Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таксономия педагогических целей в познавательной сфере



2015-11-07 1399 Обсуждений (0)
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание.Это категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы
2. Понимание.Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. а) объясняет факты, правила, принципы; б) преобразует словесный материал в математические выражения; в) предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
3. Применение.Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. а) применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; б) использует понятия и принципы в новых ситуациях
4. Анализ.Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура а) вычленяет части целого; б) выявляет взаимосвязи между ними; в) определяет принципы организации целого; г) видит ошибки и упущения в логике рассуждения; д) проводит различие между фактами и следствиями; е) оценивает значимость данных  
5. Синтез.Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. а) пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; б) предлагает план проведения эксперимента или других действий; в) составляет схемы задачи
6. Оценка.Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала а) оценивает логику построения письменного текста; б) оценивает соответствие выводов имеющимся данным; в) оценивает значимость того или иного продукта деятельности

 

Из данного изложения следует, что технология обучения представляет собой последовательный (не обязательно строго упорядоченный) набор операций и процедур, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания.

 

11.2.2. МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время разработано более 50 дидактических технологий обучения (по подсчетам Г.Селевко). Эти технологии отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения. Так, в частности, в модульно-рейтинговой технологии основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в средства деятельности) и рейтинговые системы оценки усвоения.

Основными понятиями данной технологии обучения является понятие «модуль». Модуль – это завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.Основой для формирования модулей служат рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.

В модульном обучении все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны с систему.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части.Первая формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

Системность содержания, то есть необходимое и достаточное знание (тезаурус), без которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

- чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

Системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводит к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.

На основе базисной понятийной базы – тезауруса (в котором представлены основные смысловые единицы, термины, понятия, законы, составляющие суть учебной дисциплины) составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль (обычно в тестовой форме) после изучения модуля.

После изучения каждого модуля по результатам тестового контроля преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации. По количеству баллов, набранных учащимся из возможных, он сам может судить о степени своей успешности в овладении учебным материалом.

Соответственно контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельносным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач).Целью создания каждого модуля является достижениепланируемого результата обучения.Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем.

Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключены в следующем:

- осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;

- текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

- контроль удовлетворяет требования содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

- развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. В памятке даются сведения об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого студент получает зачет или обеспечивает себе «3», «4», «5» за экзамен по дисциплине.

 

11.2.3. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАЧЕСТВЕННОЕ

ИЗМЕНЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

До сих пор были рассмотрены различные образовательные технологии, находящиеся в системе традиционной формы обучения. В настоящее время традиционная (очная) форма обучения постепенно вытесняется другими формами обучения. Эта тенденция определяется целым рядом факторов, связанных непосредственно как со сферой образования, так и с особенностями развития экономических и социальных процессов. Непременным атрибутом традиционного (очного) образования является необходимость регулярно собираться в месте организации учебного процесса в одно и то же время группе обучаемых и преподавателей.

Для большинства здоровых людей, не занятых в производственном процессе (школьников, студентов), это возможно. Однако для инвалидов, работающих на производстве, занятых в бизнесе и т.д. такое положение может оказаться неприемлемым. В таких случаях на помощь может придти дистанционное, или дистантная форма обучения. Дистанционная форма обучения – это форма получения образовательных услуг на расстоянии без посещения образовательных учреждений с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационно-образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке страны.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

В дистанционной форме обучения практикуются все виды занятий: лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы и т.д.

Лекции.В отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение дистанционно-обучаемого с преподавателем. Однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются диски, флешки и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Консультации дистанционного обученияявляются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телевизионная (компьютерная) связь, обеспечивающая возможность общения педагога и студента в реальном времени и с возможностью не только общаться, но и видеть собеседника. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. При этом консультации могут быть групповые и индивидуальные, а их качество не зависит от расстояния между преподавателем и студентами (студентом).

Лабораторные работы дистанционного обученияпредназначеныдля практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения существенно упрощают задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа – технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать обучаемым любые реальные явления и явлении, которые в обычных условия показать очень сложно или вообще невозможно.

Контрольные работы дистанционного обучения –это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

В дистанционном образовании обучение в действительности становится многокомпонентным интеллектуальным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным (преподаватели плюс другие студены) субъектом информационной среды. Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее (среда плюс обучающийся) субъектом. Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти.

11.2.4.ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 



2015-11-07 1399 Обсуждений (0)
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таксономия педагогических целей в познавательной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)