Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов




1. Общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы учащийся и понимал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью

2. Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни: связь «знания – жизнь» необходима.

3. Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалектическую связь теории с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

4. Рассказывайте учащимся о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

5. Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

6. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.

7. Всемерно используйте связь школы и производства. Добивайтесь того, чтобы общение школьников с производственниками продолжало учено-воспитательную работу: для этого умело направляйте и контролируйте связь «учебный предмет- производство».

8. Составляйте и решайте со своими учащимися задачи и упражнения на основе производственных достижений, привлекайте к их анализу и проверке производственников.

9. Связывайте обучение с перспективами развития народного хозяйства своего города, села, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективных разработках.

10. Проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой: широко используйте их в различных сочетаниях.

11. Воспитывайте у учащихся сознательное и положительное отношение к труду, народнохозяйственной собственности, показывайте личный пример такого отношения.

12. Общественно полезный и производительный труд учащихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышлениями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стремление разобраться в непонятном.



13. В обучении используйте материалы и примеры из общественно полезного труда учащихся, их опытнической деятельности, работы лагерей труда и отдыха и т.д.

14. Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

15. Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащимся овладевать теорией и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и прогнозировать свою деятельность.

16. Развивайте, закрепляйте и переносите на другие виды деятельности успехи учащихся в одном виде деятельности: через эпизодический успех – к постоянным достижениям.

17. Воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению своих результатов, развивайте соревновательность.

18. В учебно-воспитательном процессе следует соединить умственную деятельность с практической деятельности, в процессе которой усваивается 80-85% знаний. Находите возможности знакомить школьников с рационализаторским движением, Поощряйте их попытки что-то усовершенствовать, улучшить, изменить: если позволяют условия, проведите конкурсы юных изобретателей, непременно внедрите в школе хотя бы одну идею, предложенную учащимися, воспитывайте на этом примере других.

19. Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.

20. Внеклассную работу по своему предмету вы сделаете тем привлекательней для учащихся, чем теснее свяжете ее с решением интересных для школьников практически задач.

21. Принципиальная критика, объективность перед самим собой, требовательность к себе, критический анализ своих поступков – путь к самосовершенствованию. Когда учитель говорит: «Сегодня весь класс работал плохо», он должен обязательно добавить: «И я – тоже».

Осознанное применение закономерностей и принципов обучения позволяет педагогу избирать наиболее рациональные задачи, содержание, методы, средства и формы обучения в каждой конкретной ситуации[1, c.439-446]; [2, c. 227-229].

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 9

1. Что выражают понятия «закономерность» и «закон»?

2. В каком случае закономерность может быть признана законом?

3. В чем отличия дидактического правила от дидактического принципа?

4. Каким образом дидактическая теория соединяется с практикой?

5. Что такое принцип обучения?

6. Что такое правило обучения?

7. Какие принципы входят в систему общепризнанных?

8. В чем сущность принципа сознательности и активности?

9. Приведите несколько правил реализации принципа сознательности и активности, их использования в учебном процессе.

10. В чем сущность принципа наглядности?

11. Приведите несколько правил реализации принципа наглядности и их использования в учебном процессе.

12. В чем сущность принцип системности и последовательности?

13. Приведите несколько правил применения принципа системности и последовательности и их использования в учебном процессе.

14. В чем сущность принципа доступности?

15. Приведите несколько правил реализации принципа доступности и их использования в учебном процессе.

16. В чем сущность принципа связи теории с практикой?

17. Приведите несколько правил реализации принципа связи теории с практикой, их использования в учебном процессе.

18. Полезно или нет знание закономерностей обучения студентами, ответ обосновать?

 

ТЕМА 10. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

10.1.МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Методможет также рассматриваться как система алгоритмизированных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.

В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методе преподавания, а во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Его роль в системе «цель – содержание – методы, формы – средства обучения» является определяющей. Обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всегообъективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть методаобусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. В субъективной части методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

 

10.2.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

1. Традиционнаяклассификация методов обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия);

- наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

- практический (опыт, упражнение, учебно-производительный труд);

- работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, составление плана, конспектирование);

- видеометод (просмотр, обучение, контроль, упражнение под контролем «электронного учителя»).

2. Классификация методовпо назначению:

- приобретение знаний;

- формирование умений;

- формирование навыков;

- применение знаний;

- закрепление знаний и умений, навыков;

- проверка знаний, умений, навыков;

- творческая деятельность.

Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности:

1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение;

4) частично-поисковый (эвристический);

5) исследовательский.

Если, например, познавательная деятельность, организуется учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучении. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методеобучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и информационно-рецептивного – экономичность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Репродуктивный метод может и должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

 

Сущность частично-поискового метода (эвристического)обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Учебная деятельность при использовании данного метода развивается по схеме: педагог – учащиеся – педагог учащиеся и т.д.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) педагог вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.

3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии педагогов и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

 

4. По дидактическим целямвыделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся:

- информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой);

- эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы);

- исследовательский метод.

Ко второй группе относятся:

1) упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); 2) практические работы.

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.055 сек.)