А) Аз да буки - и все науки
Б) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. В) Писать мыслете. Г) Стоять фертом. Д) Аз, буки, веди страшат, что медведи. Е) Фита, ижица - дело к розге ближется. Ж) На ять. 5. На что указывает «ь» в словах воробьи, дьячок, белью, моль, рожь, плачь? 6. Что обозначает «ь» в словах прозелень, библиотекарь, полночь, пишешь, назначьте, прилечь, гладь, запись, рожь? 7. Укажите, в каких словах «ь» не обозначает мягкости согласных. Гуашь, морковь, брошь, заповедь, деталь, полночь, голубь, ложь, князь, плачь, глушь, бредень.
8. Выделите группу слов, в которых количество звуков меньше количества букв. Ручьи, сжечь, шевелиться, ялик, съёмка, вьюжный, защемлённый, доцвести, счётчик, раздвоенный, серенький, тридцать, щебетание, сшить, дяденька, шесть, гуськом, вольность, бесшумный.
9. Одинаково ли звуковое значение букв «е» и «ё» в данных словах? Сельский, ёлка, неделя, проект, поединок, съёмщик, шоссе, ельник, весенний, жесть, ателье, шерстянка, фельетон.
10. Определите, в каких словах буква «е» не указывает мягкости согласных. Шерсть, песня, кочегар, жемчуг, брошенный, черпать, мелочь, летом, щербатый, солнце, цемент, щебень.
11. Одинаково ли звуковое значение буквы «ю» в данных словах? Крою, южный, юлить, этюд, тюльпан, льют, верблюд, союз, бюллетень, бьющий, тюлька, сюжет. 12. Одинаково ли звуковое значение буквы «я» в словах ясноглазая, ясновидящая, деревянная? 13. Затранскрибировав данные слова, укажите, какие звуки обозначаются буквой «я». Дятел, янтарь, яблоня, пряник, продувая, яркость, лямка, ящик, тягловый, ясли, полянка, явиться, стоя, ячейка, тётя, судья, маяк. 14. Разные или одинаковые звуки передают буквы «а» и «я» в данных словах? Пальцы - пяльцы, пеня - пена, взял - зал, гора - горя. 15. Какой звук передает буква «и» в словах писатель, жить, станция, цифра, сгибать? 16. Определите, какими графическими средствами передается звук [j] в приведенных словах. Завьюженный, друзья, йод, вяленый, выемка, майский, юность, рыбьи, ёжиться, съёмка, ёжиком, войско, роет, перьев, съезд, разъярить. 17. Отмечая в данных словах мягкие согласные звуки, укажите одновременно, каким образом обозначена их мягкость. Машинопись, пальтишко, писклявый, живописец, принять, пятница, дирижабль, маленький. 18. Одинаковые ли звуки передают одни и те же буквы в данных словах? Банщик - котёнок, машина - махина, помощник - вещество, изъян - обезьяна, разжечь - грач, щука - зашуметь, четыре - шесть, жирность - чистка, ёлка - объём, отряд - преграда, цистерна - гидра. 19. Какой звук передают сочетания букв с буквой «ж»? Жжёнка, позже, вожжи, дождик, визжать, изжога, приезжий, брызжет, подожди, разжиреть. 20. Какие звуки передает сочетание букв «ьо» в словах батальон, сеньор, медальон, почтальон, бульон, каньон? 21. Найти написания, соответствующие слоговому принципу русской графики и отступления от него. Объяснить. Джонка - жёнка, шок - шёлк, цоколь - целый, ножом - пляжем, ежовый - межевой, душой - грушей, кольцо - оконце, парашют - шут, жюри - жук, цыган - цинга, бульон - бельём, майонез - моё, йод - еда, йогурт - ёжик, йот - пьёт. 22. Отметить отступления от слогового принципа русской графики и соответствия ему: жар, шаг, жук, шум; жизнь, ширь, парашют, жюри; чаща, щавель, чушь, щука; чистый, щи, черепаха, щёлочь; цапля, цукат, танцуют, царь; цирк, цифра, коллекция, мотоцикл; цыган, огурцы, цыплёнок, цыкнуть; шелест, железо, цемент, процент; Чернеть, чистый, щипать, щепка. 23. Отметьте все случаи отступления от слогового принципа русской графики. Шевардин вгляделся в чёрную ночь и ничего не увидел: только вверху на мглистом небе реяли кроны деревьев. Ощупью, путаясь в ветвях, он прокрался до ближайшего вишенника, обогнул его, наткнулся на дуплистую грушу и пополз по земле в сторону звуков. Земля была влажная, липкая и пахла травою. Яблоки все падали часто и шумно, ближе и ближе. Кто-то стрясал их по-хозяйски со всех сторон дерева, и слышно было, как они хрустели на земле под чьими-то ногами. За шумом тот, кто хозяйничал в саду, не слыхал, как подполз Шевардин, и когда чиркнула и зажглась за его спиной спичка, он обернулся и застыл на месте, испуганно мигая глазами (С. Сергеев-Ценский). ©Контрольная работа №1 1. Выписать 5 слов, в которых обозначение твердости- мягкости согласных и звука [j] соответствует слоговому принципу графики. 2. Отметить все случаи отступления от слогового принципа русской графики. Объяснить. 3. Сделать графический разбор подчеркнутых слов.
Вариант № 1 Безликая хатёнка стояла под сгнившей камышовой крышей. Жизнь сыграла с ее обитателями грустную шутку.
Вариант № 2 Старуха бесстрастно сидела перед свечой и не отвела глаз от огня, даже когда шестеро проезжих молодцов в солдатских шинелях ввалились к ней на постой.
Вариант № 3 Лягушка, жирная, большая, вылезала из бочки только вечерами и сидела, отдуваясь. перед крыльцом, рассматривая дорожку, птенцов в гнезде на вершине дерева.
Вариант № 4 Этот человек, известный всему ученому миру крупными работами в области бактериологии, воспринимался в частной жизни как большое дитя.
Вариант № 5 Кутаясь в старую одежонку, старый табунщик часто мысленно уносился туда, где прошла его жизнь. Жизнь нелёгкая, но и не безрадостная - подытоживал старик с удовлетворением.
О Контрольная работа М2 (по темам «Фонетика» и «Графика») 1. Затранскрибировать текст. Указать все позиционные чередования фонем. 2. Выписать не менее 3-х случаев исторического чередования фонем. 3. Сделать фонетико-фонологический разбор выделенного курсивом слова. 4. Подчеркнутое слово разобрать графически. 5. Выписать все случаи отступления от слогового принципа русской графики. Вариант №1 Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы- как истории планет. У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил. Он интересен был среди людей Самою незаметностью своей (Е. Евтушенко). Вариант №2 У каждого - свой тайный личный мир. Есть в этом мире самыйлучший миг. Есть в этом мире самый страшный час, Но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой (Е. Евтушенко). Вариант № 3 Гаков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная всё, не знаем ничего (Е. Евтушенко).
Вариант №4 Ни разлюбить не в силах, ни простить, Не в силах ни уйти я, ни остаться; Есть множество причин, чтоб нам расстаться, Одна причина есть, чтоб вместе быть.
Ты боль мою не хочешь облегчить, - И сердцу прикажу я разорваться: Наполовину ненависти сдаться, Наполовину продолжатьлюбить (Хуана Инес де ла Крус).
Вариант №5 Воспоминанье, острый луч, преобрази мое изгнанье, пронзи меня, воспоминанье о баржах петербургских туч в небесных ветреных просторах, о закоулочных заборах, о добрых лицах фонарей... Я помню, над Невой моей бывали сумерки, как шорох тушующих карандашей (В. Набоков) Вариант № 6 Не понимать друг друга страшно – Не понимать и обнимать, И всё же, как это ни странно, Но так же страшно, так же страшно Во всём друг друга понимать.
Тем и другим себя мы раним. И, наделен познаньем ранним, Я душу нежную твою Не оскорблю непониманьем И пониманьем не убью (Е.Евтушенко).
Вариант №7 И будет вскоре весенний день, И мы поедем домой, в Россию... Ты шляпу шёлковую надень: Ты в ней особенно красива...
И будет праздник... большой, большой, Каких и не было, пожалуй, С тех пор, как создан весь шар земной, Такой смешной и обветшалый... (И. Северянин). Вариант №8 Мне не жаль, что тобою я не был любим, - Я любви недостоин твоей! Мне не жаль, что теперь я разлукой томим, - Я в разлуке люблю горячей.
Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови, Моё сердце сжигал и томил, Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, Но мне жаль, что я мало любил! (А.Н. Апухтин) Вариант №9 Не созидай себе кумира, В любви - блаженства не ищи! Сквозь дымку призрачного мира Иные светятся лучи.
Проси у Бога откровений И, помня Божии слова, Не преклоняй своих коленей У ног земного существа (К.Н. Льдов). Вариант №10 Дорогая, не плачь надо мною. ()сыпаются в ночь поезда. Я песок этот звёздный промою, И останется только звезда. Я сё пронесу до заката, Обожгу в сигаретном огне... Дорогая, мы были когда-то... Что ты знаешь еще обо мне? (И. Сахновский). Вариант №11 Ах, этот лунный свет! Назойливый, холодный, Он в душу крадется с лазурной вышины, И будит вновь порыв раскаянья бесплодный, И гонит от меня забвение и сны. Нет, видно, в эту ночь мне не задуть лампады! Пылает голова. В виски стучится кровь, И тени прошлого мне не дают пощады, И в сердце старая волнуется любовь... (С.Я. Надсон) Вариант №12 Ах, если б в школах обучали Тому, как в счастье жизнь прожить, Как позабыть свою печаль нам, как о страданьях позабыть!..
В своем неведенье блаженном Сколь счастливо бы каждый жил, Смеясь без тени опасенья Над предсказанием светил (Хуана Инес де ла Крус). Вариант №13 Люблю я, милая, загадочный твой взор: В нём ночи глубина, и тайна, и молчанье, В нём неба синего безоблачный простор, В нём недоступных звёзд призывное мерцанье...
И чем доверчивей мне в душу смотришь ты, Тем глубже эта ночь, тем небо необъятней. И тайны грез твоих, как звезды с высоты, Блестят заманчивей, светлей и ... непонятней! (А.А. Голенищев-Кутузов). Вариант №14 Гуманней не твердить «люблю...», когда не любишь. Как тяжело потом из этих самых уст Услышать звук пустой, враньё, насмешку, грубость, И ложно полный мир предстанет ложно пуст.
Не надо обещать... Любовь - неисполнимость. Зачем же под обман вести, как под венец? Виденье хорошо, пока не испарилось. Гуманней не любить, когда потом - конец (Е. Евтушенко).
Вариант № 15 Осень шагом таёжным спускается с гор. В хрусте лиственном, в звёздном рассвете... Посмотри, как пылает огромный костер Золотых и багровых деревьев. Пробежит по траве смоляной суховей, 11о берёзам в сетях паутины, И горят самоцветами в жёлтой листве Ярко-красные гроздья рябины (Е. Хоринская). Вариант №l6 Вдали умолкла шалая гроза В сверканье молний, золотом и алом. И радугу швырнула в небеса, И скрылась за последним перевалом...
А ветер клочья облаков унёс, Встряхнув вершины присмиревших сосен, Прошла гроза. Уже не будет гроз, Она была последней. Вот и осень (Е. Хоринская).
Вариант № 17 Ты представить себе не можешь, Как хороша весна у моря. Что это на простую весну не похоже, Согласится каждый, не споря. Начинается так: низко над сараем Ты видишь туман, розовый и серый; Тут надо молчать, чтоб ни словом, ни взглядом Не спугнуть весны, пугливой, как серна (В.Инбер). Вариант №18 Такой покой, как будто выпал первый снег, А за окном всего лишь день осенний. Прекрасен туч неторопливый бег, И запах сада полон томной лени.
Да не обманет нас осенний рай, Да не смутят нас шалости и вздохи! Дни осени - большие скоморохи: Как ты в любовь, сентябрь играет в май (В. Инбер). Вариант №19 Сыплет звёзды август холодеющий, Небеса студёны, ночи - сини. Лунный пламень, млеющий, негреющий, Проплывает облаком в пустыне.
О, моя любовь незавершённая, В сердце холодеющая нежность! Для кого душа моя зажжённая Падает звездою в безнадежность? (Н.Крандиевская). Вариант №20 И мне горит звезда в пустынном мире, И мне грозит стрела на бранном поле, И мне готов венок на каждом пире, И мне вскипает горечь в каждой боли.
Не затеряешь, смерть, меня вовеки! Я - эхо, брошенное с гор в долины. Да повторюсь я в каждом человеке, Как новый взлёт волны, всегда единой (Н. Крандиевская). Вариант №21 Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки любовные песни поют (А. Ахматова). Вариант №22 Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье. Я не могу и не хочу бороться: Оно - веселье и оно - страданье.
Я ведаю, что боги превращали Людей в предметы, не убив сознанья, Чтоб вечно жили дивные печали. Ты превращён в моё воспоминанье (А. Ахматова). Вариант №23 Ты меня, моё солнце, всё равно не согреешь, Ты горишь слишком тихо, я хочу слишком знойно! Ты меня, моё сердце, всё равно не услышишь, Ты стучишь слишком звонко, я зову слишком робко!
Ты меня, моё счастье, всё равно не утешишь, Ты солжёшь слишком нежно, я пойму слишком горько! Ты меня, мой любимый, всё равно не полюбишь, Я горю слишком ярко - ты возьмёшь слишком просто! (Тэффи). Вариант №24 Ялюблю тебя, как море любит солнечный восход, Как нарцисс, к воде склоненный, - блеск и холод сонных вод. Я люблю тебя, как звёзды любят месяц золотой, Как поэт - своё созданье, вознесенное мечтой. Я люблю тебя, как пламя - однодневки-мотыльки, От любви изнемогая, изнывая от тоски. Я люблю тебя, как любит звонкийветер камыши, Я люблю тебя всей волей, всеми струнами души. Я люблю тебя, как любят неразгаданные сны: Больше солнца, больше счастья, больше жизни и весны. (Н.А. Лохвицкая). Вариант №25 Нет вопросов давно, и не нужно речей, Я стремлюся к тебе, словно к морю ручей, Без сомнений и дум милый образ ловлю, Знаю только одно - что безумно люблю!
В алом блеске зари я тебя узнаю, Вижу в свете небес я улыбку твою, А когда без тебя суждено умереть, Буду яркой звездой над тобою гореть (B.C. Соловьев). Вариант №26 Я хочу, чтоб ночи сон влюблённый Ни единый звук нарушить бы не мог... Ты стоишь, как мрамор оживлённый, Мой прекрасный, мой античный бог!
Эта ночь - легенда, миф, баллада, Не спугни красивые мечты! О,молчи! Не надо слов, не надо... Ведь я знаю - глупость скажешь ты (Е. Нагродская). Вариант №27 Есть дни: душа как будто в сон печальный, Колезненно томясь, погружена: Нет слёз у ней и прошлой жизни дальной, О будущем не думает она.
И нет забот тревогинастоящей, И незаметно жизнь вокруг идёт. И все равно, лазурью ли блестящей Иль тучами одет небесный свод (Н. Хвощинская). Вариант №28 Меня любила ночь, и на руке моей Она сомкнула чёрное запястье... Когда ж настал мой день - я изменила ей И стала петь о солнце и о счастье.
Дорога дня пестра и широка – Но не сорвать мне чёрное запястье! Звенит и плачет звёздная тоска В моих словах о солнце и о счастье! (Тэффи).
Вариант №29 Люби лишь то, что редкостно и мнимо, что крадется окраинами сна, что злит глупцов, что смердами казнимо; как родине, будь вымыслу верна. Есть у меня сравненье на примете для губ твоих, когда целуешь ты: нагорный снег, мерцающий в Тибете, горячий ключ и в инее цветы (В. Набоков).
Ф Контрольные вопросы и задания 1. Что такое графика? Что она изучает? 2. Перечислите все 33 буквы русского алфавита, правильно их называя.
3. Как при помощи 33 букв русского алфавита на письме обозначаются 43 фонемы? 4. Как обозначаются в нашем письме противопоставленные признаки мягкости-твердости согласных фонем? Приведите примеры. 5. Как обозначается <j>? Всегда ли для её обозначения употребляется буква «й»? Какими другими способами она обозначается на письме? Приведите примеры. 6. Почему основной принцип русской графики можно называть по-разному: слоговым, позиционным и буквосочетательным? 7. В каких случаях нарушается слоговой принцип русской графики и чем это обусловлено? 8. На какие группы можно разделить все гласные буквы исходя из слогового принципа? 9. Охарактеризуйте согласные буквы исходя из слогового принципа? 10. Какой вам представляется идеальная графика? Каким её требованиям не отвечает русский алфавит? 11. Назовите однозначные буквы. 12. Назовите двузначные буквы. 13. Охарактеризуйте все буквы по количеству одновременно обозначаемых значений: а) не имеют звукового значения; б) имеют два значения; в) имеют одно значение. 14. Когда согласные буквы выступают в главном значении? 15. Когда гласные буквы выступают в главном значении? 16. Всегда ли буквы, обозначающие сонорные согласные, выступают в главном значении? 17. В каком значении выступают безударные гласные «ы» и «у»? 18. Докажите, что слоговой принцип составляет основу методики обучения грамоте. ОРФОГРАФИЯ Орфография (греч. orthos - «правильный» и grapho - «пишу») - система правил написания слов; буквально обозначает «правописание». Русская орфография как система правил написания слов распадается на 5 разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) способы переноса слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов. Первый раздел орфографии является основным. В зависимости от того, какой принцип лежит в его основе, говорят о принципе всей орфографической системы. Существуют две точки зрения по этому вопросу: 1) Ведущим принципом признается морфологический. который заключается в требовании единообразного написания одних и тех же морфем вне зависимости от их произношения в разных словах или формах слова: год, года, годовой - [гот], [гαд]а, [гъд]овой. Но такое толкование основного принципа написания не объясняет выбор букв, которыми обозначается та или иная морфема (почему год, а не гот или гад?), а также не объясняет исторического чередования фонем (снег - снежок). 2) Принципом, объясняющим единообразное написание морфем с точки зрения учения о фонеме (в понимании МФШ), является фонематический. Суть этого принципа заключается в том, что одной буквой передаётся весь фонемный ряд. Звук в слабой позиции проверяется сильной позицией в той же морфеме. Таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой: кора - корка, глазки - глаза. Следовательно, фонематический принцип осуществляется, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной в той же морфеме. Это основной (80% написаний), но не единственный принцип. ♦ Методическое примечание. Современные методики обучения орфографии опираются как на фонематический (П. С. Жедек, В. В. Репкин, В. А. Левин), так и на морфологический (др. методики) принцип написания.
Фонетический принцип. В русской орфографии встречаются также написания фонетические, когда буквой передается не фонема, а её позиционный вариант (звук). По фонетическому принципу пишутся, например, конечные согласные в приставках из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-, без-/бес-, через-/черес-, низ-/нис- и т.п : разбил -рассыпал, расписал - роспись. Традиционный принцип орфографии заключается в том, что используется не мотивированное в современном языке, а закрепленное традицией написание: сапог, шило, калач. ♦ Методическое примечание. В школе такие слова называются словарными словами. Дифференцирующие написания разграничивают на письме словоформы, имеющие одинаковый фонемный состав (ожог - ожёг, туш - тушь, орёл - Орёл, плач - плачь, рож-рожь, компания - кампания, бал - балл). Основной орфографической единицей, принятой и современной методике, является орфограмма. Орфограмма - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу.
Орфограмма имеет два основных признака: 1) Наличие по крайней мере двух вариантов написания. 2) Необходимость обосновать, объяснить выбор одного из возможных вариантов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2092)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |