Пример выполнения контрольной работы № 2
Задание Прианализе воздуха на содержание азота хроматографическим методом для двух серий опытов получены следующие результаты:
Рассчитать среднее значение концентрации компонента и его доверительный интервал. Принадлежат ли результаты обеих выборок одной и той же генеральной совокупности. Решение: Проверяем ряды на наличие грубых ошибок по Q-критерию. Для чего их располагаем результаты в ряд по убыванию (от минимума к максимуму или наоборот) : Первая серия: 77,90<77,92<77,95<77,99<78,05<78,07<78,08<78,10 Проверяем крайние результаты ряда (не содержат ли они грубую ошибку).
Полученное значение сравниваем с табличным (табл.2 приложения). Для n=8, p=0,95 Qтаб=0,55. Т.к. Qтаб >Q1 расчет , левая крайняя цифра не является «промахом». Проверяем крайнюю правую цифру Qрасч<Qтаб, т.к. 0,1<0,55 (n=8, p=0,95). Крайняя правая цифра так же не является ошибочной. Располагаем результаты второго ряда в порядке их возрастания: 78,02<78,08<78,13<78,14<78,16<78,20<78,23<78,26. Проверяем крайние результаты опытов - не являются ли они ошибочными. Q (n=8, p=0,95)=0,55. Табличное значение. <Q(n=8, p=0,95), т.е. 0,25<0,55 Крайнее левое значение – не ошибочное. Крайняя правая цифра (не является ли она ошибочной).
, т.е. 0,125<0,55 Крайнее правое число не является «промахом». Подвергаем результаты опытов статистической обработке. 1. Вычисляем средневзвешенные результатов: - для первого ряда результатов. - для второго ряда результатов. 2. Дисперсия относительно среднего: - для первого ряда. - для второго ряда. 3. Стандартное отклонение: - для первого ряда. - для второго ряда. 4. Стандартное отклонение среднего арифметического:
При небольших (n<20) выборках из нормально распределенной генеральной совокупности следует использовать t – распределение, т.е. распределение Стьюдента при числе степени свободы f=n-1 и доверительной вероятности p=0,95. Пользуясь таблицами t – распределения, определяют для выборки в n – результатов величину доверительного интервала измеряемой величины для заданной доверительной вероятности. Этот интервал можно рассчитать: Сравниваем дисперсии и средние результаты двух выборочных совокупностей. Сравнение двух дисперсий проводится при помощи F- распределения (распределения Фишера). Если мы имеем две выборочные совокупности с дисперсиями S21 и S22 и числами степеней свободы f1=n1-1 и f2=n2-1, соответственно, то рассчитываем значение F: F=S21 / S22 Причем в числителе всегда находится большая из двух сравниваемых выборочных дисперсий. Полученный результат сравнивают с табличным значением. Если F0 > Fкрит (при р=0,95; n1, n2), то расхождение между дисперсиями значимо и рассматриваемые выборочные совокупности различаются по воспроизводимости. Если расхождение между дисперсиями незначимо, возможно сравнить средние x1 и х2 двух выборочных совокупностей, т.е. выяснить, есть ли статистически значимая разница между результатами анализов. Для решения поставленной задачи используют t – распределение. Предварительно рассчитывают средневзвешенное двух дисперсий:
И средневзвешенное стандартное отклонение а затем – величину t: Значение tэксп сравнивают с tкрит при числе степеней свободы f=f1+f2=(n1+n2-2) и выборочной доверительной вероятности р=0,95. Если при этом tэксп > tкрит ,то расхождение между средними и значимо и выборка не принадлежит одной и той же генеральной совокупности. Если tэксп< tкрит, расхождение между средними незначимо, т.е. выборки принадлежат одной и той же генеральной совокупности, и, следовательно, данные обеих серий можно объединить и рассматривать их как одну выборочную совокупность из n1+n2 результатов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |