Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Деятельность, ее сущность и основные характеристики





УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Дубовец А.Н.

ПЕДАГОГИКА

Харьков

2012г

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

 

Дубовец А.Н.

ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

 

Харьков 2012 г

 

УДК 37(075,8)

Рекомендовано методическим советом УИПА

(пртокол №____ от «___»____________20…г.)

 

Рецензенты: Н.И. Лазарев, д-р пед. наук, проф. (УІПА)

 

Дубовец А.Н.

Педагогика – Х., 2012г –…с.

 

Аннотация: Учебное пособие рассматривает основные вопросы дисциплины «Педагогика», его информационая база обеспечивает возможность студентам выучить, понять, усвоить и закрепить в памяти основные законы, закономерности, принципы, правила, методы и средства педагогической науки и практики. Для акцентирования внимания на узловых фрагментах каждой темы они выделенны полностью или частично жирным шрифтом. В конце каждой темы приведенные вопросы для самооценки уровня усвоения учебного материала, правильные ответы на которые позволяют объективно определить указанный уровень. Материал учебного посбия подобран так, что на его основе могут быть сформулированы правильные ответы на вопросы для самопроверки. Достаточное внимание отводится факторному анализу, как инструменту объективного прогнозирования и объективной оценки эффективности педагогической деятельности и качества ее результата.

 

 

© Дубовец А.Н., 2012

© УИПА, 2012

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Деятельность, ее сущность и основные характеристики

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает (представляет) себе объект деятельности как материал, который сопротивляется воздействию не него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт (в результат деятельности).



Любая осознанная деятельность состоит из трех частей:

- ориентировочно-мотивационного (целеопределяющего);

- операционно-исполнительного;

- рефлексивно-оценочного.

Отсутствие первого этапа превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.

Отсутствие третьего этапа приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне у индивида сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных этапа и важнейшая задачи образования - научить студентов (обучаемых) строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полностью осуществлены.

Первый этап (целеопределяющий) предполагает формулирование цели деятельности. Это необходимо, так как: цель является одним из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств; деятельность – это сложный процесс достижения цели путем планирования и выбора оптимального пути среди возможных альтернатив. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. Следовательно, цель возникает в результате наличия конкретной жизненной ситуации, которую называют проблемой и которая должна быть разрешена путем создания (разработки) продукта деятельности, предвосхищенного целью – целевого продукта.

Идеальное представление результата цели реализуется через идею его получения – последовательность операций деятельности, приводящей к созданию целевого продукта (в которой прослеживается одновременно использование предполагаемых методов и средств реализации). Но данное представление (особенно при решении творческой задачи), во-первых, может быть не единым, во-вторых, – ошибочным и, в-третьих, не оптимальным и даже не рациональным. Поэтому при множественности идей из их множества должна быть выбрана наиболее рациональная, а рациональная проверена на основе гипотетического осмысления (разработки гипотезы), подтверждающего возможность реализации идеи - получения целевого продукта.

Очевидно при этом, что предвосхищение целью результата деятельности является определяющим при устранении проблемы, так как если целевой результат - продукт деятельности не представлен детально воображением, то выполнение деятельности бесполезно – она не может привести к разрешению проблемной ситуации. Но тогда возникает вопрос о необходимости формирования максимально объективного образа продукта деятельности – целевого продукта.

Это возможно, так как любой продукт деятельности (независимо от его сложности) характеризуется совокупностью свойств, интегрально определяющих его качество. При этом каждое свойство формирует конкретную качественную составляющую продукта, а совокупность свойств - конкретный признак его качества.

Следовательно, целевой продукт с заданным уровнем качества можно представить (вообразить), если знать все признаки качества продукта деятельности и значимость каждого признака – его вес в системе качества. В этом случае качество продукта можно представить как систему признаков качества, в которой каждый признак выполняет определенную роль и имеет соответствующий вес.

Наличие указанной информации позволяет реализовать операционно-исполнительный этап деятельности по созданию целевого продукта – разработать технологию деятельности, которая обеспечит формирование указанных признаков продукта в требуемом порядке и с заданной качественной определенностью и выбрать методы и средства ее реализации. Наличие признаков качества продукта деятельности позволяет методом научного прогнозирования не только представить его структуру, элементы и связи между элементами, но и с высокой степенью вероятности оценить его качество – способность разрешить проблему. Очевидно при этом, что уровень достоверности прогнозных результатов будет зависеть от уровня их обоснованности – правдоподобности гипотетических рассуждений, лежащих в основе разработки технологии получения продукта деятельности – целевого продукта.

Обоснованность – правдоподобность гипотетических рассуждений определяется методами и средствами, используемыми при обосновании правильности указанных рассуждений, правильностью выбора и «аксиомностью» базовых элементов, на которые обоснование опирается. Базовыми элементами в общем случае являются законы, закономерности, принципы и т.д., одни из которых являются всеобщими, другие принадлежат конкретной дисциплине. Очевидно поэтому, что при разработке технологий получения продуктов учебно-педагогической деятельности должны использоваться базовые элементы педагогической науки, к которым относятся законы, закономерности, принципы, методы, правила, формы, виды и средства обучения.

Но представляемый мышлением индивида (даже при «известных» признаках качества) продукт деятельности все равно является в значительной мере идеальным - воображаемым, так как:

- во-первых, не все признаки качества могут быть определены,

- во-вторых, вес каждого признака не может быть определен с абсолютной точностью,

- в-третьих, выбор методов и средств не может быть оптимальным (и даже рациональным),

- в-четвертых, не оптимальной может быть технология получения продукта деятельности;

- и, в-пятых, алгоритм прогнозирования может содержать существенные погрешности.

Поэтому полученный продукт деятельности – ее результат должен быть проверен на соответствие цели, на возможность его использования как целевого продукта.

Для этого осуществляется рефлексивно-оценочный этап деятельности, содержание которого базируется на «аксиоме», что любой продукт, осознанно создаваемый человеком, должен соответствовать цели его создания – его конкретному назначению, поэтому объективное качество полученного продукта может быть оценено только путем или его практического использования, или специального экспериментального исследования.

Таким образом, деятельность (в том числе и учебно-педагогическая) должна содержать и последовательно осуществлять следующие операции: поиск (формулирование) проблемы разработку цели→ идеальное представление структуры, элементного состава и внутриструктурных связей элементов продукта деятельности → формулирование идеи (идей) получения продукта деятельности (числа, последовательности, содержания операций, приводящих к получению продукта деятельности → гипотетическое представление структуры деятельности → выбор методов и средств реализации алгоритма деятельности) → осуществление деятельности в соответствии с разработанным алгоритмом - получение продукта деятельности → оценку качества продукта деятельности (его результата) на соответствие полученного продукта цели его создания → анализ результатов оценки качества продукта с позиций ее достаточности или недостаточности и принятие соответствующих решений.

Представляет интерес содержание мыслительной деятельности при реализации операций

выполняемой деятельности, направленной на получение целевого продукта, используемых при этом методов и средств.

 

Вид деятельности, направленной на получение целевого продукта Характер деятельности Используемые методы и средства
1. Поиск (формулирование) проблемы Поисковый, аналитический, с элементами анализа и исследования Информация о проблеме, ее сущности и роли при выполнении поисковой (исследовательской) деятельности.
2. Разработка цели Поисковый, аналитический, предполагающий выбор окончательного варианта из нескольких на основе соответствующего обоснования. Информация о цели деятельности, ее сущности и роли при выполнении поисковой (исследовательской) деятельности
3. Идеальное представление структуры, элементного состава и внутриструктурных связей элементов продукта деятельности Поисковый, аналитический, предполагающий идеальное представление продукта деятельности, его структуры, элементов и внутриструктурных связей элементов Информация о структуре и элементном составе аналогичных продуктах деятельности с учетом особенностей целевого продукта.
4. Формулирование идеи (идей) получения продукта деятельности (числа, последовательности, содержания операций, приводящих к получению продукта деятельности) – алгоритма деятельности Поисковый, предполагающий идеальное представление системы операций, реализация которых (число, последовательность и содержание) должно обеспечить получение целевого продукта Информация о структуре и элементном составе алгоритмов – технологий деятельности, приводящих к получению аналогичных продуктов, но с учетом особенности целевого продукта.
5. Гипотетическое представление структуры деятельности, обоснование правильности выбора числа, последовательности и содержания операций деятельности разработанного алгоритма Поисковый, аналитический, обосновывающий правильность – рациональность структуры деятельности, ее операционного состава Информация о гипотезе, ее назначении и роли в поисковой деятельности, операционном составе, используемых методах доказательства и обоснования
6. Выбор методов и средств реализации, разработанной на основе гипотетического представления технологии для получения целевого продукта деятельности. Поисковый, вариативный, обеспечивающий возможность реализации технологии деятельности по получению целевого продукта с помощью существующих методов и средств (предполагающий также разработку средств реализации, если они отсутствуют) Информация о методах и средствах реализации операций в структуре технологии деятельности, возможности их использования в процессе получения целевого продукта.
7. Выполнение деятельности в соответствии с разработанной технологией получения целевого продукта Реализующий, осуществляющий деятельность в соответствии с требования технологии, получение целевого продукта. Инструкции и предписания по эксплуатации технических и других средств, обеспечивающих реализацию технологии.
8. Оценка качества результата деятельности – целевого продукта Экспериментальный - моделирующий, направленный на получение объективной информации об уроне качественной определенности каждого признака целевого продукта Объективная методика оценки качества результата деятельности или выбранная как рациональная из совокупности существующих, или специально разработанная
9. Анализ результатов сравнения прогнозных и реальных признаков качества продукта деятельности. Принятие решений об использовании (или нет) разработанной технологии получения целевого продукта. Сопоставительный, обеспечивающий сравнение прогнозных- предвосхищенных признаков качества целевого продукта с реально достигнутыми Методы и средства осуществления оценки результатов деятельности, в том числе нормативные, статистические, обеспечивающие получение оценочных характеристик с минимальной погрешностью

 

Очевидно, что приведенная выше информация (в том числе и табличная) относится к деятельности вообще. Но каждая конкретная деятельность, осуществляемая в границах конкретной дисциплины (научной дисциплины), имеет конкретный целевой результат, а сама деятельность опирается на законы, закономерности, принципы именно той дисциплины, в области которой планируется к разработке и затем разрабатывается целевой продукт. Именно поэтому разработчику технологии получения целевого продукта необходимо знать теоретическую и практическую базу дисциплины и эффективно ее использовать в процессе разработки указанной технологии.

Поэтому в пособии достаточно подробно освещаются законы, закономерности, принципы, методы, правила, виды и формы обучения, выделяются виды деятельности субъектов учебного процесса и предлагаются методы объективного прогнозирования качества результатов учебно-педагогической деятельности и объективной оценки полученных результатов.

 

 

ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

 

1.1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Существование общества, его функционирование и развитие возможно лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало и приумножало этот опыт и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением, называется педагогикой.

Уже первобытные люди обладали определенными знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, житейских правил. На определенной ступени развития человеческого общества, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию – возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становиться обучение и воспитание детей – педагоги.

Вначале педагогика развивается в рамках философии. Как особая, самостоятельная наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале 17 века.

Для определения педагогики как науки необходимо четко обозначить, что она изучает, т.е. установить объект и предмет педагогики.

Педагогика является одной из наук о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Предметом же педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика как наука изучает систему педагогических явлений, связанную с развитием и воспитанием человека в результате сознательной целенаправленной деятельности. В самом общем виде эти явления описываются терминами «воспитание», «образование», «обучение». Поэтому предмет педагогики можно обозначить как исследование процесса целенаправленного развития и формирования человеческой личности в условиях его воспитания, образования, обучения.

В сфере педагогики находятся следующие проблемы:

1) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

2) определение целей воспитания;

3) разработка содержания воспитания;

4) исследование и разработка методов воспитания.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение педагогики как науки: педагогика – это наука о закономерностях формирования и развития человеческой личности в условиях специально организованного педагогического процесса.

1.2. БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Для познания специфики той или иной науки необходимо уяснить содержание базовых категорий, которыми оперирует данная наука. Категориями науки называются ее предельно общие фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Они пронизывают все научное знание, связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучения, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие человека – это процесс внутренне последовательного изменения его физических, психологических и духовных сил, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление личности.Развитие человека, становление его личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Развитие каждого индивида человечество обеспечивает, прежде всего, через воспитание. Воспитаниев широком смысле представляет собой целенаправленный процесс управления социализацией индивида, формированием его личности.Любое общество может существовать лишь при условии, что в нем отлажены механизмы передачи опыта, ценностей и норм поведения от одного поколения (старшего) к другому (младшему). Воспитание с социокультурной точки зрения представляет собой объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта ценностей и образцов поведения. Благодаря этому механизму осуществляется преемственность между поколениями и вхождение подрастающего поколения в жизнь того или иного сообщества, становление индивида активным субъектом деятельности познания и общения. Субъектом воспитательного воздействия в этом плане выступают семья, государство, церковь, образовательные учреждения, друзья и другие элементы социального окружения индивида, его социальная среда.Воспитание в широком смысле – это конкретно историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития того или иного сообщества, государства.

Воспитаниев узком смысле представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, отвечающим социальному заказу, сформулированному в виде цели.В педагогике выделяют различные виды воспитания: интеллектуальное (умственное), трудовое, нравственное, эстетическое и др.

С категориями «развитие» и «воспитание» тесно связана категория «образование». На указанную взаимосвязь существуют различные точки зрения. Одни, вслед за Л.Н.Толстым, считают, что образованиев отличие от воспитания как насилия,есть свободный от силового давления на личность процесс интеллектуального развития, способствующий накоплению знаний, умений и навыков.Другие, напротив, придавая познавательному и развивающему характеру образования первостепенное знание, считают, что именно в этом и состоит воспитание. Однако достаточно часто имеют место факты, которые показывают, что высокообразованные, интеллектуальные и профессионально развитые люди далеко не всегда демонстрируют образцы нравственного, эстетического и иных форм воспитания. Поэтому справедливо считать, что воспитание и образование как педагогические процессы различны по содержанию и используемым средствам, не всегда совпадают по конечному результату. С воспитанием, прежде всего, связана передача нравственно-ценностных сторон опыта прошлых поколений, образование же в большей мере ориентировано на развитие познавательных потребностей и способностей человека, а также профессионально - практической стороны развития личности. Образование – это целенаправленно организованный процесс и результат интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы знаний, навыков, умений.

Механизм образовательного процесса осуществляется на основе обучения. Обучение – это конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога (преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Обучение (как процесс) включает в себя: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, навыков, умений, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Развитие индивида, его воспитание, образование и обучение происходит на основе деятельности педагогов (преподавателей). Поэтому в педагогике большое значение придается педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей воспитания и образования:передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта, ценностных ориентаций и образцов поведения, знаний, навыков и умений, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Категории «воспитание», «образование», педагогическая деятельность» формировались в тех условиях, когда еще недостаточно осознавалась роль в этих процессах личностного фактора, и поэтому в их классическом виде этими категориями отражается, прежде всего, роль внешних по отношению к личности факторов: кто-то ее воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Гуманистическая (современная) педагогика обращает внимание на активную роль личности во всех этих процессах. С точки зрения гуманистической педагогики, человеческая личность – это не «сосуд», куда сливается опыт человечества, а активный самодеятельный субъект своего развития, воспитания, образования, обучения. Чтобы внешние факторы педагогического процесса достигали успеха, они непременно должны взаимодействовать с внутренними факторами: с духом и душой человека, с его личностью. Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Саморазвитие, или самостановление личностипредставляет собой (детерминированное законами природного и социального бытия) включение в процесс жизнедеятельности и формирования естественных индивидуальных сущностных сил и обеспечение за счет этого ее поступательного изменения – последовательный переход на все более высокие стадии развития.

Саморазвитие происходит под воздействием таких внутренне спонтанных сил, как потребности, инстинкты, влечения, желания, способности, стремление к самопроявлению и самоутверждению.

Наряду со спонтанными внутренними силами огромную роль играют целенаправленные усилия самой личности по усвоению опыта предшествующих поколений, ценностей и образцов поведения своего сообщества, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и т.д. Именно на этом базируется самовоспитание, самообразование и самообучение (привносится самой личностью схема, удобная для нее, что не могут сделать воспитатели и педагоги).

Отсюда следует, что, с точки зрения гуманистической педагогики, движущей силой педагогического процесса является не педагогическая деятельность, а педагогическое взаимодействие.Педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт, отношения педагогов и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях (общий труд сближает, общи труд формирует общую цель, цель может формироваться совместно учащимися и педагогом). Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных и опосредованных влияниях педагога и самого себя (самовоспитание, самообразование, самообучение).

Педагогическое взаимодействие как активный целенаправленный процесс организуется всегда для решения какой-то определенной педагогической задачи. Отсюда весь педагогический процесс может быть представлен как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач различного уровня сложности, в которую неизбежно включеныво взаимодействии педагоги и их воспитанники, а сама педагогическая задача предстает как материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующая взаимодействие педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогическая задача в педагогическом процессе всегда решается с помощью определенных педагогических технологий. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система взаимодействия педагога и воспитанника, обеспечивающая выбор и применение рациональных методов воспитания и обучения с целью решения различных педагогических задач.К указанным задачам относятся: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Педагогический процесс с таких позиций можно представить как направленное специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по формированию содержания воспитания и образования с использованием средств воспитания и образования (педагогических средств) с целью решения педагогических задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

 

 

1.3. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Систему педагогических наук образуют следующие науки:

1. Общая педагогикаисследует общие закономерности воспитания, образования и обучения. Она формирует некоторые универсальные принципы, основанные категории, которыми руководствуются и пользуются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики,изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых (андрогогику).

5. Специальная педагогика(дефектологи), разрабатывающая теоретические основы, принцип, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройствами речи – логопедия.

6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7. Профессиональная педагогикаизучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала человека. Личностный трудовой потенциал рабочего – это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Развитие личностного потенциала рабочего достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования и обучения.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную производственную, медицинскую и другую педагогику.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивания новым профессиям.

8. Социальная педагогикасодержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусств) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

9. Исправительно-трудовая педагогикасодержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

10. Лечебная педагогикаразрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

 

 

1.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Исследование многих проблем требует междисциплинарного подхода, активного взаимодействия педагогики с другими науками. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия. Философские концепции являются основой для осмысления целей воспитания и образования. Вырабатываемые философией принципы теории познания позволяют опосредованно, благодаря общности законов, определять закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. В соответствии с методологическими требованиями философии вырабатываются и совершенствуются категориальный и понятийный аппараты педагогики.

Наиболее тесная связь существует между педагогикой и психологией.Эта связь проявляется уже на уровне объекта исследования. Объектом психологического познания выступает психика человека, совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включая закономерности становления личности. Педагогика же исследует закономерности управления становлением и развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие психики человека (его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы). Психология вырабатывает для педагогики и методологию управления развитием психики (например, принцип деятельности). Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др. Можно с полной уверенностью сказать, что любая прикладная отрасль педагогики опирается в своих исследованиях на аналогичную отрасль психологии.

Педагогика тесно связана с физиологией.Для понимания механизмов управления физическим и психологическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Плодотворное сотрудничество педагогики с социологией.Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению социальных проблем социализации личности на основе воспитания, образования и обучения. Социология дает педагогике не только общетеоретические представления о закономерностях социализации личности, но и проводит прикладные исследования проблем семьи, образования и воспитания. Такие отрасли социологического знания, как социология семьи, социология досуга, социология образования, социология воспитания, социология учащейся молодежи и т.д., непосредственно связаны с соответствующими отраслями педагогической науки.

Новые дополнительные возможности для исследования процессов образования и обучения открывают перед педагогикой информатика и кибернетика.Используя их данные, педагогическая наука разр





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)