Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Топ – причина – следствие




Умение обнаружить причинно-следственные отношения между явлениями, показать их в речи, использовав как живой и благодатный источник изобретения содержания, составляет одно из главных достоинств хорошего оратора.

Топ «причина — следствие» для создания текста используется в двух главных разновидностях:

1. «веерной», когда определяется набор причин одного явления или его возможных следствий

2. «цепной», когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляет рассуждение и приводит к некому выводу.

При разработке смысловой структуры речи — рассуждения (аргументирующей речи) топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая по существу все содержание.

Топ – обстоятельство.

Где? когда? как? каким образом? — вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях.

Пример действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье.

Смысловая модель (топ) «Пример».

Риторические принципы требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.



 

Топ «Свидетельства».

Свидетельства, или «обращение к авторитетам» — смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями - придать речи весомость, убедительность, подтвердить ваш пример.

Пользуясь этим топом и ссылаясь на «авторитеты», нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь должны быть авторитетными не только для вас, но прежде всего для вашего собеседника или аудитории.

Топ «Имя»

Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.

Пример: Владивосток — владей востоком.

 

Топы и композиция описания (Н.Ф. Кошанский)

 

В риторике разработаны различные композиционные ходы с использованием топов — описание, повествованиеи др. Н. Ф. Кошанский, профессор Александровского лицея ( учитель А.С. Пушкина), автор одного из первых учебников по риторике в России дает следующие рекомендации для описания:

 

Как описывать предмет.

I. Начало

1. Обратиться к предмету «в живом… чувстве» (О люди!)

2. Сказать о времени дня или года ( топ обстоятельство)

3.Сказать о месте, где предмет находится или встречен: общая картина, затем взгляд фокусируется на предмете.

II. Середина

1. Если предмет «бездействует» (озеро, холм), описываются перемены в нём в разное время (топ «обстоятельства: время»)

2. Если это неодушевленный предмет и он как целое состоит из частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных его сторон (топ «целое: части»)

3. Если это предмет «нравственный», то прибегают к топу «род и вид», «разновидности» (скромность, роскошь и т.д.)

4. Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия одно за другим, постепенно и отдельно.

5. Особенно полезно использовать топ «сопоставление».

III. Конец

1. Вновь обратиться к предмету

2. В самом конце нужна «нравственная занимательная мысль высокая и разительная истина».

 

Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно найти идеи для своей будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи.

 

Структура современного публичного выступления

 

В современной риторике требования к композиции во многом остались теми же, что и в классической риторике. Например, в речи должно быть три части — вступление, основная часть и заключение.

Каковы задачи оратора в каждой части выступления?

Вступление

Задачиоратора во вступлении:

- привлечь внимание слушателей («вербовка союзников»);

- готовить почву для разработки темы («презентация темы»).

Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо. Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии. Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…»..

Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить.

Главные требования к вступлению:

- Оно должно быть предметом особого внимания оратора,

- Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).

- Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

- Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему.

- настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7