Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Современные тенденции экономического роста





 

В 1990-х гг. в рамках неоклассического и институционального направлений формируются новые теории экономического роста. Модели эндогенного роста рассматривают непрерывное увеличение объема ВВП как естественный продукт долгосрочного равновесия. В этих моделях опровергается неоклассическая посылка об убывающей предельной производительности, допускается возможность эффекта масштаба в рамках национальной экономики, НТП рассматривается как один из эндогенных факторов роста. Механизмы экономического роста в моделях Р. Лукаса, П. Ромера интерпретируются как возрастающая общественная отдача, полученная соответственно от вложений в НТП и вложений в человеческий капитал. Результат от этих инвестиций достается не только тем, кто их осуществлял, но и всему обществу. Эти внешние эффекты обосновывают возрастание разрыва в темпах роста между развитыми странами (где велики вложения в НИОКР и в человеческий капитал) и развивающимися государствами.

В новых теориях эндогенного роста в качестве основы экономической динамики выделяют высокий уровень комплементарных инвестиций в человеческий капитал (систему образования), инфраструктуру и НИОКР. Человеческий капитал рассматривается как запас, который может накапливаться и быть источником роста в будущем.

Образование и экономический рост. Образование не только позволяет овладевать уже накопленными знаниями, но и способствует приобретению новых знаний в процессе труда, а также обеспечивает условия для их производства в будущем. Таким образом, создаются предпосылки для социально-экономического прогресса. Большинство развивающихся стран связывают надежды на быстрое преодоление экономической отсталости с повышением уровня образования населения. Оценка вклада человеческого капитала в экономический рост дана в моделях Р. Лукаса, Г. Мэнкью, П. Ромера, Д. Уэйла. Принимая за основу модель Солоу, они разделили капитал на физический и человеческий. Использование одной и той же производственной функции для физического и человеческого капитала, а также для потребления позволяет превратить единицу потребления в единицу либо физического, либо человеческого капитала. Тем самым выявляется доля каждого из элементов совокупного капитала в приросте дохода. Недостаточное развитие физического капитала может компенсироваться развитием человеческого капитала, и наоборот. Рост производительности в данных моделях в большей мере связан с инвестициями в человеческий капитал, что позволило выявить положительные внешние эффекты, возникающие при этом. Часть населения, обладающая общими и специальными профессиональными знаниями, является наиболее эффективным фактором экономического роста. Но образование представляет собой лишь предпосылку для будущего экономического роста. Источником развития оно становится лишь тогда, когда созданы условия для совершенствования как формальной системы образования, так и навыков применения полученных знаний на практике.



Информация и экономический рост. Структурные изменения в экономике создают предпосылку для формирования информационного типа экономического роста. В рамках информационного типа экономического роста минимизируются затраты энергии и сырья на единицу производимой продукции, увеличивается количество информации, а также существенно снижается общий уровень издержек во всех отраслях национального производства, расширяются производственные возможности общества, преодолевается ограниченность экономических ресурсов. Графически информационный тип роста выражается в сдвиге кривой производственных возможностей вправо (рис. 8.6).

Из графика следует, что точка А, находящаяся выше кривой производственных возможностей при информационном типе экономического роста, достижима.

 

Рис. 8.6. Информационный тип экономического роста и расширение производственных возможностей общества

 

Характерными чертами информационного типа роста являются:

– увеличение доли информационных отраслей экономики в создании ВВП;

– относительное уменьшение доли материального производства;

– антизатратный тип производства;

– рост технического уровня и качества продукции;

– перманентно обновляющаяся структура производства;

– определяющая роль научных знаний как параметра развития, создающего основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы;

– высокие темпы роста дохода на душу населения.

Основными факторами информационного типа экономического роста выступают непрерывная генерация нового знания (информация), заключенного в новых продуктах, процессах, и его распространение в экономике. При этом возрастающая стоимость технологических изменений генерирует организационные и институциональные нововведения, соответствующие новой технологии.

Таким образом, к традиционным факторам экономического роста присоединился неизвестный ранее информационный ресурс, обладание которым и определяет место страны в системе мирового информационного развития.

Окружающая среда и экономический рост. Экономический рост, будучи доминирующей характеристикой поведения мировой системы, весьма неэффективно решает проблемы, которые его порождают. Это обусловлено существованием пределов роста. Пределы роста – это способность планетарных источников обеспечивать потоки материалов и энергии, необходимых для жизни людей, и поглощать постоянно образующиеся отходы и загрязнения. Все остальные элементы глобальной системы: численность населения, производство продуктов питания, индустриальное производство, потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды – находятся в состоянии роста. Они возрастают экспоненциально.

Экспоненциальный рост – это та движущая сила, которая является причиной движения мировой экономики к физическим пределам Земли. Любая величина растет экспоненциально, если ее приращение пропорционально уже имеющейся величине. Например, если человек поместил в банк 100 ден. ед. под 7% годовых, то вложенная сумма будет расти экспоненциально и к десятому году вырастет до 201,37 ден. ед. Экспоненциальный рост происходит, если растущий объект воспроизводит самого себя. Это относится к населению, физическому капиталу. Другие факторы, такие как производство продуктов питания, потребление ресурсов, загрязнение окружающей среды, имеют тенденцию к экспоненциальному росту потому, что их побуждает к этому рост численности населения и капитала.

Пределы системы не только конечны, но и подвержены разрушению при избыточной нагрузке на них. Поэтому перед обществом стоит проблема перехода к устойчивой системе, в которой акцент делается на качественное развитие, а не на физический рост. Экономический рост осознан обществом, т.к. при принятии того или иного решения в пользу роста задаются вопросы, для чего этот рост, как долго он будет продолжаться, сколько это будет стоить и как отразится на окружающей среде. В устойчивом обществе система ценностей и глубокие знания о пределах Земли служат тому, чтобы выбрать только те модели роста, которые действительно способствуют достижению социальных целей и устойчивому развитию.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и типы экономического роста?

2. Органический рост приводит к динамическому, а не статическому равновесию. Каковы причины данного явления?

3. Современные тенденции экономического роста предполагают определение его пределов. Каким пределам отдается предпочтение?

4. Каково принципиальное различие между кейнсианской и классической теориями в оценке значения предпринимательского поведения для экономического роста?

5. Как образование воздействует на темпы, пропорции и характер экономического роста? Можно ли считать образование в России таким же эффективным ресурсом, как и в развитых странах?

6. Каковы факторы, сдерживающие экономический рост, и какова их оценка с точки зрения благосостояния нации?

7. Почему «современное качество» экономического роста недостижимо в рамках экономики нерыночного типа? Является ли рынок панацеей в решении проблем перехода к «современному качеству» роста?

8. Вклад какого из факторов экономического роста Э. Денисон рассматривал как долю в темпах роста так называемого «остатка»?

9. Почему экономический рост требует изменения человеческого фактора в большей степени, чем изменений в материальных условиях производства?

10. Почему одни страны быстро развиваются, а другие приходят к упадку приблизительно при одних и тех же исходных условиях? Как это согласуется с гипотезой о том, что с развитием технологии усложняется политическая система общества, следовательно, доступ в нее требует больших издержек?





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1016)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)