Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Риторический идеал Сократа. Аристотель




Риторика.

Раздел 1. Классическая риторика и ее основные направления, как основа современного коммуникативного процесса.

1. Традиционное определение риторики.

Риторика родилась еще в античности. И, конечно же, за многие века своего существования претерпела большие изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же. Слово «риторика» произошло от греческого rheo — «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Отсюда и происходит название науки «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи.

Итак, традиционное определение звучит так: риторика — теория, мастерство и искусство красноречия.

Вера в слово.

Еще во времена первобытных заклинаний и заговоров проявлялась вера людей в то, что слово лечит или коверкает душу. Это актуально и сегодня. Академик П.П Гаряев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. Поэтому к слову нужно относиться очень осторожно и бережно, понимая, что словом можно вылечить, словом можно и убить.

Рождение риторики в античности. Софисты. Риторический идеал софистов.

Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Он первый ввел такой вид образования, который готовит ораторов, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории. Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.

Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования.



Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.

На первых порах риторика была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи.

ними? Только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически.

Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Поэтому «Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего — пассивный объект воздействия, и Его сознанием можно манипулировать.

2) Риторика софистов - состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого.

3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать.»[1]

Риторический идеал Сократа. Аристотель.

«В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику — Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. «Риторический идеал Сократа можно определить как:

«1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего,

2) гармонизирующий: главная цель спора — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение согласия между ними по поводу смысла и результатов общения…,

3) смысловой: цель разговора между людьми, заключена в предмете речи и может быть обнаружена»[2]

Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика — искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Риторика Аристотеля — это наука и мастерство доказательной речи. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских.»[3]





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)