Русская государственность в лирике Пушкина
«Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Стансы» (1826), «Друзьям» (1828), «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), «Перед гробницею святой...» (1831). В целом ряде стихотворений Пушкин, безусловно, проявляет себя как государственник, патриот. Эти темы, казалось бы, противостоят теме свободы. Но это вряд ли так. Всеобъемлющий гений Пушкина охватывает и государственные интересы его страны. Не случайно «певцом империи и свободы» назвал поэта русский философ начала XX столетия Г.П. Федотов. «Свобода и Россия» — сплетающиеся друг с другом корни пушкинского творчества, способность ощущать их единство и неразрывность — тот нравственный и политический урок, который Пушкин дал русской культуре. Тема величия российской государственности впервые появляется в лицейской оде «Воспоминания в Царском Селе»(1814). Память о блестящих победах XVIIIвека наследуется новым столетием и дает силы сокрушить страшного врага — Наполеона. Величие «века Екатерины» выражено в самой форме оды, высокой лексике стихотворения. Кажется, что, заговорив языком ушедшего века, юный поэт подтверждает неразрывную связь своего времени со временем «военных споров», «славы россиян». Это воздействие традиций оды XVIII века на пушкинскую патриотическую лирику сохранится и позднее. Подобно авторам-одописцам, М.В. Ломоносову и Р.Г. Державину, Пушкин уподобляет императора Петру I, видя в этом сравнении залог того, что новый монарх Николай I унаследует величие царственного предка. Об это стихотворение «Стансы»[17] (1826). Ссылаясь на Петра I, начало царствования которого тоже было омрачено «мятежами и казнями», Пушкин глядит на нового императора «в надежде славы и добра». Величественно охарактеризовав Петра I, поэт заключает: Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен. Нет ни лести, ни унижения в обращении к царю. Пушкин призывает Николая простить мятежных декабристов. В этом он видит свой долг верности и благородства. Форма стансов предполагает строгость стиля — каждое четверостишие отделяется от другого паузой, и это не допускает расплывчатости мысли и чувства. Когда друзья Пушкина недоумевали, как мог поэт столь высоко оценить личность Николая I, Пушкин решил объясниться с ними стихотворением «Друзьям»(1828). Само обращение, предполагает доверие, открытость, гарантию понимания: Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Трудно было Пушкину иначе относиться к человеку, который освободил его из ссылки, устранил над ним цензуру и «бодро, честно» правит Россией. Благородный Пушкин, однако, вовсе не льстец. Он ценит свою близость к престолу (оказавшуюся, впрочем, временной) и верит, что она принесет добро стране. В двух других стихотворениях — «Клеветникам России»(1831) и «Бородинская годовщина»(1831) — Пушкин рассуждает о судьбах России и Европы, об историческом прошлом и настоящем. Оба стихотворения написаны в связи с польским восстанием 1831—1832 годов: часть Польши в то время входила в состав России. В польском восстании Пушкин увидел угрозу целостности России, ее государственности. Ситуация усугублялась тем, что в иностранной прессе, прежде всего французской, а также во французском парламенте раздавались призывы к войне с Россией. Эти антирусские выступления, в которых содержалось стремление к реваншу за 1812 год, Пушкин называет клеветой, а их авторов — клеветниками. Польское восстание было подавлено, и Пушкин не скрывал своей гордости за Россию. В обоих стихотворениях преобладают ораторские, дидактические интонации. Пушкин призывает Европу не вмешиваться в отношения славян: «Иль нам с Европой спорить ново?» Поэт убежден, что европейцам не только непонятна «семейная вражда» славян, но она им выгода: «И ненавидите вы нас». Решение спора русских и поляков — это дело самих славян: «Оставьте: это спор славян между собою // Давнишний, старый спор, завещанный судьбою, // Вопрос, которого не разрешите вы...» Клевета на Россию со стороны Европы оскорбительна для Пушкина: он считал, что освобождение Европы от «наглой воли» «кумира» — то есть Наполеона — произошло благодаря России: ...За что ж? <...> За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?.. Пушкин хорошо понимает мотивы «легкоязычных витий» — взятие Варшавы русскими войсками было осуществлено 26 августа 1831 года, в день годовщины Бородинского сражения. Европа хочет своей «Бородинской битвы», которая бы закончилась победой над Россией: Знакомый пир их манит вновь — Хмельна для них славянов кровь... И Пушкин обращается с открытым призывом к Европе, веря в силу русского оружия, военных традиций, доблесть «старых богатырей» и военачальников: Так высылайте ж к нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди нечуждых им гробов. Памятью о славе 1812 года проникнуто и наиболее глубокое патриотическое стихотворение Пушкина 1831 года — «Перед гробницею святой...»,посвященное великому полководцу М.И. Кутузову. Его могила в Казанском соборе — святое место, оно напоминает сердцу ...о той године, Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине: «Иди, спасай!» Ты встал — и спас... Приход в армию главнокомандующего Кутузова обретает в пушкинском лирическом повествовании почти чудесные, символические черты. Имя героя-полководца нигде не названо; он «встал», подобно богатырю Илье Муромцу, подобно великану, призванному, чтобы сокрушить врага, «встал» в то далекое время живой, как теперь должен восстать из мертвых, чтобы защитить Русь снова («встань и спасай царя и нас...» — призывает своего великого мертвеца Россия). Верой в чудесное спасение Отчизны от всех будущих бедствий проникнуто это стихотворение; и живые, и мертвые, герои прошлых столетий, российские святые в минуту опасности соединятся во имя своей страны — и никакой враг не сможет одолеть эту силу. Патриотические мотивы звучат во многих стихотворениях Пушкина, как органично входят они и в систему идейно-политических, философских взглядов поэта. Это естественно, ибо в любой философской системе имеется национальная основа. Для Пушкина таковой были идеи гуманизма, нравственности, жизнелюбия. И все творчество Пушкина — о России, русском человеке, его жизни и внутреннем мире.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |