Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел 3. Основные сферы и проблемы государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании




 

3.1. Социальные институты и структуры в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.

Организационные структуры управления и самоуправления в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Стили и методы руководства. Социальный контроль в сфере государственного и муниципального управления. Социальные нормы, их виды и функ­ции. Проблема социальной справедливости. Социальный контроль и стили управления. Организационная культура и управленческая культура в сфере государственного и муниципального управления, их социологическое изучение. Проблема органи­зационной патологии и управляемости организации. Проблемы со­циального управления и планирования в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Культура труда и управления, трудовая мораль. Проблемы девиантного поведения в организациях в сфере государственного и муниципального управления. Социологическая служба в организациях в сфере государственного и муниципального управления: проблемы организации её деятельности, основные возможности и задачи. Социологические способы обеспечения связи государственного и муниципального управления с потребностями населения и взаимосвязи власти и народа.

 

3.2. Социальные явления и процессы в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.

Трудовое поведение и отношение работников к труду в сфере государственного и муниципального управления. Факто­ры и показатели отношения к труду. Типологии отношения к труду (в зависимости от трудовой активности, от восприятия труда как средства заработка и как средства реализации и развития лич­ности) . Социологические приёмы оценки отношения к труду.

Социально-психологический климат (атмосфера) организации (коллектива), в сфере государственного и муниципального управления, объективные и субъективные факторы его формирования в организации. Роль совместимости и сработанности сотрудников в формировании бла­гоприятного социально-психологического климата в организации. Социологические способы изучения и оценки социально-психологи­ческого климата.



Сплочённость трудовой организации, социологические методы её диагностики. Понятие сплочённости трудового коллектива (трудовой орга­низации) с позиций социологии. Уровень и направленность сплоченности. Типы первичных коллективов по уровню сплочён­ности: сплочённые, расчленённые и разобщённые коллективы. Проблема взаимоотношений формальной организации и неформальных групп. Проблема лидерства в организации. Социологические методики изучения и оценки уровня и нап­равленности сплочённости. Социометрия внутриколлективных взаи­моотношений по методике Д. Морено. Измерение ценностно-ориентационного единства коллектива по методике Р.С. Вайсмана. Диагностика сплочённости первичного трудового коллектива по мето­дике В.В. Щербины и др. Значение проблемы сплочённости и соци­ально-психологического климата для управленческой деятельности в организации в сфере государственного и муниципального управления.

Проблема удовлетворённости трудом, социологические методы её изучения. Роль удовлетворённости трудом в формировании отношения к труду и трудового поведения. Идеи Ф. Херцберга о разделении факторов, влияющих на повышение удовлетворённости трудом («мотивирующих» факторов), и факторов, влияющих на снижение неудовлетворённости трудом («гигиенических» факторов). Социологи­ческие приёмы оценки уровня удовлетворённости трудом.

Адаптация персонала, социологические аспекты и методы её исследования. Сущность и виды адаптации персонала. Основные стороны тру­довой адаптации. Предпосылки успешной трудовой адаптации и её стадии. Типы включения человека в организацию в зависимости от отношения к нормам поведения в организации и к ценностям орга­низации. Факторы трудовой адаптации. Показатели трудовой адап­тации. Управление трудовой адаптацией. Социологические приёмы оценки уровня адаптации и выявления проблем адаптации персонала.

Трудовое поведение в организации в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы его изучения. Понятие трудового поведения. Факторы трудового поведения. Формы трудового поведения (индивидуально-целевые, инновацион­ные , адаптационно-приспособительные, церемониально-субордина­ционные, спонтанно-характерологические, деструктивные). Основ­ные разновидности целевых форм трудового поведения: функцио­нальное, экономическое, организационное, стратификационное по­ведение. Типы экономического поведения. Проблема связи между удов­летворенностью трудом и трудовым поведением. Отношение работников к труду и трудовое поведение. Проблемы регулирования трудового поведения в современных условиях в России.

 

3.3. Социальные отношения и проблемы в сфере государственного и муниципального управления и социологические методы в их исследовании.

Социально-трудовые отношения в сфере государственного и муниципального управления, социологические методы в их изучении. «Социально-трудовые отношения» как комплексное социальное понятие. Особенности и взаимосвязь экономического, правового и социологического аспектов социально-трудовых отношений. Субъ­екты социально-трудовых отношений. Виды социально-трудовых от­ношений и их основы (виды субъектов отношений, содержание дея­тельности, объем полномочий субъектов отношений, степень рег­ламентированности отношений, характер распределения доходов, способ общения). Основные типы социально-трудовых отношений (солидарность и субсидиарность, господство и подчинение, рав­ноправное сотрудничество и дискриминация, конфликтные отноше­ния, патернализм и социальное партнерство). Способы регулиро­вания и оптимизации социально-трудовых отношений. Факторы фор­мирования и развития социально-трудовых отношений.

Мотивация и стимулирование труда в сфере государственного и муниципального управления, применение социологических методов в их исследовании. Мотивация как фактор саморегуляции трудового поведения. Теории мотивации. Мотивационная структура личности и трудовая мотивация. Виды мотивов труда. Типы мотивации. Внутренняя мо­тивация и внешнее мотивирование (стимулирование). Механизм мо­тивации и стимулирования трудового поведения. Особенности мо­тивации работников - специалистов, служащих и руководителей в сфере государственного и муниципального управления. Проблема связи между удов­летворенностью трудом и трудовым поведением. Особенности мотивации и стимулирования трудового поведе­ния на различных стадиях жизненного и профессионального цикла работника. Социокультурные факторы мотивации и стимулирования трудового поведения. Проблемы мотивации и стимулирования труда в сфере государственного и муниципального управления в современных условиях в России.

Социальная напряжённость и конфликты в сфере государственного и муниципального управления, социологические методы их диагностики. Понятие и взаимосвязь социального конфликта и социальной напряжённости на региональном и муниципальном уровне. Типология социальных конфликтов. Основные стадии развития социального конфликта. Социальные последствия и функции социальных конфлик­тов. Показатели социальной напряжённости и вызревания социаль­ного конфликта на региональном и муниципальном уровне. Факторы, влияющие на уровень социальной напряжённости на региональном и муниципальном уровне. Управление конфликтом. Типовые стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Методы разрешения споров и конфликтов на региональном и муниципальном уровне. Социологические методы в диагностике и профилакти­ке социальной напряжённости и социальных конфликтов на региональном и муниципальном уровне.

Трудовая мобильность работников в организации, методы её социологического изучения. Трудовая мобильность как разновидность социальной мобиль­ности. Виды и формы трудовых перемещений. Экономические и со­циальные функции трудовой мобильности. Движение кадров и его разновидности. Текучесть кадров, её положительные и отрицательные стороны. Взаимосвязь социальной мобиль­ности персонала и социальной стабильности организации. Социо­логический анализ причин и динамики реальной и потенциальной текучести кадров. Социологические приёмы профессионального клиринга. Роль профессиограмм и персонограмм в подборе, расстановке и перераспределении кадров.

 

3.4. Общественное мнение и социальное самочувствие населения, социологические методы их изучения.

Общественное мнение и власть. Структура и тенденции взаимодействия общественного мнения и власти. Службы изучения общественного мнения в государственных структурах. Электоральная социология. Изучение общественного мнения как инструмента социального управления и гармонизации социальных отношений. Выявление основных проблем (их сути и остроты), волнующих население. Социальное самочувствие населения и его социологическое изучение. Необходимость учёта общественного мне­ния и социального самочувствия населения в сфере государственного и муниципального управления. Принципы организации и технологии мониторинга общественного мнения и социального самочувствия населения.

 

3.5. Использование результатов социологического исследования в сфере государственного и муниципального управления.

Основные возможности и функции использования результатов социологических исследований в управленческой деятельности. Анализ управленческой деятельности: оценка реального состояния дел и эффективности управленческой деятельности. Выявление основных проблем (их сути и остроты). Учёт общественного мне­ния. Особенности и возможности социологического мониторинга тех или иных аспектов и проблем социальной жизни, имеющих значение для государственного и муниципального управления. Прогнозирование результатов управленческой деятельности. Использование результатов социологических исследований в пла­нировании работы. Результаты социологических исследований как элемент разработки управленческого решения.

 

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)