ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
■ Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха Воспитание — это целенаправленный процесс, предполагающий создание условий для гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение — важнейшая составляющая общественного развития. В ходе реализации принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время разработана и принята Программа воспитания в системе образования России, ориентированная на повышение общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций и современного опыта, на обеспечение единства и разнообразия воспитательного пространства, взаимосвязи государственного, общественного и семейного воспитания, укрепления механизмов воспитания во всех типах и видах образовательных учреждений. Задачи современной системы воспитания состоят в следующем: · повышение статуса воспитания как социального института в российском обществе в целом и в системе образования в частности; · формирование региональных, муниципальных и локальных систем воспитания; · укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений; · интеграция отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; · развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского и патриотического воспитания; · создание реабилитационной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям; · повышение профессионального уровня управления системой образования, обеспечение взаимодействия со всеми институтами социализации. Исходя из Закона Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-личностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи и жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Организационные принципы воспитания: · национальная стратегия и политика в области воспитания определяются законодательством, предполагаетсявариативность и разнообразие воспитательных организаций, систем, форм и методов; · государство и его институты являются важнейшимисубъектами воспитания детей и молодежи, воспитательные функции осуществляются во всех сферах их жизнедеятельности, создаются условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.Дети и молодежь — равноправные субъекты процессавоспитания, саморазвития, формирования собственнойличности. Должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровняхобразования; развитие вариативных систем воспитанияс учетом специфики образовательных учреждений, ихтрадиций, кадрового потенциала; · общее образование, освоение основ и ценностей культуры составляют фундаментальную базу содержания вое питания. Стержнем воспитания является формирование нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции у всех обучающихся, в том числе у лиц с нарушением слуха; · содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов природосообразности, культуросообразности, направленности на развитие личности с учетом изменяющихся потребностей и актуальных интересов общества; · особое значение в современном обществе приобретает социально-психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи, в том числе с нарушением слуха, в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирования социальной ответственности. Цель образования детей и молодежи с нарушениями слуха — не только овладение знаниями, но и уточнение диагностики, коррекция развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентации, социально-психологических особенностей общения и поведения в человеческом сообществе. Реформы образования последних лет актуализировали позитивный потенциал воспитания в процессе становления личностных качеств ребенка, полноценного разностороннего развития его индивидуальности с учетом следующих положений: • семейное воспитание и общение может оказаться негативным при низкой педагогической культуре родителей, в случаях эгоистического проявления любви к своему ребенку или, наоборот, его отвержения вследствие дефекта; • для развития способности анализировать собственные состояния и действия ребенок нуждается в общении со сверстниками, а для освоения культурных и социальных норм — в игровой, элементарной трудовой и других видах внеучебной деятельности. Общественное специальное образование не может заменить семейное, поэтому перед воспитанием в системе школьного образования ставятся особые задачи, основным приоритетом которых являются личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и психолого-педагогическая поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, профилактика возможных нарушений в развитии и забота о его эмоциональном благополучии. Задачами сегодняшнего дня являются: • совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию индивидуального подхода к детям, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей с позиций личностно ориентированного подхода; • стимулирование процесса оснащения учреждений дошкольного и школьного образования современной методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, ценностных смыслов и нравственных установок по различным направлениям воспитания, современной звукоусиливающей аппаратурой в целях развития речевого слуха, речевого поведения ребенка с нарушением слуха; • обеспечение на основе научных исследований в области сурдопедагогики внедрения в практику работы учебно-воспитательных учреждений новейших образовательных программ и технологий по социально-эмоциональному и личностному развитию ребенка, предусматривающих формирование его мотивационной сферы, коммуникативных и личностных качеств; • развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей с нарушением слуха раннего, дошкольного, младшего и старшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, с учетом структуры дефекта, форм и методов работы в дошкольных учреждениях и в школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих • преемственность в воспитательном процессе на уровш дошкольного и общего образования и их внедрения; • разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания детей с нарушениями слуха; • развитие структур, осуществляющих дифференцированную работу с семьями, имеющими проблемных детей; • информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного и школьного образования детей всех категорий, в том числе с нарушениями слуха. Основные направления и условия развития воспитания в образовательных специальных учреждениях для детей с нарушением слуха таковы: • формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (обеспечение единства его важнейших составляющих — воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания); • обеспечение вариативности воспитательных систем; • определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с нарушениями слуха с учетом конкретных возможностей и специфики образовательных учреждений разных видов; • организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов, способностей и склонностей, создание для этих целей необходимых портативных методик, а также базы данных в целях анализа полученной социальной, психолого-педагогической, медицинской информации; • повышение роли психологической службы в формировании школьных и классных коллективов, проведении индивидуальных занятий, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей; • усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, помогающих воспитанникам понять себя, мотивы своего поведения; • достижение возможной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов; • ориентация учащихся на общечеловеческие ценности, охватывающие основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания; • воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства; предоставление им реальных возможностей для участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений; • эстетизация образовательного учреждения, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности (театр, рисование, жестовое пение, танец), различной клубной и досуговой деятельности; • создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-консультативных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; • включение в штатное расписание общеобразовательных специальных учреждений следующих должностей: педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, классные воспитатели; • активизация деятельности классных руководителей и воспитателей; • создание условий для участия семьи в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении образовательными специальными (коррекционными) учреждениями I и II вида. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования, что особенно важно иметь в виду по отношению к детям с нарушениями слуха. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования — реальный путь утверждения вариативности в образовательной системе. Цель дополнительного образования — развитие мотивации глухих и слабослышащих детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. В системе профессионального образования действует и развивается сеть учреждений, различающихся по статусу, характеру включения неслышащих в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, в формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных и стихийно решаемых на практике проблем. Одна из них — проблема воспитания, его качественного и институционального определения и развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи с нарушениями слуха в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений. Вместе с тем желание молодежи осваивать культуру, самосовершенствоваться, самореализовываться показывает, что личностный интерес к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессией и требует создания оптимальных условий для развития личности обучающегося, оказания ему помощи в самовоспитании, жизненном самоопределении, нравственном самосовершенствовании. Эти проблемы могут быть реализованы следующим образом: • путем утверждения партнерских отношений в управлении учреждением профессионального образования, в работе научных советов и других объединений; • с помощью развития студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); • использование возможности дополнительного образования, создание факультетов общественных профессий для преодоления противоречий между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою судьбу, реализацию личностного потенциала; • создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов с нарушениями слуха; • развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры лиц с нарушениями слуха; • изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона. Воспитание неслышащей молодежи начального, среднего специального и высшего профессионального образования должно быть направлено на достижение следующих целей: • дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений; • повышение уровня ответственности в принятии решений, в последовательном и четком осуществлении поставленных задач; умение определять свои взаимоотношения с политическими и общественными организациями, следовать принципам демократии, гуманизма, культуры мира; утверждение осознанного выбора личностью позитивного образа жизни. Реализация этих целей возможна за счет следующих факторов: • оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования; • разработки содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям различных типов и видов учреждений профессионального образования и модели специалиста, которого они готовят; • созданием необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.). Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, разработка ее содержания и информационно-методического обеспечения.
■ Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания Воспитание осуществляется в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности в системе социальных институтов, при этом одна из главных ролей принадлежит школе. На данном этапе общественного развития воспитание приобрело новые черты. В центре системы воспитания стоит человек как наивысшая ценность жизни; обучение и образование также становятся средством воспитания; процесс формирования личности протекает в контексте общечеловеческой культуры; свобода выбора формирующейся личности является основой методического решения проблемы воспитания. Одна из ключевых характеристик процесса воспитания — целенаправленность. Целью воспитания является всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, возможно более полная его самореализация. Всестороннее развитие предполагает включение в многообразные виды деятельности (интеллектуальную, ценностно-ориентировочную, общественную, трудовую, художественную, спортивную, игровую, коммуникативную), активное взаимодействие с окружающими, развитие эмоционально-волевой сферы. Гармоничное развитие заключается в единстве и гармонии трех сторон личности: интеллекта, души и тела, а также в сочетании ценностей различных уровней (общечеловеческих, социальных, национальных и личностных). «Самореализация личности — ее независимость, способность к творчеству, активному саморазвитию, стремление к выявлению и совершенствованию своих возможностей (А. Маслоу)1. 1 Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., 1982. Перед воспитателями в связи с поставленной целью встают следующие задачи: • мировоззренческая подготовка, помощь детям в построении их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни; • приобщение учащихся к культурным ценностям страны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании; • развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности; • воспитание уважения к труду и формирование потребности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятельности; • развитие гражданской и социальной ответственности человека, воспитание уважения к закону; • развитие способности к рефлексии, самооценке и регуляции своего поведения, чувства собственного достоинства; • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью. • формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром; Поставленные цель и задачи актуальны и для воспитания лиц с недостатками слуха, когда мы говорим о подготовке их к жизни в качестве полноценных членов общества. Кроме того, перед сурдопедагогом стоят специфические задачи: формирование речи как средства общения и преодоление отклонений в умственном и физическом развитии, связанных с дефектом слуха. Принципы воспитания — основополагающие идеи, определяющие содержание, методы, общее направление воспитания и стиль взаимодействия субъектов данного процесса. Выделяют следующие принципы: • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; • принцип связи воспитания с жизнью; • принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; • принцип уважения и требовательности к личности; • принцип педагогического оптимизма; • принцип воспитания в коллективе; • принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников состоит в следующем: каждому возрасту соответствует свой уровень развития сенсорных, интеллектуальных и эмоциональных процессов, ведущий тип деятельности. Сочетание показателей развития детей в норме с данными сурдопсихологии обеспечивает возможность правильной организации воспитательного процесса. В работе с каждой возрастной группой следует тщательно подбирать средства, методы и приемы воспитания, учитывая уровень речевого развития детей, их потребность в наглядности, готовность к социальным контактам, к участию и разнообразной деятельности, их интересы. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношения с природой и обществом, к деятельности людей, культурным ценностям и т. д. Педагог, наблюдая за реакциями детей на явления действительности, подкрепляет или корректирует их, одобряя или порицая и различной форме. Через создание конкретных воспитывающих ситуаций он конструирует жизненный опыт ребят. Особенно важно использовать такие ситуации в связи с ограниченным опытом детей с нарушениями слуха, так как наглядность ситуаций, их непосредственное эмоциональное воздействие на личность позволяет компенсировать недостаточное речевое развитие. Принцип единства, целостности и преемственности я воспитании требует объединения в воспитательном процессе школы, семьи и общественных учреждений, а также всех педагогов, работающих с классом. Он предполагает единство системы средств, методов и форм обучения и воспитания, единый стиль общения субъектов воспитания. Целостность воспитания подразумевает также и взаимодополняемость влияний, поскольку в каждом типе воспитания существует то, чего нет в других (воспитание рассматривается как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, общественного и другого воспитания). Данный принцип очень важен в системе воспитания детей с недостатками слуха, учитывая своеобразие их развития в условиях дефицита социальных контактов, недостатка информации. Принцип уважения и требовательности к личности также очень существенен, так как уважение и требовательность к личности способствуют проявлению человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. Требование, предъявленное человеку, показывает степень оценки его возможностей и способностей окружающими — она тем выше, чем выше требование. К сожалению, не все педагоги помнят об этом, занижают свои требования к детям из ложно понимаемой гуманности. В результате ребенок, ориентируясь на такую оценку взрослого, не может адекватно определить свои силы. Столкнувшись с реальными требованиями, он теряется, считает себя неприспособленным, его самооценка падает, что грубо травмирует психику молодого человека, приводит к самоизоляции, отказу от жизненных планов. Принцип педагогического оптимизма позволяет ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в отношениях с окружающими. Часто дети с недостатками слуха страдают из-за вынужденной изоляции от нормально слышащих сверстников, недоступности некоторых видов деятельности, интересных профессий. Необходимо показать им другие пути реализации своих склонностей, возможности получения достойных профессий. Совместное участие с нормально слышащими сверстниками в деятельности, при котором глухие или слабослышащие дети не только не уступают им, но иногда и превосходят (творческие конкурсы, выставки, спортивные соревнования), способствует формированию оптимистического взгляда на будущее. Кроме того, педагог должен наблюдать за каждым воспитанником, подчеркивая его положительные стороны, обращая внимание на его успехи в любой работе, что стимулирует ребенка к развитию в указанном направлении. Принцип воспитания в коллективе требует от воспитателя заботы о том, чтобы каждый занимал достойное и удовлетворяющее его место в группе. Ребенок учится устанавливать и поддерживать различные отношения с окружающими (приятельства, дружбы, взаимопомощи), обмениваться различного рода информацией (учебной, личной), овладевает культурой общения, совершенствует свою речь. Он чувствует себя интересным для других людей, старается самоутвердиться, показать, на что способен, и это, безусловно, является мощным фактором саморазвития. Педагог изучает место ребенка в коллективе и учитывает данные для организации жизнедеятельности, в которой каждому выделяется соответствующее место, обеспечивается забота о настроении. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности предполагает обучение школьников некоторым видам деятельности, с которыми они незнакомы по причине ограниченности жизненного опыта (показ образца, помощь в планировании и организации). Сначала оказывается максимальная помощь, а затем ее доля сокращается, уступая место самостоятельности и активности детей. Деятельность должна быть общественно значимой (так дети включаются в общественную жизнь, учатся осознавать возникающие проблемы, быть полноценными участниками в их решении). В процессе коллективной деятельности развивается умение общаться с другими людьми, считаться с их интересами, формируются чувства ответственности и товарищества, взаимопомощи, умения регулировать свое поведение в соответствии с общими требованиями, вырабатывать совместные решения. Деятельность должна быть организована с учетом особенностей учащихся, их интересов, что стимулирует проявление активности, самостоятельности и инициативы. Последнее тесно связано с формированием желания участвовать в жизни группы, школы, общества.
■ Содержание, формы и методы воспитания В сурдопедагогике, как и в общей педагогике, выделяются следующие направления: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Умственное воспитание детей с недостатками слуха предполагает целенаправленную деятельность педагогов по формированию у учащихся словесной речи, развитию познавательных способностей, а также умений их практического применения. Кроме того, задача педагога — воспитание личностных качеств, повышающих эффективность умственной деятельности. Возрастание роли умственного воспитания в настоящее время связано с постоянно увеличивающимся потоком разнообразной информации, требующей обязательной переработки и усвоения как для общей осведомленности об окружающей действительности, так и для успешного осуществления профессиональной деятельности. Специалисты в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячков, С.Д. Зыков и др.) уверены в возможности высокого умственного развития учащихся с опорой на компенсаторные механизмы путем специально организованного обучения, носящего коррекционно-развивающий характер. Особое место в процессе воспитания детей занимает система обучения языку. Использование специальных методов и форм обучения, направленных на овладение речью как средством общения в учебное и внеклассное время, позволяет достигнуть высоких показателей в речевом и общем: развитии учащихся. Исследователями определены условия успешности, умственного воспитания: • овладение системой научных знаний, постепенное их расширение и углубление; • овладение речью параллельно с овладением знаниями; • интенсивное развитие речи во всех ее видах (письменная, устная; диалогическая, монологическая); • опора на жизненный опыт учащихся и его обогащение; • включение предметно-практической деятельности в учебно-воспитательный процесс, его связь с жизнью и деятельностью учащихся; • расширение кругозора учащихся та развитие их познавательных интересов и способностей. Задачами умственного воспитания являются следующие: • формирование запаса знаний и совершенствование их качества; • развитие и коррекция способов умственной деятельности; • воспитание интеллектуальных качеств личности; • формирование культуры умственного труда; • овладение методами приобретения и: применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности. Следует помнить, что чем выше уровень овладения языком, тем успешнее формируется запас знаний, совершенствуется их качество. Нравственное воспитание — процесс формирования у школьников нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Уровень нравственного развития человека определяет его жизненные цели, духовные ценности, потребности личности. Проблемы в нравственном формировании личности людей г нарушениями слуха сурдопедагоги (В.И. Флери, Н.М. Лаговский) связывали с недостатками обучения и воспитания и с оптимизмом смотрели на возможности работы в этом направлении. Основным фактором нравственного воспитания является деятельность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, так как в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объектами), и нравственность данных отношений проявляется в его поведении. В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в нравственном воспитании играет школа. Поэтому перед ней, как учреждением, осуществляющим целенаправленное и систематическое воспитательное воздействие, встают задачи формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания. На начальном этапе обучения и воспитания педагоги формируют и развивают у детей элементарные нравственные привычки. К ним относятся гигиенические навыки (ежедневный уход за телом; гимнастика; соблюдение правильной осанки, походки, позы во время работы; соблюдение гигиенических условий пространства; пользование предметами гигиенической помощи; уход за одеждой и обувью и их подбор соответственно погодным условиям и виду деятельности); нормы взаимоотношения с окружающими (уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь; доброжелательность и внимание к окружающим, этикет, в том числе и речевой); привычка к труду (уход за своим рабочим местом; уборка учебной комнаты, школьных помещений, двора школы; соблюдение порядка; помощь взрослым в труде). Соблюдение требований режима формирует у детей дисциплинированность, умение планировать и контролировать свои действия. Самообслуживание совершенствует гигиенические и трудовые навыки. Совместная деятельность воспитывает умение вести себя в коллективе, выстраивать свои отношения с окружающими. Воспитание нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности (начиная с элементарных оценочных понятий «хорошо», «красиво» и т. д., ученик постепенно овладевает понятиями на конкретной основе: «вежливость», «дружба» и т. п., а затем понятиями отвлеченного характера: «ответственность», «патриотизм» и т. п.). Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, в ходе различной деятельности, когда поступки самих учащихся оцениваются окружающими. Суть понятия может уточняться: в этических беседах с воспитуемыми. Выделяют несколько этапов формирования нравственного сознания учащихся: • практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования); • изучение нравственных понятий (в процессе анализа поведения литературных героев, а также собственного опыта и поведения окружающих); • применение знаний в деятельности (в поведении, общении). Содержание нравственного воспитания можно представить в виде воспитания отношения к природе, человеку, обществу, труду. Отношение к природе — показатель нравственности человека, поэтому экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания нравственного. Интерес к природе как к большому, красивому и загадочному миру появляется в детстве. Учитывая данное обстоятельство, важно уже в начальных классах поддерживать и развивать это отношение как основу будущего уважительного и бережного отношения к жизни вообще, к природе как дому каждого человека. Перед школой встают задачи формирования у учащихся экологических знаний, экологической культуры. Дети знакомятся с природой на уроках (ознакомления с окружающим миром, природоведения, чтения, развития речи), на внеклассных занятиях (на экскурсиях, выставках, во время викторин, утренников и др.). Методами овладения знаниями о природе являются наблюдения, работа с природным материалом, с книгой. Сначала происходит накопление знаний о природе (о разнообразии растений и животных, ритмах природной жизни, неживой природе и ее связях с живой, природно-погодных условиях, о космосе), усвоение правил общения с природой (бережное отношение, уважение к любому природному существу), формирование умения воспринимать красоту природы. В старших классах в различных учебных предметах раскрываются аспекты системы отношений «человек—общество—природа», даются сведения о глобальных экологических проблемах и проблемах региона, где живут учащиеся. Так создается целостная картина взаимосвязи, взаимозависимости природных и общественных явлений. Природоохранительное просвещение ведется и средствами внеклассной работы (участие в природоохранной деятельности, факультативы, чтение научно-популярной литературы, тематические вечера, газеты, конкурсы). Прогулки, экскурсии, наблюдения за природой и помощь ей формируют сознательное соблюдение экологических норм поведения. Ребята старшего возраста стремятся применить полученные знания для решения экологических проблем — они могут участвовать в озеленении и украшении школы, двора, улиц города, в защите птиц, охране парков и т. п. Важной является такая форма работы, как кружки юных натуралистов — здесь ребята более углубленно изучают родную природу, ее проблемы и участвуют охране животного и растительного мира. С помощью природы, с формированием экологического поведения можно совместить и организацию походов. Трудовое воспитание — сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является нравственная, психологическая и практическая подготовка к труду. В школе для детей с недостатками слуха специфической задачей является преодоление последствий, связанных с первичным дефектом. Важный компонент трудового воспитания — формирование положительного отношения к труду. Оно включает в себя мировоззренческий и нравственный аспекты. Первый подразумевает формирование отношения ic труду как основе жизни, источнику развития общества и самого человека, заботе каждого о людях и о себе. Второй — признание ценности человека как труженика, мастера своего дела, созидающей личности и стремление работать для пользы общества и человека. Нравственная подготовка включает понимание значимости труда (как средства заработка и как радости дела, приносящего пользу другим), стремление к формированию нравственных качеств (добросовестного отношения к работе, упорства и активности в достижении успеха в деятельности, умения работать в коллективе для достижения общей цели, готовности помочь другому и др.). Психологическая подготовка включает воспитание стремления охотно и качественно выполнять любую работу, полезную для других, доводить начатое до конца с полной отдачей сил. Практическая подготовка направлена на вооружение детей знаниями основ наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе. В трудовом воспитании детей с недостатками слуха особое внимание уделяется решению коррекционных задач, направленных на преодоление последствий первичного нарушения (развитие речи и закрепление навыков речевого общения, коррекция недостатков физического развития). Содержание трудового воспитания: отражено в различных видах труда — учебном, на специальных занятиях и общественно полезном. Учебный труд направлен на овладение знаниями основ наук в объеме школьной программы. Ег
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |