В) Я приведу нужные вам цитаты
г ) Мы пойдём вечером на лекцию. Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки языка. Звук речи - конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи - точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка - множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка - это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция. Фонема- это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка. Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (майка - сайка - чайка - гайка) и отождествления ([л’эс] - [л ’и3с]пой - [л ’ьс]овод) слов и морфем. Фонема - минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков.
В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое), язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука - выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи. Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией. Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласные образуются при наличии голоса (чистые юны), согласные - при наличии шума (акустический аспект). При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближённых или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект). Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект). Основная функция согласных - передача информации, главная функция гласных - объединение звуков (функциональный аспект).
♦ Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках. В современном русском языке 6 гласных фонем: <а>, <э>, <и>,<ы>,<у>,<о>. Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам: а) по участию губ: • лабиализованные- <у>,<о>, • нелабиализованные - <а>, <э>, <и>,<ы>; б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма - <и>,<ы>,<у>, • среднего подъёма - <э>, <о>, • нижнего подъёма - <а>; в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка): · переднего ряда - <э>, <и>, · среднего ряда - <ы>, <а>, · заднего ряда - <у>,<0>. В современном русском языке 37 согласных фонем: <б>, <б’>, <в>, <в’>, <г>, <г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з'>, <j>, <к>, <к'>, <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <п>, <п'>, <р>, <р’>, <с>, <с'>, <т>, <т’>, <ф>, <ф’>, <х>, <х’>,<ч’>, <ц>, <ш>, <ш’>. Согласные классифицируются по 4 основным признакам: а) степень участия голоса и шума: • сонорные <н>,<н'>,<р>,<р'>,<л>,<л'>,<м>,<м'>,<]>, • шумные звонкие - <б>, <б’>, <в>,<в'>, <г>,<г’>, <д>, <д’>, <ж>, <ж’>, <з>, <з’>, • шумные глухие -<к>, <к'>, <п>, <п'>, <с>, <с’>, <т>, <т ’>, <ф>, <ф'>, <х>, <х'>, <ч'>, <ц>, <ш>, <ш'>. б) способ образования преграды (см. табл.); в) место образования преграды (см. табл.); г) палатализация: • мягкие - <б*>, <в’>, <г’>, <д’>, <ж’>, <з’>, <j>, <к'>, л’>, <м'>, <н'>, <п’>, <р’>, <с’>, <т'>, <ф’>, х'>,<ч’>, <ш*>, • твёрдые - <б>, <в>, <г>, <д>, <ж>, <з>, <к>, <л>, м>, <н>, <п>, <р>, <с>, <т>, <ф>, <х>, <ц>, <ш>.
Запомни! Мягкие непарные: <ж’>, <ч’>, <ш'>, <j>. Твёрдые непарные: <ж>, <ц>, <ш>. Система гласных фонем современного русского
ряд Система согласных фонем современного русского языка
♦ Методическое примечание. Наличие разных подходов к решению вопроса о фонеме в лингвистике не может не отразиться на школьной практике преподавания. В школе этот вопрос решается непоследовательно. На первоначальном этапе обучения (букварный период) преобладает ленинградский подход, так как звуки анализируются с акустической точки зрения. Их количество тоже определяется исходя из фонетических различий (гласных -6, т.к. <ы> и <и> признаются самостоятельными фонемами; согласных - 37, т.к. <г’>, <к’>, <х’> рассматриваются как существующие). При изучении орфографии подключается московский критерий, т.к. большинство орфографических правил, изучаемых в начальных классах, основывается на московском понимании фонемы.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |