Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ, ЕЕ ЦЕЛЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ



2015-11-07 1917 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ, ЕЕ ЦЕЛЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды лекций

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения.Ее цель – формирование ориентировочной основы усвоения студентами учебного материала, формирования в сознании студентов заданной системы знаний. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».

Лекцияэто систематическое и системное изложение определенной научной проблемы или ее части. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой (а также с различными другими источниками информации). Известный русский хирург и педагог Н.И.Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В этом смысле под лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают и отражают в конспекте основные положения излагаемой преподавателем информации. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Излагаемый на лекции материал необходим для:

- понимания и осознания основных теоретических положений изучаемой дисциплины;

- подготовки к последующим лекционным занятиям;

- подготовки к другим видам учебных занятий по дисциплине (лабораторным, практическим и др.);

- организации работ, связанных с выполнение раcчетно-графических заданий, дипломных (курсовых) проектов, написанием рефератов, проведением исследований в области теории и практики дисциплины, подготовкой к зачетам и экзаменам и др.;

- формирования базовых знаний для изучения других дисциплин.

Дидактическими целями лекцииявляются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных способностей и профессиональных интересов. Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять свои знания.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная.

Вводная лекцияоткрывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста.

Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых, особо обращается внимание студентов на вклад в науку и практику дисциплины отечественных ученых и инженеров, вуза, в котором обучается студент). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику, называются дисциплины (предметы), для которых изучаемая дисциплина является обеспечивающей. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий. Ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на системную работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом (15).

Установочная лекция(используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит студентов со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна детально ознакомить обучаемых с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.

Текущая лекцияслужит для систематического изложения учебного материала предмета. Она посвящена изложению материала конкретной темы, ее задача ознакомить студентов с основными положениями теории и практики данного материала, изложить максимально доступно (но на должном теоретическом и методическом уровне) трудно усваиваемые студентами традиционно блоки знаний, усилить эффект усвоения и запоминания лекционной информации хорошо запоминающимися и понятными практическими примерами.

Заключительная лекциязавершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки, прогнозируется вклад достижений науки и техники дисциплины в другие отрасли и результаты этого внедрения. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы студентов в предэкзаменационный период, перечисляются вопросы, на которые студентыпри подготовке к экзамену должны уделить особое внимание.

Обзорная лекциясодержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.

В зависимости от способа изложения материала можно выделить следующие виды лекций.

Информационная(используется объяснительно-иллюстрационный метод изложения). Лекция-информация – самый традиционный тип лекции в высшей школе.

Проблемная лекцияпредполагает изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве студентов с преподавателем в процессе анализа и сравнения точек зрения и т.д.

Лекция-визуализацияпредполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция(лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителя двух научных направлений и т.д.

Лекция-провокация(лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор «допущенных» ошибок.

Лекция-конференцияпроводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов и слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключении преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекция-консультацияпредполагает изложение материала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссии».



2015-11-07 1917 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ, ЕЕ ЦЕЛЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ, ЕЕ ЦЕЛЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)