Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Научно-теоретические основы изучения связной монологической речи у дошкольников с ОНР




Введение

 

Роль связной речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Связная монологическая речь понимается, как связная речь одного лица. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Коммуникативная цель монологической речи — это сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Связная монологическая речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Это отмечают такие авторы, как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др. Таким образом, связная монологическая речь - это сложнейшая форма речевой деятельности человека. Схема порождения речевого высказывания трудна и требует зрелых психических процессов. Ребенок овладевает ей не сразу, а постепенно - в процессе речевого развития.

Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания требует от ребенка собранности, сосредоточенности, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению связной речи, как одной из необходимых предпосылок всестороннего развития и социализации личности.

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но составление рассказов по заданной теме вызывает серьезные затруднения. В основном, это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что испытывает серьезные трудности в оформлении их в связные речевые высказывания.



Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. (Зарубина Н.Д. Методика овладения связной речью. Москва. Издательство «Русский язык», 1997 г. -308 с.) Только хорошо овладев связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание прочитанных текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы. Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались К.Д.Ушинский, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Бородич , Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко и др. В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу. Формирование связной речи становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

Цель работы – изучение связной речи у детей старшего дощкольного возраста с ОНР и определение основных направлений коррекционной работы по ее формированию.

 

 

Глава 1

Научно-теоретические основы изучения связной монологической речи у дошкольников с ОНР.

1.1.Современные лингвистические представления о монологической речи дошкольников

 

По мнению А.Н. Гвоздева достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в полной мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксиса и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным [5]. В процессе овладения родным языком ребенку приходится преодолевать ряд трудностей. Основной является овладение речью в процессе его речевого общения в предметной ситуации. В ходе практического овладения речью детьми наблюдается период, когда в процессе общения решающим фактором для ребенка является не речь, а предметная ситуация, которая и определяет понимание им слов. Постепенно понимание ребенком речевого высказывания перестает обусловливаться непосредственной предметной ситуацией и начинает опираться по преимуществу на языковые средства. Однако, если перед дошкольником ставится задача, требующая от него теоретического отношения к речевой действительности, задача осознания речевой действительности и ее элементов – слов, он вновь может столкнуться с трудностями, уже преодоленными им в ходе практического овладения речью; предметная ситуация, отраженная в речевом высказывании, может вновь играть решающую роль [5]. Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)