обозначений имела определенные преимущества: компактность и более легкий поиск пояснений.

Ацо первым употребил новое оформление в своих основных аппаратах к Дигестам и Кодексу. Но ранее написанные им малые аппараты ко всем титулам Дигест были составлены в старом стиле.

В результате аппараты поздних глоссаторов еще напоминали по структуре старые типы глосс, но приобрели сильное внешнее сходство, отразившееся в Глоссе Аккурсия.

Сопровождалось ли изменение типов глосс и структуры аппаратов переменами в методике чтения лекций? Наиболее полно сохранились записи лекций Иоанна Бассиана, но и они не воспроизводили весь курс. Их составитель Николай Безумный выбрал самые важные дистинкции и вопросы и частично их переработал. Очевидно только, что по сравнению с предшествующим периодом в лекциях больше внимания стали уделять подробному объяснению источников.

Частично сохранившиеся записи лекции Ацо по Кодексу Юстиниана свидетельствуют о том, что именитый доктор отказался от классической формы и по аналогии с созданным им аппаратом перешел к комплексному пояснению читаемого текста источника, т. е. приводил все возможные пояснения сразу. Такой подход предполагает наличие на лекциях перед глазами студентов текста источника, иначе он привел бы только к путанице.

Впрочем, комплексное объяснение текста источника, закрепившееся в письменных аппаратах, не получило распространения при чтении лекций. Вероятно, методика чтения лекций стала предметом спора Якова Бальдуини и его ученика Одофреда в середине XIII в. Одофред придерживался классической многоступенчатой методики (от введения и обзора к подробному анализу), в то время как Яков перенял манеру Ацо.

Ученик Одофреда, Пьетро Перегросси, решительно высказался в поддержку позиции своего учителя. Он внес некоторые улучшения в методику, выделив лекционные курсы для новичков (с введением и обзорами) и более подготовленных студентов (с упором на комплексное объяснение источника).

Преемники глоссаторов – комментаторы – со второй половины XIII в. все большее внимание уделяли комплексным объяснениям, пренебрегая введениями и краткими пояснениями текста. Такая перемена стала возможной благодаря появлению Глоссы Аккурсия, обобщившей массу глосс к каждому фрагменту источника. Лекции по материалам Большой глоссы с некоторыми собственными замечаниями комментаторы называли lecturae redactae, или собственно commentaria. В этом заключается существенное различие лекций и аппаратов комментаторов и глоссаторов, а также причина исчезновения глосс как таковых. Глоссы применялись только в качестве дополнений (additiones) к Глоссе Аккурсия там, где необходимо было наиболее подробно разъяснить фрагмент источника.



2015-11-07 993 Обсуждений (0)
Развитие глоссового аппарата до середины XIII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие глоссового аппарата до середины XIII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)