Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иерархия факторов, влияющих на выбор методов



2015-11-07 1092 Обсуждений (0)
Иерархия факторов, влияющих на выбор методов 0.00 из 5.00 0 оценок




Фактор Влияние фактора Место
1. Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть 0,90
2. Уровень мотивации обучения 0,86
3. Реализация принципов закономерностей обучения 0,84
4. Объем требований и содержание, которое необходимо реализовать 0,80
5. Количество и сложность учебного материала 0,78
6. Уровень подготовленности учащихся 0,70
7. Активность, интерес учащихся 0,65
8. Возраст. Работоспособность учащихся 0,62
9. Сформированность учебных навыков. Учебная тренировочность и выносливость 0,60
10. Время обучения 0,55
11. Материально-технические, организационные условия обучения 0,50
12. Применение методов на предыдущих уроках 0,40
13. Тип и структура занятия 0,38
14. Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность) 0,37
15. Количество учащихся в классе 0,36
16. Уровень подготовленности учителя 0,35

 

Как практически выбираются оптимальные методы обучения?

С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется некоторое множество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предупредить заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов.

Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптимальных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обучения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям[1,c. 486-507].

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ

УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 10

 

1. Что такое метод обучения?

2. Какие составные части выделяются в структуре метода?

3. Какие наиболее обоснованные классификации методов существуют? Раскройте их сущность.

4. Какие общие функции выполняют все методы обучения?

5. Как классифицируются методы по типу познавательной деятельности, их содержание?

6. Как классифицируются методы по дидактическим целям?

7. На основе какой информации могут быть выбраны рациональные методы учебного процесса для решения конкретной задачи?

8. Раскройте содержание метода рассказа. Каковы его достоинства и недостатки?

9.. В чем сущность беседы? Каковы ее достоинства и недостатки?

10. Какими особенностями отличается метод лекции? Каковы его достоинства и недостатки?

11. Что такое учебная дискуссия, ее сущность, достоинства и недостатки?

12 . В чем сущность демонстрации, ее достоинства и недостатки?

13. Чем отличается иллюстрация от демонстрации?

14. Раскройте содержание видеометода, каковы его достоинства и недостатки?

15. Когда и с какой целью применяются упражнения?

16. Какова суть (и назначение) практического метода, его назначение?

17. Когда и с какой целью применяются познавательные игры? Каковы и их достоинства и недостатки?

18. Какова суть (и назначение) лабораторного метода? Каковы условия его успешности?

19. Раскройте особенности методов программированного обучения. Его достоинства и основные недостатки.

20. Что такое обучающий контроль? Его суть и назначение.

21. Что такое ситуационный метод, правомерно ли его выделение?

22. Что такое оптимальный метод обучения?

23. Как осуществляется выбор оптимальных методов обучения?

ТЕМА 11. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

11.1.ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Подпитываемые новыми идеями, они трансформируются в более прогрессивные и созвучные требованиям времени системы, в которых еще должно сохраняются корневые (материнские) признаки.

Каждая дидактическая системы вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку системы не отрицаются полностью, постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения.

В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

1) объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемая также традиционными, сообщающим или конвенциональным (обычным);

2) проблемное (ПбО);

3) программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное или компьютеризованное обучения (КО).

При этом (А.А.Радугин) указывает, что:

- объяснительно-иллюстративное обучение базируется на объяснительно-иллюстративном и репродуктивном методах обучения, которые входят в состав репродуктивной группы методов;

- проблемное обучение базируется на частично - поисковом и исследовательском методах обучения, которые входят в состав продуктивной группы методов;

- программированное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Возникли и уже практически применяются новые подвиды обучения - объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютерное и др.

Объяснительно-иллюстративное обучение.Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстрационное обучение имеет ряд важных преимуществ.

Оно обогащает учащихся знаниями, навыками и умениями, формирует у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.

Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых наиболее заметные – преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение.Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.

Условием функционирования проблемного обучения является наличие проблемных задач.Проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Таким образом, проблемное обучение базируются на проблемной интерпретации учебного материала.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Принципиально важно, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или ряда проблем. При традиционной педагогической стратегии – от знаний к проблеме – учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации, просто неэффективны.

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема» - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоположные позиции при его решении»), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя. В разрешении учебной проблемы можно выделить следующие этапы:



2015-11-07 1092 Обсуждений (0)
Иерархия факторов, влияющих на выбор методов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1092)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)