ЗАКАЗ МАТЕРИАЛОВ И ЗАКЛАДКА КРЕЙСЕРОВ
С лета 1896 г. создание кораблей вступило во вторую стадию— строительство, хотя и вопреки желанию управляющего Азорским министерством к постройке крейсеров приступить «не раньше, как по окончании изготовления всех главнейших чертежей, необходимых для постройки, как общих, так и детальных» 42. Первую часть этого пожелания можно было считать выполненной, а вторую приходилось осуществлять одновременно с постройкой. Строительные работы начались с заказа материалов, прежде всего судостроительной стали. Сталь для крейсеров по заказу ГУКиС должны были поставить Общество Александровского сталелитейного завода в Петербурге для «Паллады» и Адмиралтейские Ижорские заводы Морского министерства для «Дианы». С Александровским сталелитейным заводом ГУКиС заключил контракт 17 февраля, а Адмиралтейским Ижорским заводом выдал наряд 2 марта 1896 г. 43 Поскольку стали требовалось много, порядка 2950 т для каждого крейсера, ее поставщикам для подготовки производства были выданы еще в ноябре 1895г. предварительные данные на основании первого, не утвержденного варианта спецификации на корпус. Однако ведомости-заказы были разработаны и переданы им только спустя полтора месяца, 24 апреля, после рассмотрения МТК исправленной спецификации крейсера. Так что фактически работы в эллингах Галерного островка начались только в июле 1896 г. Заказ на изготовление стали для третьего крейсера типа «Диана» был дан Адмиралтейскому Ижорскому заводу в июле. Завод должен был изготовить сталь для этого корабля по ведомости крейсера «Диана» к 25 октября того же года. Однако администрация завода, и без того перегруженного заказами, просила начальника ГУКиС срок поставки стали продлить на месяц и снять с него работы по изготовлению коробчатой (швеллерной) стали для бимсов батарейной и броневой палуб и подкрепления поперечных переборок. Вице-адмирал В. П. Верховский счел возможным согласиться с просьбой начальника Адмиралтейских Ижорских заводов и приказал Петербургскому порту разместить эту часть заказа на Александровском сталелитейном заводе, что и было сделано. К работам в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства под руководством строителя крейсера Э. Р. де Грофе приступили, несмотря на отсутствие материалов, 7 сентября. Начали с подготовки и исправления самого разбивочного плаза. Одновременно с разбивкой начали набирать и стапель-блоки в эллинге. Непосредственно набор вертикального киля начали 18 октября после доставки первой партии строительной стали 44. Не менее спешным делом был вопрос о заказе штевней для крейсеров, которые, согласно спецификации на корпус, должны были отливаться из бронзы. 3 августа 1896 г. была достигнута принципиальная договоренность о поставке штевней с петербургским заводчиком Я. С. Пульманом. После длительной переписки между ГУКиС, Петербургским портом и заводом Пульмана 3 января 1897 г. были подписаны контракт и технические условия на отливку штевней, рулевых рам, кронштейнов и башмаков для всех трех крейсеров. Я. С. Пульман обязался приступить к отливке изделий «немедленно но получении от порта моделей и доставить их водою на казенной барже в законченном виде к постройке корпусов в следующие сроки: 3— 5 месяцев для головного крейсера («Паллада») и 7 — 12 месяцев для третьего — типа «Диана» 45. Этому же заводу был выдан заказ на изготовление из прокатной морской бронзы болтов (по 19600 штук на каждый крейсер) для крепления к стальному корпусу сплошной подводной деревянной обшивки из 101,6-мм тиковых брусьев. В срочном порядке решался и вопрос с заказом палубной брони для крейсеров. В соответствии со спецификацией на крейсере должна была устанавливаться броня в средней части палубы толщиной 38 мм, а на скосах — 63,5 и 50,8 мм. Всего для каждого крейсера требовалось порядка 512 т броневой стали. Попытка заказать палубную броню отечественной промышленности не увенчалась успехом: все казенные и частные заводы были и без того перегружены заказами. Кроме того, по мнению артиллерийской части МТК, для кораблей, у которых палубная броня была единственной защитой от неприятельских снарядов, она должна изготовляться из сверхмягкой стали. Производство такой стали в России еще только осваивалось. Поэтому МТК рекомендовал в качестве контрагента по поставке брони для строящихся крейсеров французскую фирму «Шатильон-Комантри», броневые плиты которой при испытании на морском Охтинском полигоне в Петербурге выдерживали по 6—7 прямых попаданий 152-мм бронебойных снарядов, не давая никаких трещин. Пока шла переписка, заключались контракты и выдавались наряды на изготовление материалов и устройств, произошло знаменательное событие — третий крейсер типа «Диана» получил имя. По существующей со времен Петра I традиции, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II и был доложен «Список для выбора наименования строящемуся крейсеру в 6630 т водоизмещения: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун» 46. В списке подчеркнуто имя «Аврора» и на полях карандашом написано: «Аврора». В приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 г. за № 64 было объявлено: «Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом Адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать «Аврора» и зачислить его в списки судов Балтийского Флота» 47. Ирония судьбы! Не знал государь-император, повелевая назвать так третий крейсер, собрата «Паллады» и «Дианы», что кораблю, получившему имя героического фрегата, уготовано стать символом утренней зари человечества, возвестившим на обломках самодержавия всему миру начало новой эры! Серебряная закладная доска крейсера «Аврора» (из фондов ЦВММ). 23 мая в торжественной обстановке была произведена официальная закладка всех трех крейсеров. Первая торжественная церемония закладки произошла в Новом Адмиралтействе. Около 10 ч 30 мин серебряная закладная дощечка с изображением крейсера 1 ранга «Аврора», краткими тактико-техническими данными корабля и фамилиями лиц, принимавших участие в церемонии, была положена на специальную полочку собранного вертикального киля между 60 и 61-м шпангоутами. Позднее эти же церемонии повторились и на стапелях Галерного островка. Однако вернемся к вопросу о заказе палубной брони для строящихся крейсеров. Начавшаяся в конце апреля переписка с французской фирмой «Шатильон-Комантри» увенчалась успехом. В июне было получено принципиальное согласие на изготовление броневых плит на сталелитейном заводе в г. Монплюсон. Чтобы не терять времени, работы во Франции начались почти сразу по достижении предварительной договоренности между фирмой и ГУКиС, не дожидаясь окончательного согласования контракта и технических условий, которые были официально оформлены лишь 10 декабря 1897 г. По контракту фирма брала на себя обязательство изготовить для крейсеров «Паллада», «Диана» и «Аврора» плиты броневой палубы из сверхмягкой никелевой стали толщиной 38,1 мм для средней части палуб и в 63,5 и 50,8 мм для скатов. Всего для трех крейсеров заказано около 1504 т по цене 1601 франк 25 сантимов порядка 4327 руб. золотом за 1000 кг по фактической массе плит 48. Броневые плиты должны были иметь следующий химический состав: никель — не менее 0,8%, углерод — от 0,09 до 0,14%, фосфор — не более 0,03%, кремний — не более 0,05%, серы — не более 0,05%, марганец — 0,4%. Чтобы сократить расходы и избежать пригонки броневых плит при их установке на кораблях (их было порядка 246 для каждого крейсера), ГУКиС брал на себя обязательство выслать на завод в Монплюсон шаблоны и лекала, выполненные по месту на каждом корабле. В контракте оговаривалось, что вся заказанная броня делится на десять партий. Первая партия должна быть приготовлена и представлена к испытанию стрельбой через два с половиной месяца со дня получения шаблонов и затем выслана из Франции в Россию через полтора месяца по получении результатов испытаний контрольной плиты на полигоне французского правительства. Каждая из последующих партий должна быть отправлена в Россию с промежутком в один месяц, при условии доставки шаблонов и лекал на заводы не позже как за четыре месяца до указанного выше срока. В соответствии с техническими условиями контрагент отвечал и за точность пригонки плит, для чего их предварительно собирали группами не менее чем из девяти смежных плит, с целью проверки на заводе. Броню для защиты кожухов котельных отделений и элеваторов 6-дюймового и 75-мм боезапасов крейсеров было решено заказать Адмиралтейским Ижорским заводам. Поскольку эта броня должна была быть по качеству близка броне карапасной (броневой) палубы, заказанной во Франции, то она изготовлялась из хромоникелевой стали. Для каждого крейсера требовалось по 108 броневых плит толщиной 38 мм и массой около 83 т. Изготовленные броневые плиты прежде чем поступить на постройку, должны были пройти испытания на морской батарее Охтинского полигона в тех же условиях, что и плиты фирмы «Шатильон-Комантри».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |