Изобразительно-выразительные средства
В публицистическом стиле, особенно в художественно-публицистических текстах, используются образные языковые средства — тропы. Троп(греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности [125, с. 496]. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении. Из многообразия видов тропов в газетно-публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза. Эпитет — художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивности текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку. Например: добрые традиции, талантливые журналисты, приоритетное направление, народ-победитель, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые вкладчики, акционер-жалобщик. Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма. Как отмечает В.Г. Костомаров, цель использования метафоры в газетно-публицистическом стиле «не в индивидуально-образном видении мира и поэтическом самовыражении, а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса» [56, с. 166]. Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии. Близок метафоре троп — олицетворение (персонификация) — перенос на неживой предмет функций живых существ. Прием используется как в текстах, так и в заголовках, например: Рубль падает; Холод наступает; Лекарство бьет мимо цели. Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии: (а) место — люди, находящиеся в этом месте. Например: «Москва готовится к Дню города»; «Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера»; «Мир следит за событиями в Афганистане»; (б) автор — его произведения. Например: «Читать Набокова»; «Издавать Ключевского». Разновидность метонимии — синекдоха — перенос наименования с целого на его часть или наоборот: «Защита (вместо «защитник») требует оправдательного приговора»; «Первая ракетка (вместо «теннисист») мира»; «Борт (вместо «самолет») взял курс на восток». В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) — тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: Страна восходящего солнца (вместо «Япония»); туманный Альбион (вместо «Великобритания»); солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»); великий кормчий (вместо «Мао Цзэ-Дун»), К перифразам относятся также выражения, являющиеся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Например: пишущий эти строки (вместо «я»). Для публицистического стиля характерно использование такого языкового приема, как градация — нанизывание синонимов по степени интенсивности признака. Например: «Проделана большая, гигантская, титаническая работа»; «Пришел, увидел, победил»; «Фестиваль произвел яркое, сильное, незабываемое впечатление». К стилистическим фигурам, распространенным в публицистике, относится антитеза, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи. Например: «Новый режим — старые кадры»; «Мир — хижинам, война — дворцам». С этой же целью публицисты используют оксюморон — стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье. Изобразительно-выразительные языковые средства не только украшают публицистический текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Публицистика в значительной степени определяет нормы языка и общения, и тем более велика ее ответственность за то, чтобы эти нормы соответствовали лучшим культурным традициям. 6.2. Публицистический стиль в устной публичной речи Одна из двух основных функций публицистического стиля — функция воздействия. Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию данной разновидности речевой деятельности. Это учение называется риторикой. Словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. Риторика в европейской культуре берет свое начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее — как наука. В Древнюю Русь европейская риторическая традиция пришла через Византию и достигла расцвета в XI—XIII вв. Серьезная научная разработка проблем риторики в России началась благодаря М.В. Ломоносову, создавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор появилось немало исследований по этой дисциплине. В советский период риторика, противоречащая сути тоталитарного режима, была под запретом — и как учебный предмет, и как область исследования. Понятие «риторика» связывали с пустословием, краснобайством. В центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека. Но даже в самые трудные годы отечественные лингвисты продолжали разрабатывать проблемы риторики. Назовем имена выдающегося лингвиста В.В. Виноградова, философа, знатока античной эстетики А.Ф. Лосева, философа, литературоведа М.М. Бахтина, историка риторики В.П. Вомперского и др. Возрождение демократии в России в конце 80-х и в 90-е годы XX в. способствовало и возрождению риторики. Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известного: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновленным термином — неориторика [69, с. 159]. Путь современной риторики — это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ, и обогащение риторики исследованиями по стилистике, прагматике, культуре речи. Выделяют общую риторику, рассматривающую этапы и фигуры речи, а также правила их применения, и частные риторики, связанные с процессом общения в какой-либо одной области (риторика научной речи, риторика обыденной речи и т.п.). Общая риторика.Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности — пути от мысли к слову. Традиционно риторику делили на пять частей: • учение о нахождении — подготовка содержания речи; • учение о расположении — композиция воздействующего текста, обычно связанная с речевым жанром; • учение о выражении — центральная часть риторического учения — выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика; • учение о запоминании — развитие профессиональных навыков оратора, связанных с работой памяти; • учение о произнесении — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр. Основные категории классической риторики — этос, логос и пафос. Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Логос — это словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения. Пафос — это замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями. Гармоничное сочетание этих трех способов воздействия на аудиторию позволяет сделать речь убедительной и влиятельной. Частные риторики.Частные риторики исторически сформировались из разных родов красноречия. Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки [62, с. 98]. В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Каждый род объединяет определенные виды речи, классификация которых носит ситуативно-тематический характер, так как учитывается, с одной стороны, ситуация выступления, с другой — его тема и цель. К социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи. В основе некоторых из названных жанров публичного общения лежат официальные документы, содержащие информацию по политическим, экономическим и другим текущим вопросам или включающие программно-теоретические положения, рекомендации, материалы разъяснительного, призывного характера. Поэтому некоторым видам речей, наряду с элементами публицистического стиля, свойственны черты официального или научного стилей. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, для достижения нужного оратору эффекта зачастую используются разговорная лексика и синтаксис. К академическому красноречию относятся учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения и отличается научным изложением, четкой аргументированностью, логической культурой. Данный род речи близок научному стилю, но в то же время в нем нередко используются изобразительно-выразительные средства. Судебное красноречие — это речи, произносимые участниками судебного процесса — прокурором (обвинителем) и адвокатом (защитником). Этот род речи призван оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, показания свидетелей и т.д. «Выяснить, доказать, убедить — вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия» [62, с. 102]. Социально-бытовое красноречие — это приветственная речь; юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; застольная речь, произносимая на официальных приемах или среди частных лиц; поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни. Бытовое общение, являясь, на первый взгляд, делом частным, имеет социальную природу, выражающуюся в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Это общение формирует у человека черты коммуникабельности, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, развивает гибкость пользования языковыми средствами, выразительность речи. К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь — речь, которая произносится в церкви для прихожан и которая соединяется с другими церковными действиями, и речь официальная, адресованная самим служителям церкви. Цель проповеди — воспитание, наставление, и в связи с этим выделяют дидактическое (поучительное) красноречие. Речи, посвященные знаменательным церковным датам или государственным событиям, называют панегирическим красноречием. Духовное красноречие изучает гомилетика — наука о христианском церковном проповедничестве. В последние годы XX в. стала развиваться этнориторика — наука о национально-культурных особенностях речевого поведения. Для успешного общения разных культур важно учитывать различия этноэтикетов, помнить о возможности запрета на определенные темы разговора и др. Основу публичных речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, образующие микросистему с одинаковой стилистической окраской. Устным выступлениям публицистического характера присуща эмоциональность, которая реализуется (как и в других жанрах публицистики) с помощью оценочных языковых средств: особой фразеологии, риторических вопросов, инверсии, предложений с распространенными обращениями, с именительным темы; разговорной лексики и разговорного синтаксиса.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение публицистического стиля и его подстилей. Охарактеризуйте основные функции публицистического стиля. 2. Назовите жанры публицистики. 3. Сравните понятия «язык газеты» и «публицистический стиль». 4. Объясните разницу между речевым стандартом и штампом. 5. Назовите изобразительно-выразительные средства и приведите свои примеры. 6. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются? 7. Какое выступление называется ораторским? 8. Что такое риторика? На какие традиции она опирается? 9. Из каких частей состоит классическая риторика? 10. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации? Литература 1. Введенская JI.A., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001. 2. Волков А.А. Основы русской риторики. — М., 1996. 3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1998. 4. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., 1971. 5. Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994. 6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001. 7. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000. 8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2002. Глава 7 ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 7.1.Публичное выступление: оратор, аудитория, обстановка речи Ораторское искусство — это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой — информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей. Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами: (1) эрудицией и мировоззрением; (2) культурой мышления; (3) языковой культурой; (4) владением техникой речи; (5) психологической культурой; (6) коммуникативной культурой. В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в: • содержании речи; • точности формулировок и ясности построения выступления; • понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления; • четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи; • исполнительском мастерстве; • соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи; • умении оратора общаться с аудиторией. Установление и поддержание контакта с аудиторией — ключевая проблема публичного выступления. Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект — субъектных) отношений между говорящим и адресатом, что применимо и к формально монологической речи» [35, с. 121]. Если контакта с аудиторий нет, если не реализуются субъект — субъектные отношения, то теряется смысл выступления, заключающийся в воздействии на слушателя и реакции на это воздействие. Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |