Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значимость практически-действенных методов определяется необходимостью практически закрепить получаемые знания, сделать их осмысленными



2015-11-07 1342 Обсуждений (0)
Значимость практически-действенных методов определяется необходимостью практически закрепить получаемые знания, сделать их осмысленными 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод приучения и упражнения предназначен для формирования устойчивых привычек (гигиенических, культуры поведения, организованности). Начинается с показа образца, затем проводится упражнение в выполнении под контролем педагога, создающего положительный эмоциональный фон (через поддержку, одобрение ребенка).

Игра широко используется в младшем школьном возрасте. В результате у детей появляется опыт общения, взаимоотношений с окружающими. В ролевых играх дети воссоздают жизненные ситуации, усваивают соответствующие нормы поведения, овладевают с помощью сверстников и педагога определенным словарем (бывают бытовые игры, игры на сюжеты из общественной жизни детей, на профессиональные сюжеты). Педагог должен разъяснять содержание игры, правила поведения участников в зависимости от ролей, поручать разным детям разные роли, чтобы все могли сыграть, что хотят.

Совместная деятельность детей, направленная на достижение определенного результата (общественно полезная), позволяет им приобрести опыт коллективных отношений, развить положительные качества (чувство товарищества, стремление помочь другому, ответственность). Школьники учатся планировать свою деятельность, контролировать оценивать ее.

Воспитывающие ситуации направлены на усвоение норм и правил поведения. Ученик ставится в ситуацию выбора варианта поведения. Примеры ситуаций: поручения, акции благотворительности, дежурство, соревнования, ситуации с нравственно- и экологически-ориентированным выбором.

Стимулирующие методы обращены к чувствам детей. Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую сферу положительных и отрицательных качеств личности.

В основе метода поощрения лежит положительная оценка поведения человека. Оно вызывает положительные эмоции, укрепляет уверенность ребенка в себе, чувство собственного достоинства. Может выражаться невербально (улыбка, кивок головой, выдача фишек) и словесно, по мере развития речи. Используется в разных вариантах (индивидуальном, перед классом, родителями; устном и письменном). Практикуются такие формы, как награда (диплом, грамота, благодарность и др.) и доверие (предоставление права на что-либо, особое поручение).

Наказание — выражение отри дательной оценки поступка. Имеет различные варианты: порицание, осуждение, ограничение действий, лишение доверия, выговор. Должно использоваться очень осторожно, чтобы не вызвать негативизма ребенка, не травмировать его психику.

Поощрения и наказания требуют учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей школьников. Применяются в сочетании с другими методами (беседа, воспитывающие ситуации и др.).

Таким образом, в сурдопедагогике используются, методы, выделенные в общей педагогике, но при этом принимаются во внимание особенности развития детей, связанные с нарушением слуха.

 

■ Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате

Дети с недостатками слуха в большинстве своем обучаются в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием воспитательного процесса, требующего непрерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства действии обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой среды, комплексного подхода к воспитанию, что часто недостижимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребенок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми умениями.

Школа-интернат обеспечивает практически круглосуточное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития и оказывая тем самым помощь семье в воспитании ребенка.

Интернат обеспечивает возможность обучения тех детей, которые проживают в отдаленных от школы районах.

Воспитательная работа в интернате решает следующие задачи:

• Всестороннее развитие неслышащих учащихся как продолжение и расширение работы школы по умственному, физическому, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию, развитию познавательной, общественной и трудовой активности, положительных качеств личности.

• Воспитание сознательности, гражданственности, патриотизма, интернационализма.

• Воспитание положительного отношения к труду и потребности приносить своим трудом пользу обществу.

• Формирование положительных моральных, нравственных, этических качеств личности глухого и слабослышащего школьника, воспитание правосознания, дисциплины, культуры чувств и поведения, формирование школьного коллектива.

• Развитие словесной речи в единстве с использованием остаточного слуха посредством создания речевой среды и условий, вызывающих потребность пользования словесной речью.

• Воспитание готовности и умения жить и работать как в среде неслышащих, так и в коллективе слышащих, развитие общительности, стремления к расширению социальных контактов; работа над социальной адаптацией учащихся в сотрудничестве с семьей и общественными организациями.

Успешная реализация воспитательных задач возможна при соблюдении определенных условий. Это прежде всего комплексный подход к воспитанию в интернате, предполагающий использование различных видов деятельности, игры, труда и общения как единого механизма формирования личности.

Формирование личности глухого и слабослышащего ученика, его воспитание в коллективе предполагают коррекционную, прежде всего коммуникативно-адаптационную направленность благодаря использованию словесном речи как ведущего средства общения в условиях речевого режима. При этом не исключается возможность использования жестовой речи, дактилологии как вспомогательных средств общения.

Педагогическое руководство воспитательным процессом в интернате предполагает постоянное развитие самостоятельности, самодеятельности воспитанников, уважение личности ребенка, разумную требовательность без скидок на дефект и его последствия.

Эффективность воспитательной работы зависит и от того, насколько воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика. Важным является стремление к достижению воспитательного эффекта, в основе которого лежит не внешнее (дисциплинарное) побуждение, а внутренние мотивы воспитанников, сформированные посредством овладения социальным нравственным опытом в единстве с развитием словесной речи.

Содержание работы педагогов в интернате определяется целью и задачами воспитания детей с недостатками слуха и реализуется в разнообразных видах деятельности детей -учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной, в условиях целесообразно организованного чередования различных видов деятельности.

Учебно-познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школил и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учите ля, а также формирует новые знания и умения. Она осуществляется в ситуациях, более приближенных к естественным, имеет большую практическую направленность. По содержанию учебно-познавательная деятельность выходи! за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащимися широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию их познавательных интересов, обогащению житейских и научных знаний, развитию речи, мышления, остаточного слуха.

В различных видах учебно-познавательной деятельности (выполнение домашних заданий, предметные экскурсии, тематические прогулки, внеклассное чтение, занятия предметных кружков, занятия предметно-практического характера и др.) у детей с недостатками слуха формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, они более четко осознают свое место в обществе, формируется направленность личности.

Учебно-познавательная деятельность в интернате реализуется прежде всего при организации самоподготовки. Самоподготовка проводится в классных комнатах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой, оснащенных необходимым наглядным и дидактическим материалом. Такая организация содействует более рациональному использованию вспомогательных средств для самостоятельного выполнения заданий.

Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки в школе для детей с недостатками слуха являются:

• преемственность в работе и единство действий учителя и воспитателя;

• тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, а также методики работы, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);

• соблюдение слухоречевого режима и работа над дальнейшим развитием словесной речи и остаточного слуха учащихся;

• единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и оказания им своевременной индивидуализированной помощи со стороны воспитателя;

• проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха воспитанников.

В ходе самоподготовки педагогом решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. В работах сурдопедагогов и психологов (А.И. Дьячков, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф) отмечаются формальное отношение глухих к выполнению домашних заданий, отсутствие самостоятельности, неуверенность в правильности выполнения задания, неумение рационально распределять время.

Основные задачи самоподготовки, таким образом, заключаются в обучении детей приемам самостоятельной работы, формировании у них навыков учебного труда, речевого общения с опорой на использование остаточного слуха. Через усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки общение учащихся с воспитателем, а также друг с другом, воспитатель закрепляет новые знания, учит их практическому применению.

На самоподготовке важно создать обстановку, близкую к домашней. После выполнения определенной части заданий разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв в занятиях.

По мере выполнения заданий воспитатель должен организовать выборочную проверку и взаимопроверку устных и письменных работ, помочь слабоуспевающим учащимся, подключая к этой работе их более сильных товарищей, которые выступают в роли ассистентов, помощников по тем или иным учебным дисциплинам.

В целях максимальной эффективности самоподготовки старшеклассников и рационального использования ими времени целесообразно учить их планировать свой учебный труд и отчитываться о выполнении, регламентировать время выполнения домашних заданий по каждому предмету. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся, дисциплинирует и позволяет закончить выполнение домашних заданий в установленный срок. О результатах проведения самоподготовки и уровне подготовленности учащихся воспитатель должен сообщить сурдопедагогу.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

Организация любой экскурсии требует специальной подготовки: постановки учебных, воспитательных и коррекционных задач, определение ее содержания, словаря, разработки заданий для отдельных учащихся и всей группы в целом, подготовки оборудования, предварительного ознакомления воспитателя с местом проведения экскурсии.

В ходе экскурсии воспитатель руководит наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, дает словесные пояснения наблюдаемому, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме.

После экскурсии полученные знания и представления целесообразно закрепить при изготовлении альбомов, стендов, рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, при написании отчетов, сочинений, в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Кружковая работа в школе-интернате для детей с недостатками слуха направлена на расширение их кругозора и удовлетворение любознательности, развитие творческих способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение словесной речи и развитие остаточного слуха в условиях разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Участие в кружковой работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой и др.). Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких кружков.

В начальных классах в кружки привлекают не только самых способных или интересующихся ребят, но и средних и слабых по знаниям, так как склонности в этом возрасте еще не определились, а правильно поставленная работа кружка разовьет интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь. В состав кружка должны входить дети без существенной разницы в возрасте.

В интернате для детей с недостатками слуха организуются предметные кружки (математики, физики, химии, литературы, устной речи, чтения с губ, предметно-практического обучения, юннатский и др.) кружки технического творчества, художественные, домоводства, различных видов рукоделия и др.

Предметные кружки расширяют и углубляют знания по учебному предмету, который интересует ребенка, учат применять знания в практической деятельности, расширяют кругозор, развивают мышление и речь.

Технические кружки формируют и развивают у детей умения и навыки конструирования, моделирования, закрепляют навыки планирования трудовых операций и сопровождения их речью. Такая работа развивает техническое, пространственное мышление, расширяет знания о достижениях современной науки и техники, воспитывает интерес к конкретным профессиям, творчеству.

Художественные кружки развивают способности глухих и слабослышащих школьников в изобразительном искусстве, пантомиме, хореографии, жестовом пении. На базе художественных кружков развивается самодеятельность, создаются школьный драматический, кукольный театры.

Художественные кружки в своей работе также придерживаются коррекционной направленности. Создавая простор для эстетической деятельности воспитанников, они оказывают преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу детей, создают возможности для самовыражения и самоутверждения, развивают воображение. Это способствует положительному эмоциональному настрою, возникновению чувства собственной значимости, полноценности. В художественных кружках глухие и слабослышащие школьники средствами искусства овладевают социальным опытом, навыками общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать.

Кружки домоводства, рукоделия формируют у школьников достаточно сложные для них навыки самообслуживания, рационального ведения домашнего хозяйства, готовят к будущей семейной жизни, прививают основы эстетики быта, формируют обширную бытовую лексику.

Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по чтению и литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников в интернате. Оно направлено на формирование глухого и слабослышащего ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В режиме дня для внеклассного чтения отводится специальное время.

В зависимости от возраста учеников и их читательских умений классное чтение проводится в разных формах.

В самых младших классах оно коллективное и сочетается с рассказом воспитателя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью игрушек, подвижной аппликации, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др. По мере овладения умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение. Совместно с учителем воспитатель подбирает книги для обязательного и свободного индивидуального чтения, произведения для коллективного прочтения и обсуждения на читательских конференциях. И перечень рекомендуемой литературы включаются произведения по программной тематике, связанные с актуальными общественными, историческими, литературными событиями, учитываются также читательские запросы каждого ученика.

Учитель и воспитатель не только организуют внеклассное чтение, но и помогают детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, ведут учет и контроль внеклассного чтения (беседы по прочитанному, читательские конференции, ведение читательских дневников, коллективных дневниковых записей после обсуждения прочитанных произведений и др.).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения учащихся литературы. Для этого воспитатель совместно с учителем организует выставки книг с аннотациями к ним, рассказывает о писателях, демонстрирует соответствующие диафильмы, организует просмотр кинофильма по одному из произведений писателя, выступление старших учащихся перед младшими с рекомендацией прочитать те или иные книги, намечает перспективы интересной работы с прочитанным произведением — инсценирование в школьном драматическом, кукольном театре и др.

В классе или в групповой комнате оформляется уголок внеклассного чтения, где помещаются список рекомендуемой литературы, ученические отзывы о прочитанных произведениях, иллюстрации к ним, материалы, стимулирующие интерес школьников к той или иной книге, задания познавательного характера. Уголок внеклассного чтения содержит также раздел, в котором ведется работа над словарем и фразеологией в связи с материалом внеклассного чтения.

Внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (кружки, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, игры, тематические прогулки).

В интернате ведется клубная работа, например, действуют клуб любителей книги, клуб юных любителей природы, «Юный математик» и др. Для организации и руководства работой клуба избирается совет, в который входят старшеклассники и учителя, воспитатели, организующие соответствующие виды деятельности. Регулярно организуются клубные дни, когда в клубе (для него отводится специальное помещение, которое соответственно оформлено, оборудовано всеми необходимыми материалами для работы, занятий, творчества детей) проводятся внеклассные занятия, игры с соответствующей тематикой, встречи, просмотры диа-, теле-, видео- и кинофильмов по тематике клуба, выпускается клубная газета.

В соответствии с планом работы клуба проводятся различные кон курсы, фестивали. Клубная форма работы может не только распространяться на школьные предметы, но и охватывать некоторые сферы социальной жизни, ознакомление с которыми необходимо глухим и слабослышащим учащимся.

Клубная форма работы позволяет вовлекать большое число воспитанников разного возраста в разнообразные виды деятельности, расширять рамки общения детей. Долговременность работы клуба формирует у воспитанников положительные привычки, позволяет строить работу перспективно, постепенно усложняя и расширяя круг образовательных, воспитательных и коррекционных задач. В настоящее время получает развитие клубная деятельность учащихся с нормальным и нарушенным слухом.

Большие воспитательные возможности заключены в просмотре воспитанниками телепередач. Задача воспитателя состоит в том, чтобы из программы телепередач на неделю отобрать такие, которые соответствуют возрасту и уровни» развития детей, имеют познавательную ценность и воспитательную направленность, отвечают требованиям реализации актуальных воспитательных задач. Воспитателю необходимо также подготовить детей к восприятию передачи. При просмотре он дает пояснения, комментарии. Облегчает просмотр телепередач их жестовый синхронный перевод, снабжение фильмов, других информационных материалов субтитрами.

Специальными задачами трудового воспитания в интернате для глухих и слабослышащих являются формирование и активизация соответствующего словаря, развитие и совершенствование умения общаться словесной речью в процессе трудовой деятельности, формирование специальных двигательных умений и навыков, приучение к самостоятельному и осмысленному выполнению любой работы, развитие мышления и разнообразных видах деятельности, совершенствование нами ков планирования последовательности трудовых операций.

Трудовая деятельность воспитанников в интернате реализуется через различные виды и формы труда по самообслуживанию — уход за своей одеждой и ее мелкий ремонт, уборку помещений и пришкольного участка, различные виды дежурства, овладение несложными навыками кулинарии и домоводства, уход за комнатными растениями, домашними животными и животными уголка природы.

Важной составной частью трудовой деятельности является общественно полезный труд, включающий благоустройство интерната, ремонт мебели, подготовку выставок, проведение «Трудовой недели», «Трудового десанта»,

«Праздника труда», трудовые дела старшеклассников для подшефных младших классов, помощь библиотеке (уборка, подклейка и расстановка книг) и многое другое.

Трудовая деятельность учащихся в условиях интерната приобретает коррекционно-воспитательную направленность при поэтапном обучении необходимым трудовым операциям на основе демонстрации каждого отдельного действия, сопровождаемого словесным пояснением, при постепенном усложнении трудовых заданий с учетом возраста и способностей воспитанников.

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка с нарушениями слуха являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами, стоящими перед воспитателем, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии ребенка с недостатками слуха.

Организуя игры в интернате, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности глухих детей: однообразие и бедность сюжетов; чрезмерную детализацию предметных действий; механическое подражание друг другу; трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию, в игровом замещении предметов — отсутствие умения свертывать компоненты игры, что слышащие дети осуществляют путем замещения этих компонентов словесными средствами.

Вследствие этого воспитатель создает необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая воспитанников самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами.

Разные виды игр требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для: развития словесной речи, остаточного слуха, навыков общения.

Важными условиями успешной организации и проведения игр являются следующие:

• тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;

• наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов; обучение детей пользованию этими предметами, а также предметами-заменителями;

• обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;

• создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими;

• поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра, основанная на наглядном: материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Спортивные игры выступают одновременно средством реализации двигательной активности и средством коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать игры проговариваниями, так как это снижает ценность так необходимой детям физической нагрузки.

Среди игр в интернате значительное место отводится сюжетно-ролевой игре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с недостатками слуха воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В сюжетно-ролевой игре неслышащие дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей.

В последнее время в воспитании детей с проблемами поведения для коррекции эмоционально-волевой сферы, а также трудностей личностного развития все чаще используют арттерапевтические методы психокоррекционного воздействия, построенные на использовании искусства как символической деятельности и основанные на стимулировании креативных (творческих) процессов.

Можно выделить два основных механизма психологического коррекционного воздействия в арттерапии. Первый состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование на основе творческих способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С. Выготский).

Основная цель арттерапии — формирование способностей самовыражения и самопознания личности, ее гармоничное развитие. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, по сравнению с игрой, связано с его продуктивным характером — созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка.

С точки зрения представителей гуманистического на правления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего «Я». Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установление отношений со значимыми другими (родителями, сверстниками). Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих» принятие ими продуктов творчества (рисунков, сочинений, сказок) повышают самооценку ребенка и степень его самопринятия и самоценности.

Одной из принципиальных особенностей процесса арттерапии является последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания: от актуализации негативного аффекта через эмоциональное отреагирование к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия от поисково-исследовательской активности, удовлетворением любознательности ребенка, экспериментированием с формой выражения внутренних переживаний и окончательным выбором формы. Таким образом, сам процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, он рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драмтерапия, музыкотерапия и др. Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т. е. рисуночная терапия и драмтерапия. При работе с детьми эти терапевтические методы используются в контексте игры как рисуночные психокоррекционные методы и игры-драматизации.

Можно выделить следующие показания к проведению рисуночной арттерапии с глухими и слабослышащими детьми:

• трудности эмоционального развития, депрессия, импульсивность эмоциональных реакций;

• эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

• наличие конфликтных межличностных отношений, не удовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

• повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

• негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная,

искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение арттерапевтических методов, и в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребёнка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.

«Преодоление формой содержания» не только обеспечивает катарсис как высший вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает аффект, раскрывая принципиально новые возможности осознания ребенком своих чувств, переживаний и их исследования, позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития.

В случае трудностей общения: замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или излишней стеснительности — арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности, облегчить процесс коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Использование арттерапии в воспитательной работе позволяет сурдопедагогу и психологу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы работы присутствуют в любой программе игровой коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Важнейшей сферой жизнедеятельности воспитанников в интернате является общение, коммуникативная деятельность, осуществляемая различными средствами: словесной, дактильной, жестовой речью, предметно-действенными средствами.

Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми — взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов — ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения: к себе партнеров по общению.

Общение в интернате между неслышащими воспитанниками осуществляется в двух основных видах: межличностном (свободном) и межролевом (деловом).

В межролевое общение воспитанники вступают в игровой, трудовой, учебно-познавательной деятельности, реализуя при этом потребность в ориентации в создавшейся обстановке, а также в активной деятельности, в познании. Межролевое общение ведется воспитанниками: преимущественно словесной речью, реже используется жестовая речь.

Межличностное общение строится на внеситуативно-личностной, эмоциональной основе и обеспечивает потребность детей в товариществе, дружбе, взаимопонимании, поддержке, признании. Межличностное общение глухих учащихся в интернате со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками ведется преимущественно жестовой речью, со старшими (учителями, воспитателями) — словесно.

Достижение воспитанниками свободного общения при помощи словесной речи в обоих его видах формируется длительной работой и возможно, если только существует богатый опыт подобного общения.

Организуя общение Детей в условиях интерната, воспитатель должен помнить об особенностях глухих и слабослышащих учащихся: недостаточности словаря, ощущении неполноценности своего речевого развития и боязни вступать в общение со слышащими, трудностях восприятия устной речи глухого или слабослышащего партнера по коммуникации вследствие невнятности его произношения.

Задачами воспитателя являются:

• обучение глухих и слабослышащих воспитанников нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого развития;

• обучение общению словесной речью в своем коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками; развитие общительности, преодоление страха общения;

• формирование потребности неслышащих школьников, особенно младшего возраста, в общении со взрослыми, обеспечение не только общения на формальной, деловой основе, но и межличностного, неформального общения на положительной эмоциональной основе, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, проявляет душевное тепло и дружеское участие;

• корректировка общения при его нарушениях (например, изолированности от коллектива отдельных учащихся).

Воспитатель в единстве с педагогическим коллективом школы-интерната, задавая определенные модели, формирует межличностное и межролевое общение воспитанников. При этом не исключаются вспомогательные средства общения, используемые при необходимости.

Формирование речевого общения достигается путем организации таких видов деятельности, в которых участвуют воспитанники различных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими посторонними людьми (общешкольные дела большого масштаба и продолжительности, шефство, трудовые акции, участие в работе клубов, кружков, выполнение общественных поручений, участие во встречах со слышащими и др.).

Обязанностью воспитателя являются постоянное привлечение и развитие остаточного слуха детей во всех видах и формах внеклассной работы, систематический контроль за качеством устной речи, ее внятностью, соблюдением воспитанниками правил ведения диалога.

■ Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха

Семья как, социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Вопросам семейного воспитания в истории педагогики уделялось много внимания. В своих работах к идее значимости семейного воспитания для полноценного развития ребенка в разное время обращались Д. Дидро, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие. Все они отмечали, что именно в семье дети с



2015-11-07 1342 Обсуждений (0)
Значимость практически-действенных методов определяется необходимостью практически закрепить получаемые знания, сделать их осмысленными 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значимость практически-действенных методов определяется необходимостью практически закрепить получаемые знания, сделать их осмысленными

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)