Технология организации дипломного проектирования
Данная технология базируется на основе факторов, определяющих качество дипломного проекта (дипломной работы). 1. Определение цели и задач дипломного проектирования, исходя из его назначения и требований квалификационной характеристики специалиста (выпускника вуза) к системе его знаний, умений и навыков, объема и содержания дипломного проекта (работы). 2. Выбор тем дипломных проектов с учетом актуальности и реальности (практической полезности) проектных решений, максимально приближающих при их реализации будущего специалиста к технологиям и техническим средствами, которые будут им обслуживаться на производстве. 3. Определение перечней знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у студентов (востребованы, закреплены, расширены и углублены) в процессе выполнения дипломной работы (проекта). 4. Определение факторов влияющих на качество процесса дипломного проектирования и дипломного проекта (работы), обеспечивающего его соответствие требованиям квалификационной характеристики (и современным требованиям к проектной документации). 5. Определение объема и содержания дипломного проекта (работы) с учетом соответствия его материалов (текстовой и графической частей) заданным требованиям. 6. Определение базового уровня подготовки студента, необходимого для выполнения запланированного объема текстовой и графической частей проекта и заданных проектных решений. 7. Разработка мероприятий (планирование процесса обучения) по обеспечению базового уровня подготовки студента к выполнению дипломного проекта (дипломной работы). 8. Выдача темы дипломного проекта (работы) каждому студенту (не позднее начала последнего курса, возможно и ранее) с учетом возможности приобретения им (за период до преддипломной практики и в процессе ее прохождения) базовой системы знаний, умений и навыков. Организация целенаправленного, начиная с момента выдачи темы дипломного проекта студенту, решения задач по основным вопросам дипломного проектирования. 9. Организация эффективного и объективного контроля уровня подготовки каждого студента к дипломному проектированию с учетом возможности повышения указанного уровня подготовки (в процессе выполнения дипломного проекта или дипломной работы). 10. Ознакомление студентов со структурой и содержанием правильно выполненного дипломного проекта (дипломной работы), размещение указанной структуры на стенде с указанием дисциплин, задействованных при выполнении каждого ее элемента. 11. Выбор мест (объектов) преддипломной практики с учетом возможности сбора в процессе ее прохождения всех недостающих для выполнения дипломного проекта (работы) материалов. 12. Организация защиты каждым студентом отчета по преддипломной практике, контроль объема и содержания отчета и подготовленности каждого студента к дипломному проектированию. 13. Разработка мероприятий (при необходимости) повышения уровня подготовленности студента к дипломному проектированию. 14. Определение методической, нормативной, учебной и технической (специальной) литературы, необходимой студенту для выполнения проекта (создание на кафедре банка указанной литературы, доступной для студентов). 15. Создание на кафедре (в вузе) технической базы (вычислительной и компьютерной техники, программного обеспечения), необходимых студенту для решения задач дипломного проектирования. 16. Обеспечение каждого студента (в достаточном количестве) учебно-методическими, программными и техническими средствами. 17. Организация системной работы каждого студента над дипломным проектом (разработка графика его выполнения). 18. Организация эффективного контроля за правильностью выполнения каждым студентом расчетных и графических работ (с учетом соответствия материалов выполняемого проекта формирующим его качество факторам). 19. Организация (и достаточность) консультаций (индивидуальных и групповых) по вопросам дипломного проектирования. 20. Выбор-разработка (и демонстрация на кафедре) фрагментов «абсолютно правильно оформленных» материалов дипломного проекта (работы). 21. Выбор-разработка (и использование) методов и средств активизации мыслительной деятельности студентов в процессе дипломного проектирования, их заинтересованности в выполнении максимально возможного объема проектных работ. 22. Организация экрана выполнения дипломного проекта (работы), выделение на экране студентов, успешно решающих задачи дипломного проектирования, использующие в проекте новейшие технологии и методы решения, результаты собственных исследований и исследований кафедры. 23. Организация предзащит дипломных проектов (комплексная оценка качества их текстовых и графических материалов в соответствии с требованиями к результатам дипломного проектирования) с привлечение к оценке присутствующих на предзащитах студентов. 24. Подробный анализ основных ошибок, допущенных студентами в процессе анализа ситуаций, выбора оптимального варианта, обоснования принимаемых решений, оформления пояснительной записки и графического материала. Разработка и озвучивание (после анализа ошибок и причин их обсуждения) рекомендаций по устранению выявленных ошибок. 25. Организации рецензирования дипломных проектов (разработка требований к рецензии, отражающей соответствие выполненного проекта заданным требованиям). 26. Организация защит дипломных проектов с использованием комплексной оценки их качества (в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста и системы факторов, обеспечивающих объективную оценку качества дипломного проекта или работы). 27. Анализ достоинства и недостатков дипломных проектов (работ) после их защиты студентами-дипломниками. 28. Разработка мероприятий (рекомендаций) по устранению выявленных недостатков и недопущению ошибок, к ним приводящим. 29. Обсуждение разработанных рекомендаций на кафедре, их доработка с учетом высказанных кафедрой замечаний. Внедрение разработанных рекомендаций в учебный процесс в дипломное проектирование в последующих группах студентов-дипломников.
30. Непрерывное совершенствование дипломного проектирования и дипломных проектов (работ) посредством: - внедрения (использования) прогрессивных методов организации дипломного проектирования; - максимального применения в дипломных проектах новых информационных технологий, компьютерной техники (при выполнении и оформлении пояснительной записки и графического материала); - создания для каждого студента условий проектирования, позволяющих исключить непроизводительные затраты времени, использовать в процессе проектирования новейшие методы и средства выполнения проектных работ, расчетов, разработки моделей и проведения экспериментов; - максимального использование исследовательских разработок лично студента-дипломника и кафедры в дипломном проекте (дипломной работе); - максимальной заинтересованности студента в качестве результатов дипломного проекта и эффективной работе по достижению указанного качества – практической полезности результатов дипломного проектирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин. Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – Просвещение, 1988 – 479 с. 2. Подласный И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – Кн.1 : Общие основы. Процесс обучения. – М. – ВЛАДОС, 2003. – 576 с. 3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. – М.: Высш.шк., 1990. – 192 с. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 5. Технология подготовки, организации, проведения, оценки и повышения качества учебного процесса: учебное пособие / А.Н.Дубовец, Б.Г. Лях, И.И. Литвиненко, В.И.Квашнин. - Харьков: ХГПИ, 1998. – 175 с. 6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с. 7. Харламов И.В. Педагогика. – 1990. 8. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 202. – 272 с. 9. Розенберг Н.М. Измерения в дидактике.- Киев, 1985. 10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-240 с.- (зарубежная школа и педагогика
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие……………………………………………………………………………..5 ТЕМА 1. Педагогика как наука……………………………………………………… 10 1.1. Объект и предмет педагогики………………………………………………………10 1.2. Базовые категории педагогики…………………………………………………….. 10 1.3. Система педагогических наук………………………………………………………13 1.4. Взаимодействие педагогики с другими науками………………………………….14 1.5. Методы исследования и задачи педагогики ………………………………………14 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 1…………………. 16 ТЕМА 2. Общие закономерности развития личности…………………………… 17 2.1. Процесс развития личности…………………………………………………………17 2.2. Наследственность и развитие ………………………………………………………18 2.3. Влияние среды на развитие личности……………………………………………...19 2.4. Развитие и воспитание………………………………………………………………19 2.5. Деятельность как фактор развития…………………………………………………20 2.6. Диагностика развития……………………………………………………………….21 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 2............................. 21 ТЕМА 3. Теория целостного педагогического процесса ..…………………………22 3.1. Понятие и структура педагогического процесса………………………………… .22 3.2. Педагогический процесс как целостное, систематическое явление……………..24 3.3. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса………...25 3.4. Закономерности педагогического процесса ………………………………………27 3.5. Этапы педагогического процесса ………………………………………………….28 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 3………………….30 ТЕМА 4. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса …….. 31 4.1. Сущность и особенности воспитательного процесса…………………………….31 4.2. Воспитание как целостный процесс……………………………………………… 33 4.3. Закономерности и принципы воспитания ……………………………………….. 35 4.4. Средства, методы и формы воспитания …………………………………………..39 4.5. Воспитание и перевоспитание …………………………………………………….43 4.6. Цели воспитания………………………………………………………………… .. 44 4.7. Основные направления воспитательной работы ……………………………….. .45 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 4………………... 47 ТЕМЫ 5. Научная организация педагогического процесса…………………….. .47 5.1. Основные требования к научной организации педагогического процесса……. 47 5.2. Интенсификация педагогического процесса ……………………………………. 48 5.3. Оптимизация педагогического процесса ………………………………………... 50 5.4. Критерии оптимизации обучения и воспитания ………………………………... 51 5.5. Способы оптимизации педагогического процесса……………………………… 52 5.6. Инновации в педагогической системе ……………………..……………………. 54 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 5 ………………...57 ТЕМА 6. Обучение в целостном педагогическом процессе ……………………...57 6.1. Сущность, основные этапы и функции обучения как элементов учебного процесса …………………………………………………………………57 6.2. Дидактика, ее категории…………………………………………………………...60 6.3. Дидактические системы и модели обучения …………………………………….62 6.4. Дидактические принципы…………………………………………………………64 6.5. Структура обучения………………………………………………………………..67 6.6. Содержание учебного процесса …………………………………………………..69 6.7. Дидактические причины и факторы ……………………………………………...72 6.8. Факторный анализ в дидактике …………………………………………………...73 6.9. Кривые обучения …………………………………………………………………..74 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 6…………………74
ТЕМА 7. Мотивация учения…………………………………………………………75 7.1. Мотивы – движущая сила познания ……………………………………………...75 7.2. Активность и самостоятельность учащихся, их влияние на качество учения…76 7.3. Стимулирование учения …………………………………………………………. 79 7.4. Правила стимулирования, их суть и содержание……………………………….. 79 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 7………………... 83 ТЕМА 8. Закономерности процесса обучения……………………………………...84 8.1. Классификация закономерностей обучения, их компоненты …………………..84 8.2. Общие закономерности процесса обучения………………………………………85 8.3. Конкретные закономерности процесса обучения………………………………...86 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 8…………………87 ТЕМА 9. Дидактические принципы и правила обучения………………………..88 9.1. Основополагающие принципы дидактики и реализующие их дидактические правила…………………………………………………………… 89 Принцип сознательности и активности…………………………………………..89 Принцип наглядности обучения…………………………………………………..90 Принцип системности и последовательности……………………………………91 Принцип прочности………………………………………………………………..93 Принцип доступности……………………………………………………………..95 Принцип научности обучения ……………………………………………………97 Принцип связи теории с практикой………………………………………………98 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 9………………..100 ТЕМА 10. Методы обучения………………………………………………………..100 10.1. Метод как основной элемент учебного процесса ……………………………. 100 10.2. Классификация методов обучения……………………………………………...101 10.3. Методы обучения, их функции…………………………………………………102 10.4.Сущность и содержание методов обучения ……………………………………106 10.5. Выбор методов обучения ……………………………………………………….112 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 10……………..114 ТЕМА 11. Виды и формы обучения………………………………………………..114 11.1. Виды обучения …………………………………………………………………..114 11.2. Новые образовательные технологии …………………………………………...119 11.2.1. Понятие педагогическая технология. Технология программированного обучения……………………………………………….119 11.2.2. Модульно-рейтинговая технология обучения ………………………………121 11.2.3. Дистанционное обучение – качественное изменение в системе образовательных технологий…………………………………………………123 11.2 4. Формы обучения ……………………………………………………………....124 11.2.5. Подготовка урока………………………………………………………………126 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 11…………...127 ТЕМА 12. Контроль успеваемости учащихся……………………………………..127 12.1. Диагностика, ее составные элементы …..……………………………………...128 12.2. Контроль успеваемости учащихся ……………………………………………..128 12.3. Тестирование достижений развития……………………………………………131 12.4. Краткая характеристика видов педагогического контроля……………………133 12.5. Диагностирование обучаемости………………………………………………...134 Вопросы для самооценки уровня усвоения материала темы 12……………..135 ПРИЛОЖЕНЯ …………………………………………………………………………136 Приложение 1. Оценка качества результата-продукта деятельности субъекта …..136 Приложение 2. Лекция, ее цель, назначение, пути совершенствования………….. 140 Приложение 3 Самостоятельная работа студентов, объективная оценка качества ее результатов ……………………………………………...148 Приложение 4. Практическое занятие, его цель, пути совершенствования ………154
Приложение 5. Дипломное проектирование, способы повышения качества его результатов ……………………………………………………….161 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… 168 Оглавление …………………………………………………………………………….. 169
Учебное издание Дубовец Алексей Николаевич
ПЕДАГОГИКА
Ответственный выпускающий: доц. Рубашка В.П. Подписано в печать______Формат ________ Бумага офсетная. Ум. печать. арк.______. Зам. № _____. Тираж_______прим.
© Дубовец А.Н., 2012 © УИПА, 2012
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |