Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изобразительно-выразительные средства



2015-11-07 1356 Обсуждений (0)
Изобразительно-выразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок




В публицистическом стиле, особенно в художественно-публицистических текстах, используются образные языковые средства — тропы.

Троп(греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности [125, с. 496]. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении.

Из многообразия видов тропов в газетно-публицистическом стиле чаще встречаются эпитеты, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза.

Эпитет — художественное, образное определение. Употребление эпитетов способствует созданию экспрессивности текста, так как этот вид тропов содержит в себе позитивную или негативную оценку. Например: добрые традиции, талантливые журналисты, приоритетное направление, народ-победитель, тайное соглашение, малообеспеченные слои населения, агрессивная реклама, обманутые вкладчики, акционер-жалобщик.

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: бюджетный пирог, предвыборная гонка, корни национального конфликта, железнодорожная ветка, град пуль, шлейф дыма.

Как отмечает В.Г. Костомаров, цель использования метафоры в газетно-публицистическом стиле «не в индивидуально-образном видении мира и поэтическом самовыражении, а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса» [56, с. 166].

Метафоризация в публицистике способствует расширению лексической сочетаемости слов, пополнению газетной фразеологии.

Близок метафоре троп — олицетворение (персонификация) — перенос на неживой предмет функций живых существ. Прием используется как в текстах, так и в заголовках, например: Рубль падает; Холод наступает; Лекарство бьет мимо цели.

Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними.

Для публицистического стиля наиболее характерны следующие модели метонимии:

(а) место — люди, находящиеся в этом месте. Например: «Москва готовится к Дню города»; «Белый дом дает ответ в связи с заявлением иракского лидера»; «Мир следит за событиями в Афганистане»;

(б) автор — его произведения. Например: «Читать Набокова»; «Издавать Ключевского».

Разновидность метонимии — синекдоха — перенос наименования с целого на его часть или наоборот: «Защита (вместо «защитник») требует оправдательного приговора»; «Первая ракетка (вместо «теннисист») мира»; «Борт (вместо «самолет») взял курс на восток».

В публицистическом стиле для создания экспрессивности нередко используются перифразы (парафразы) — тропы, состоящие в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: Страна восходящего солнца (вместо «Япония»); туманный Альбион (вместо «Великобритания»); солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»); великий кормчий (вместо «Мао Цзэ-Дун»),

К перифразам относятся также выражения, являющиеся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Например: пишущий эти строки (вместо «я»).

Для публицистического стиля характерно использование такого языкового приема, как градация — нанизывание синонимов по степени интенсивности признака. Например: «Проделана большая, гигантская, титаническая работа»; «Пришел, увидел, победил»; «Фестиваль произвел яркое, сильное, незабываемое впечатление».

К стилистическим фигурам, распространенным в публицистике, относится антитеза, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи. Например: «Новый режим — старые кадры»; «Мир — хижинам, война — дворцам». С этой же целью публицисты используют оксюморон — стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье.

Изобразительно-выразительные языковые средства не только украшают публицистический текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты.

Публицистика в значительной степени определяет нормы языка и общения, и тем более велика ее ответственность за то, чтобы эти нормы соответствовали лучшим культурным традициям.

6.2. Публицистический стиль в устной публичной речи

Одна из двух основных функций публицистического стиля — функция воздействия.

Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью.

Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию данной разновидности речевой деятельности. Это учение называется риторикой. Словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом.

Риторика в европейской культуре берет свое начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее — как наука. В Древнюю Русь европейская риторическая традиция пришла через Византию и достигла расцвета в XI—XIII вв. Серьезная научная разработка проблем риторики в России началась благодаря М.В. Ломоносову, создавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор появилось немало исследований по этой дисциплине.

В советский период риторика, противоречащая сути тоталитарного режима, была под запретом — и как учебный предмет, и как область исследования. Понятие «риторика» связывали с пустословием, краснобайством. В центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека. Но даже в самые трудные годы отечественные лингвисты продолжали разрабатывать проблемы риторики. Назовем имена выдающегося лингвиста В.В. Виноградова, философа, знатока античной эстетики А.Ф. Лосева, философа, литературоведа М.М. Бахтина, историка риторики В.П. Вомперского и др. Возрождение демократии в России в конце 80-х и в 90-е годы XX в. способствовало и возрождению риторики.

Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известного: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновленным термином — неориторика [69, с. 159].

Путь современной риторики — это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ, и обогащение риторики исследованиями по стилистике, прагматике, культуре речи.

Выделяют общую риторику, рассматривающую этапы и фигуры речи, а также правила их применения, и частные риторики, связанные с процессом общения в какой-либо одной области (риторика научной речи, риторика обыденной речи и т.п.).

Общая риторика.Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности — пути от мысли к слову. Традиционно риторику делили на пять частей:

• учение о нахождении — подготовка содержания речи;

• учение о расположении — композиция воздействующего текста, обычно связанная с речевым жанром;

• учение о выражении — центральная часть риторического учения — выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика;

• учение о запоминании — развитие профессиональных навыков оратора, связанных с работой памяти;

• учение о произнесении — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр.

Основные категории классической риторики — этос, логос и пафос.

Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям.

Логос — это словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения.

Пафос — это замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями.

Гармоничное сочетание этих трех способов воздействия на аудиторию позволяет сделать речь убедительной и влиятельной.

Частные риторики.Частные риторики исторически сформировались из разных родов красноречия. Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки [62, с. 98].

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Каждый род объединяет определенные виды речи, классификация которых носит ситуативно-тематический характер, так как учитывается, с одной стороны, ситуация выступления, с другой — его тема и цель.

К социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.

В основе некоторых из названных жанров публичного общения лежат официальные документы, содержащие информацию по политическим, экономическим и другим текущим вопросам или включающие программно-теоретические положения, рекомендации, материалы разъяснительного, призывного характера. Поэтому некоторым видам речей, наряду с элементами публицистического стиля, свойственны черты официального или научного стилей. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, для достижения нужного оратору эффекта зачастую используются разговорная лексика и синтаксис.

К академическому красноречию относятся учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения и отличается научным изложением, четкой аргументированностью, логической культурой. Данный род речи близок научному стилю, но в то же время в нем нередко используются изобразительно-выразительные средства.

Судебное красноречие — это речи, произносимые участниками судебного процесса — прокурором (обвинителем) и адвокатом (защитником). Этот род речи призван оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, показания свидетелей и т.д. «Выяснить, доказать, убедить — вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия» [62, с. 102].

Социально-бытовое красноречие — это приветственная речь; юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; застольная речь, произносимая на официальных приемах или среди частных лиц; поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Бытовое общение, являясь, на первый взгляд, делом частным, имеет социальную природу, выражающуюся в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Это общение формирует у человека черты коммуникабельности, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, развивает гибкость пользования языковыми средствами, выразительность речи.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь — речь, которая произносится в церкви для прихожан и которая соединяется с другими церковными действиями, и речь официальная, адресованная самим служителям церкви. Цель проповеди — воспитание, наставление, и в связи с этим выделяют дидактическое (поучительное) красноречие. Речи, посвященные знаменательным церковным датам или государственным событиям, называют панегирическим красноречием.

Духовное красноречие изучает гомилетика — наука о христианском церковном проповедничестве.

В последние годы XX в. стала развиваться этнориторика — наука о национально-культурных особенностях речевого поведения. Для успешного общения разных культур важно учитывать различия этноэтикетов, помнить о возможности запрета на определенные темы разговора и др.

Основу публичных речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, образующие микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Устным выступлениям публицистического характера присуща эмоциональность, которая реализуется (как и в других жанрах публицистики) с помощью оценочных языковых средств: особой фразеологии, риторических вопросов, инверсии, предложений с распространенными обращениями, с именительным темы; разговорной лексики и разговорного синтаксиса.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение публицистического стиля и его подстилей. Охарактеризуйте основные функции публицистического стиля.

2. Назовите жанры публицистики.

3. Сравните понятия «язык газеты» и «публицистический стиль».

4. Объясните разницу между речевым стандартом и штампом.

5. Назовите изобразительно-выразительные средства и приведите свои примеры.

6. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются?

7. Какое выступление называется ораторским?

8. Что такое риторика? На какие традиции она опирается?

9. Из каких частей состоит классическая риторика?

10. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Что лежит в основе их классификации?

Литература

1. Введенская JI.A., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

2. Волков А.А. Основы русской риторики. — М., 1996.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1998.

4. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М., 1971.

5. Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. JI.K. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. — М., 2001.

7. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. — М., 2002.

Глава 7

ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

7.1.Публичное выступление: оратор, аудитория, обстановка речи

Ораторское искусство — это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой — информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

(1) эрудицией и мировоззрением;

(2) культурой мышления;

(3) языковой культурой;

(4) владением техникой речи;

(5) психологической культурой;

(6) коммуникативной культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

• содержании речи;

• точности формулировок и ясности построения выступления;

• понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

• четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

• исполнительском мастерстве;

• соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

• умении оратора общаться с аудиторией.

Установление и поддержание контакта с аудиторией — ключевая проблема публичного выступления.

Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект — субъектных) отношений между говорящим и адресатом, что применимо и к формально монологической речи» [35, с. 121].

Если контакта с аудиторий нет, если не реализуются субъект — субъектные отношения, то теряется смысл выступления, заключающийся в воздействии на слушателя и реакции на это воздействие.

Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.



2015-11-07 1356 Обсуждений (0)
Изобразительно-выразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изобразительно-выразительные средства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)