Однозначные и двузначные буквы
___________________ Слоговой принцип русской графики Слоговой, или позиционный, принцип графики заключается в том, что значение буквы можно установи! г только с учетом её позиции - соседних букв и других графических знаков. Сферы применения слогового принципа: I. Обозначение мягкости и твердости согласных фонем. • Мягкость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и». • Твердость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «э», «о», «у», «а», «ы». Например: сэр - сер, мол - мёл, лук - люк, рад - ряд, мыл - мил. • Мягкость согласных перед согласными или на конце слова обозначается буквой «ь». • Твердость согласных перед согласными или на конце слова обозначается отсутствием буквы «ь». Например: угол -уголь, полка - полька. • Отступления от слогового принципа: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖЕ- ШЕ-ЦЕ, ЖИ-ШИ-ЦИ, ЖЮ-ШЮ-ЦЮ, ЖЁ-ШЁ, ШЬ-ЖЬ; кафе - ка[фэ], пюре - пю[рэ]. II. Обозначение на письме <j>. • Фонема <j> перед гласными звуками обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»). Например: ель [jэл’], моешь [моjьш], объезд [абjэст], ёж [jош], твоё [mвajo], старьё [cmap’jo], юла [jула], мою [Mojy], бью [бjy], ясень [j ас’ьн’], маяк [маjак], дьяк [д’jак], воробьи [въраб 'juj. • Фонема <j> перед согласными звуками или на конце слова обозначается специальной буквой «й». Например: май - майка, чай - чайка. • Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЪОн. ♦ Методические указания. Слоговой, или позиционный, принцип русской графики является основой методики обучения грамоте (выделение слогов-слияний как основной принцип чтения). Схема графического разбора 1. Определите количество букв и звуков в слове. 2. Назовите буквы: а) лишенные звукового значения; б) обозначающие два звука; в) обозначающие один звук. 3. Назовите буквы: а) с главным значением; б) с второстепенным значением. 4. Учитывая главное значение букв, назовите: а) однозначные буквы; б) двузначные буквы. 5. Охарактеризуйте случаи проявления слогового принципа: а) при обозначении мягкости и твердости согласных; б) при обозначении <j>. 6. Отметьте случаи отклонения от слогового принципа. Образец графического разбора I. Чайные [ч 'ацныуъ]. В слове 6 букв и 7 звуков. 2. а) букв, лишённых звукового значения, нет; б) буква «е» обозначает 2 звука [)ь]; в) остальные буквы обозначают по одному звуку: «ч» [ч’], «а»[а], «й» [и], «н» [н], «ы» [ы]. 3. а) буквы «ч», «й», «н», «ы» употребляются в главном значении, т.к. вместо них невозможно написать другие буквы; б) буквы «а», «е» употребляются во второстепенном значении, т.к. вместо них можно написать «я» и «и» соответственно. 4. а) однозначные буквы: «ч» [ч’], «а» [а], «й» [и], «ы» [ы]; б) двузначные буквы: «н» [н] и [н’]; «е» Цэ] и [’э]. 5. Слоговой принцип проявляется в данном слове: а) при обозначении твердости согласного [н] гласной буквой «ы»; б) при обозначении звука [j] в конце слога на стыке морфем специальной буквой «й» и при обозначении этого же звука перед гласным соответствующей буквой «е», стоящей после гласной буквы; 6. В этом слове есть отклонение от слогового принципа - ча: буква «а» обозначает твердость предшествующего согласного, но [ч’] всегда мягкий. Запись графического анализа можно также оформить следующим образом.
© Задания для самостоятельной работы 1. Выпишите слова данного отрывка в алфавитном порядке. Дорога, по которой они шли, была проезжена когда-то арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и зарос, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся шросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса (Л.Толстой). 2. Перечислите данные слова в том порядке в котором они даются в словарях. Детство, лицо, противоречить, чиж, кудрявый, желтизна, ласково, изредка, растущий, вечером, сухонький, голосисто, напев, карман, порядок, тщеславие, мостовая, аккуратный, заботливость, часто, язык, однажды, щель, брат, птица, лужа, забор, свеча, утлый, фонарь, эхолот, едва, хладнокровие, весело, шелест, жипаж, цедра, желудок, ястреб, цемент, мирный, йодистость, ёмкость, абрикос, чуждый, ёжиком, указатель, щебет, сырье, съёмка, вьюга, бюллетень, объявление. 3. Прочитайте вслух следующие сложносокращенные слова: СНГ, ФРГ, США, МВД, УрГПУ, ОТК, РЖУ, ФСБ. 4. В данных фразеологизмах выделите старые названия букв. Как эти буквы называются сейчас?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |