Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Бить тревогу, бить стаканы?




 

Упражнение 2

 

Употребите данные сочетания слов в предложениях как сво­бодные сочетания и как фразеологизмы. Укажите признаки, отличаю­щие свободные сочетания слов от устойчивых.

 

Засучить рукава, гадать на кофейной гуще, прикусить язык, кидать камушки в чей-либо огород, зарасти мхом, закинуть удоч­ку, привести к общему знаменателю, куда глаза глядят, найти общий язык.

 

 

Упражнение 3

 

Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова, подберите фразеологизмы, относящиеся к сле­дующим тематическим группам: 1) положительная характеристика чело­века; 2) отрицательная характеристика человека; 3)отношение к труду; 4) выражение таких эмоций человека, как страх, радость, горе.

 

Упражнение 4

 

Сгруппируйте данные фразеологизмы в синонимические ряды. Где возможно, продолжите эти ряды отдельными словами. Чем отличаются фразеологизмы от слов и что у них общего?

 

Голова на плечах, мальчик для битья, во весь опор, семи пядей во лбу, одним миром мазаны, тертый калач, во весь дух, ни то ни се, ума палата, стреляный воробей, два сапога пара, ни рыба ни мясо, одного поля ягода, ни богу свечка ни черту кочерга, в мгновение ока, котелок варит, прошел огонь и воду, козел отпущения.



 

Упражнение 5

 

Найдите фразеологизмы, связанные антонимическими отношениями. Каждый из фразеологизмов замените отдельным словом или свободным словосочетанием.

 

Распустить язык, надеть личину, пойти в гору, семимильными шагами, кот наплакал, прикусить язык, семи пядей во лбу, чере­пашьим шагом, олух царя небесного, вагон и маленькая тележ­ка, рукой подать, сбросить маску, катиться под уклон.

 

Упражнение 6

 

Найдите фразеологизмы, определите их значение. С помощью «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова укажите, какие из фразеологизмов однозначны, а какие могут иметь другое, чем в тексте, значение.

 

1. Я провожу время очень однообразно. Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю (П.). 2. Вот вам альфа и омега, начало и конец всех дел, имевших цель удовлетворить те или другие общественные обязанности (Усп.). 3. Скажите мне положа руку на сердце всю истинную правду, что это за девушка и как Вы находите ее? (Л.Т.). 4. Однако подруги одна за дру­гой влюблялись на всю катушку, плакали, страдали, несмотря на атомный век, и она втайне им завидовала (Гран.). 5. Выражение его лица вялое, узенькие глазки щурились, он поклевывал носом, будто дремал (Шишк.).

 

Упражнение 7

 

Найдите фразеологизмы. Определите, с какими членами пред­ложения они соотносятся. Зависит ли это от лексико-грамматических свойств компонентов фразеологизмов и от количества входящих в них слов?

 

1. Он работал не покладая рук и … наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец (Бун.). 2. Парень был здоровенный, кровь с молоком, но говорил слабым и женственным образом (А.Н.Т.). 3. Авроси-мов в первый миг даже испугался, что ей станет худо, что он со своей торопливостью причинил ей боль, хотя можно ведь было говорить обо всем мягко, а не рубить сплеча. 4. Разрази ме­ня гром, не понимаю я, почему столько обмороженных. Решитель­но не понимаю (Герм.). 5. Музыкант ищет в этом произведении красот музыкальных, он их находит скорее в избытке, чем в над­лежащей пропорции; это - музыкальная демьянова уха (Чайк.). 6. Огаркова обижало, что его товарищи обращают на него мало внимания. Ему хотелось доказать им, что и он не лыком шит и способен на настоящее дело (Каз.). 7. Он трепло. Набрешет с три короба, а на деле ничего и не было (Бык.).

 

Упражнение 8

 

Определите значения приводимых фразеологизмов и укажите, какие из них допускают варьирование грамматической формы входя­щих в них компонентов, а какие - нет.

 

Имя же им легион, обводить вокруг пальца, яблоко раздора, сломя голову, гусь лапчатый, всеми фибрами души, сонное царст­во, не лыком шит, посыпать голову пеплом, во всю ивановскую, бить баклуши, до мозга костей, водой не разольешь, как с гуся вода, не на того напал.

 

Упражнение 9

 

Найдите фразеологизмы и определите их значения и тип (фра­зеологические сращения, единства, сочетания).

 

1. Наш кормщик умный в молчанье правил утлый челн 2. Я во всю жизньникогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. 3. Довольно тебе бить баклуши. 4. Я из тебя артистку сделаю! 5. Хитрец, а попадается впросак. 6. При крещении … возьмут, разденут да в чем мать родила и окунут. 7. Нет, погоди! Были и получше тебя, да плясали по моей дудочке. 8. Ты пишешь как курица лапой. 9. Во дворе – хоть шаром покати. 10. Ларисин избранник оказался так себе, ни рыба ни мясо - сразу не отгадаешь, что за человек. 11. Демида почему-то молва окрестила человеком гордым и хит­рым, из тех, что себе на уме. 12. Чтобы разом сжечь кораб­ли наших взаимных надежд, я собрался с духом и высказал громко свои мысли касательно того, насколько считал брак для себя невозможным.

 

Упражнение 10

 

Определите стилистическую окраску данных синонимичных фразеологизмов.

 

1. Заснуть вечным сном - сыграть в ящик - дать дуба - по­чить в бозе - отправиться к праотцам - приказать долго жить - ноги протянуть - откинуть копыта.

2. Полон рот - как из рога изобилия - куры не клюют - с три короба - хоть отбав­ляй — вагон и маленькая тележка - хоть пруд пруди.

 

Упражнение 11

 

Определите лексическое значение и стилистическую принадлеж­ность следующих фразеологизмов (книжный, нейтральный, разговор­ный, просторечный).

 

Под открытым небом, житейское море, махнуть рукой на кого-либо, с жиру бесится, какого рожна, ахиллесова пята, на широ­кую ногу, сдержать слово, бразды правления, маменькин сыно­чек, стереть с лица земли, от всего сердца, золотой телец, руки не доходят, рубить сплеча, крутить носом, манна небесная, лезть на рожон, кровь стынет в жилах, надуть губы, задевать за живое, калиф на час, на злобу дня, рылом не вышел, накладывать на себя руки.

 

Упражнение 12

 

Определите, в чем особенности индивидуально-авторского употребления фразеологизмов по сравнению с уже существующими язы­ковыми фразеологизмами (придается авторское значение уже существую­щему фразеологизму, изменяется форма фразеологизма, порядок компо­нентов, строится по модели имеющегося устойчивого сочетания слов и т.д.).

 

I. -- У каждого своя ахиллесова пятка, продолжал князь Андрей. -- С его огромным умом поддаваться этой мелочности (Л.Т.). 2. Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (Ч.). 3. Известно, что сказал бы по этому по­воду мой затаившийся где-то выкормыш, мой заклятый дружок, мой закадычный враг, к которому у меня уже нет личного ожесто­чения, а есть только стойкое неприятие (Крон). 4. Не бабье лето - мужиковская весна (Возн.). 5. Не до муз этим летом кромешным, в доме смерти одна за другой (Возн.). 6. Да ты, брат, болен в дым! У тебя лихорадка. 7. «А что такое умер?» — спросил я. Он улыбнулся, решив, что я его разыгрываю: «Кто ж не знает, всякому понятно: сыграл в ящичек». 8. В кабинете было накурено, хоть шапку вешай (Белов).

 

Упражнение 13

 

Укажите, что является источником выразительности в следую­щих заголовках журнальных и газетных статей.

 

1. «Писк моды». 2. «Вавилонская пашня». 3. «Коза отпуще­ния». 4. «Рыцарь печального обряда». 5. «Аппетит уходит во время еды». 6. «Сам министр ногу сломит». 7. «Семь лет один ответ». 8. «Непонятая целина». 9. «Запретный плод дорог». 10. «Все свалки в гости будут к нам». 11. «Рок изобилия».

 

Упражнение 14

 

Укажите, к каким сферам профессиональной деятельности пер­воначально относились данные фразеологизмы.

 

Играть первую скрипку, сесть на мель, ни сучка ни задоринки, отложить в долгий ящик, холостой выстрел, дать задний ход, брать на буксир, сойти со сцены, положить под сукно, пускать пары, загнать в тупик, чернильная душа, вывести на свежую воду, попасть в тон, клюнуть на крючок.

 

Упражнение 15

 

Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова, определите происхождение фразеологизмов (исконно русские: восходят к профессиональной речи, устному народно­му творчеству, жаргонам, произведениям литературы; заимствованные: из библейских текстов, из античной мифологии, фразеологические кальки).

 

Лезть на рожон, выносить сор из избы, попасть в переплет, земля обетованная, пиковое положение, на нет и суда нет, клей­мить позором, из рога изобилия, синий чулок, глас вопиющего в пустыне, несолоно хлебавши, тянуть канитель, задавать тон, второе пришествие, танталовы муки, снять стружку, дамоклов меч, мертвые души, в поте лица своего, за тридевять земель, зажать в тиски, змея подколодная, подкрутить гайки, сказка про белого бычка, живой труп, краеугольный камень, нечем крыть, ахиллесова пята, административный восторг, мертвая хватка, хлеб насущный, сизифов труд, темное царство, аппетит приходит во время еды.

 

Упражнение 16

 

О какой особенности детского восприятия несвободных сочета­ний слов говорят примеры, приведенные в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти»?

 

1.— У меня сегодня голова трещит ужасно!

— Почему же не слышно треска?

 

2. Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле.

 

3. Я в школу не пойду, там на экзамене ребят режут.

 

 

4. Про какого-то доктора большие говорили, что денег у него куры не клюют. Когда Митю привели к этому доктору, он, конечно, сейчас же спросил: — А где у тебя куры?

 

5. — Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

— Она с петухами не ложится - они клюются; она одна в кроватку ложится.

 

Упражнение 17

 

Составьте предложения с оборотами рукой подать, вывести на свежую воду, в которых они выступали бы как фразеологизмы.

 

Упражнение 18

Из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова выпишите 10 фразеологических оборотов и укажите их тип по степени семантической слитности компонентов (сращение, единство, сочетание).

 

Упражнение 19

Прочитайте материал Ю. Долина «Библейские фразеологизмы» (см. Приложение 32).

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Почему в последнее десятилетие стала выделяться библейская фразеология?

- Назовите библейские фразеологизмы.

- Где их можно использовать?

 

 

Контрольные задания

Задание 1

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7