Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТРОЙКИ «АВРОРЫ»



2015-11-08 1302 Обсуждений (0)
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТРОЙКИ «АВРОРЫ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Результаты испытаний первых двух крейсеров не замедлили сказаться и на постройке «Авроры». Необходимо было избежать повторения легко устранимых недостатков. Для этого нужно было увеличить углы обстрела 75-мм пушек, изменить устройства пушечных портов на батарейной палубе, улучшить теплоизоляцию, вентиляцию и освещение артиллерийских погребов, установить надежную связь между мостиками и машинными отделениями.

Кроме недостатков, перечисленных в отчете контр-адмирала А. П. Кашерининова, было еще и серьезное замечание старшего судового механика крейсера «Паллада» Н. М. Гредякина, наблюдающего за изготовлением механизмов для крейсера. Суть его сводилась к следующему. На крейсере отсутствовал вспомогательный котел, поэтому для обеспечения работы постоянно действующих технических средств — динамо-машин, помп и т. п. должен был постоянно находиться в действии один из главных судовых котлов. Из-за значительных потерь от конденсации пара в общем коллекторе и трубопроводах большего диаметра производительности одного котла для всех потребителей не хватало. Поэтому приходилось вводить в действие дополнительные котлы, что вело к неоправданному перерасходу угля. По предложению Н. М. Гредякина на всех крейсерах следовало дополнительно сделать специальный трубопровод меньшего диаметра, который, минуя общий коллектор, обеспечивал бы работу всех постоянных потребителей.

Кроме того, им была предложена новая схема подключения донок (питательных насосов) к котлам. По проекту каждая группа котлов питалась от двух донок своей группы, но при выходе из строя обеих донок котлы данной группы бездействовали (оставались без питания водой). Н. М. Гредякин предложил такую схему подключения донок, которая обеспечивала их взаимозаменяемость, и тем самым повышалась живучесть котельной установки.

Была также усовершенствована схема охлаждения отработавшего в кипятильниках и вообще всех вспомогательных механизмах пара. Первоначально по проекту весь отработавший пар от этих потребителей поступал во вспомогательный холодильник; однако в случае течи в его трубках это могло привести к выходу из строя всех котлов корабля. По новому же решению отработавший пар от вспомогательных механизмов мог поступать и в любой из главных холодильников, что разгружало вспомогательный холодильник и намного повышало живучесть системы охлаждения отработавшего пара.

Все эти замечания и предложения, рассмотренные в МТК, были признаны справедливыми, и надо было немедленно учесть их как на испытываемых крейсерах, так и на достраивающейся «Авроре». Забегая вперед, можно сказать, что на «Палладе» большая часть недостатков была устранена, за исключением переделки пушечных портов на батарейной палубе и дополнительного трубопровода в котельных отделениях.

Неудовлетворительность телефонной связи мостика с машинными отделениями обнаружили еще до перехода кораблей в Кронштадт. Поскольку инициатива установки телефонов системы лейтенанта Е. В. Колбасьева вместо переговорных труб, предусмотренных спецификацией, принадлежала ГУКиС, этот вопрос был решен раньше всех и учтен сразу же при оформлении контракта с механиком П. С. Кротовым, которому поручались изготовление и проводка переговорных труб на крейсере.

Несмотря на то, что работы на «Авроре» велись постоянно, из-за нехватки рабочей силы они часто замедлялись, а то и просто останавливались. Решение многих, казалось бы, простых вопросов тонуло в бюрократической переписке. Сказывалось и то, что на казенных верфях Петербурга в это время развернулись работы по постройке четырех броненосцев — «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов», а также крейсера «Олег» и транспорта «Камчатка». Особенно много рабочих отвлекали «Бородино» и «Камчатка», строящиеся в Новом Адмиралтействе. Давало о себе знать отсутствие четкого планирования. Были случаи, когда работы одного контрагента мешали выполнению работ других. Особенно часто приостанавливался монтаж водоотливной и вентиляционной систем до окончания корпусных работ в том или ином помещении или работ, связанных с установкой механизмов.

Некоторый сбой в ритме постройки произошел из-за скоропостижной смерти механика П. С. Кротова в мае 1901 г. Объем незавершенных работ, которые он должен был выполнить по шести системам, был еще достаточно велик. Пришлось искать новых контрагентов. В результате вместо одного предприятия Кротова на крейсере стали работать три фирмы: фирма Кольбе (по системам переговорных труб, судовой вентиляции и водоснабжения), медно-литейный, котельный и механический завод Бейера (по водоотливной системе и паровому отоплению) и строительно-механический завод Любарского (по машинной вентиляции).

Летом 1901 г. на корабле наливом водой была испытана водонепроницаемость двух крупных отсеков — кормового и носового котельных отделений. Такие испытания отсеков на водонепроницаемость, введенные по инициативе С. О. Макарова, оказались не лишними на «Авроре» и еще раз подтвердили правоту знаменитого адмирала. Пришлось дополнительно подчеканивать отдельные швы, заклепки и крепления труб к переборкам.

Основные задержки в постройке в этом году были связаны с изготовлением брони для боевой рубки, защиты снарядных элеваторов и приводов управления рулем. Защиту приводов управления к маю изготовил и поставил Обуховский завод. Броневые плиты для защиты снарядных элеваторов тоже вскоре были изготовлены на Адмиралтейских Ижорских заводах, проструганы на Путиловском заводе и доставлены к постройке. Задержка изготовления вертикальной брони для боевой рубки серьезно сказалась на готовности корабля. В апреле на крейсере были сняты шаблоны 152-мм рубашки боевой рубки и отправлены на Ижорские заводы. Спустя четыре месяца броня была доставлена в Новое Адмиралтейство, но оказалась, что она изготовлена не по шаблонам и не может быть поставлена на место. Так и встретил крейсер 1902 год — с боевой рубкой под крышей из маломагнитной брони, но без броневой рубашки. В результате рубка была закончена полностью лишь в мае 1902 г.

К этому времени готовность крейсера приблизилась к 100%. Паросиловая установка корабля была готова полностью, даже ЗИП был принят с Франко-Русского завода и размещен по штатным местам. В котельных отделениях постоянно работал один из котлов для Обогрева и просушки обмазанных теплоизоляционной мастикой нагревающихся частей машин и паропроводов. На корабле шли работы по размещению артиллерийского вооружения, заканчивалась установка зонтов над сходными люками верхней палубы, прокладывались кабели электрического освещения. Были доставлены и уложены в канатные ящики якорные канаты (цепи), приняты и раскреплены становые и запасной якоря системы Холла.

Кстати, о якорях. Первоначально, согласно спецификации, на всех трех крейсерах предусматривались адмиралтейские якоря с деревянными штоками каждый массой около 4,64 т. Однако позднее, в 1898 г., было решено заменить их более удобными и современными якорями Холла примерно той же массы. К моменту поставки якорей Холла для первых двух крейсеров «Паллада» и «Диана» на Адмиралтейских Ижорских заводах, только начавших осваивать их производство, готовых якорей не оказалось. Поэтому «Палладу» и «Диану» решили вооружить якорями системы Мартина. К 1902 г. Ижорские заводы уже освоили производство якорей системы Холла, поэтому крейсер «Аврора» стал единственным из трех крейсеров, оснащенным якорями в соответствии с проектом, и первым кораблем отечественной постройки, снабженным якорями Холла.

К середине июля были завершены работы по установке компасов и механических телеграфов для связи мостика с машинным отделением. Не были смонтированы только щиты подводных минных аппаратов (для этого требовалось докование), приборы беспроволочного телеграфа и рефрижераторная машина, поставка которых задерживалась.

Крейсер «Аврора» на Кронштадтском рейде в 1902 г.

В воскресенье, 28 июля 1902 г., крейсер 1 ранга «Аврора» отошел от достроечной стенки Нового Адмиралтейства. Первая запись в вахтенном журнале гласит: «10 часов 20 минут. Снялись со швартовов и на буксире десяти паровых барказов и, действуя судовыми машинами, пошли в Кронштадт» 77.

Глава 4
УСТРОЙСТВО И ВООРУЖЕНИЕ «АВРОРЫ»

Построенный крейсер 1 ранга «Аврора» характеризовался следующими основными техническими решениями по корпусу, устройствам и вооружению.

АРХИТЕКТУРА

Стальной корпус крейсера состоял из набора, стальной обшивки, настила второго дна и имел три палубы — верхнюю, батарейную и броневую (карапасную), а также полубак и две платформы в оконечностях — носовую и кормовую.

Важнейшая продольная связь корпуса — вертикальный внутренний киль высотой 991 мм непрерывен на всем протяжении от форштевня до ахтерштевня. Он был приклепан к килевому поясу наружной обшивки, т. е. к горизонтальному килю, составленному из двух листов переменной толщины: от миделя к оконечностям толщина наружного слоя увеличивалась с 14 до 16 мм, а внутреннего — уменьшалась с 13 до 10 мм 78.

В пределах двойного дна, простирающегося от 22 до 98-го шпангоута, было установлено по три боковых стрингера на каждый борт. Вторые от киля стрингеры, на которые опирались главные продольные переборки, были сделаны водонепроницаемыми. Впереди и позади второго дна стрингеры составлены из интеркостелей — отдельных листов толщиной 8 мм, заведенных между шпангоутами. Стрингеры, как и вертикальный киль, составлены из стальных листов длиной от 6096 до 7315 мм, соединенных между собой по стыкам с помощью планок, приклепанных с обеих сторон листов.

Сто тридцать пять шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга (через каждые 914 мм), были составные: от верхней палубы до броневой они выполнялись из стали зетового профиля, ниже броневой палубы — из угольников и полос, переходящих в бракетные или сплошные флоры.

Наружная стальная обшивка из листов длиной 6401 мм и толщиной от 11 до 16 мм крепилась к набору внакрой двумя рядами заклепок. В средней части корпуса (в районе машинных и котельных отделений) на длине около 30 м заклепки располагались в три ряда. Толщина наружной обшивки к оконечностям уменьшалась от 18 до 10 мм. Для снижения качки вдоль корпуса корабля на длине 39,2 м устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9 мм.

В целях снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов, общим количеством 19600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.

Деревянное покрытие с медными листами, а также бронзовые болты и бронзовые штевни применены для того, чтобы «...гарантировать чистоту медной подводной обшивки и расположить ее с наименьшим риском соприкосновения с железом, дабы не было гальванического действия, если вода проникнет сквозь деревянную обшивку». Высокая стоимость меди «...с избытком вознаграждается на действительной службе экономией топлива и сохранением скорости» 79.

Главные продольные переборки простирались на длину котельных отделений и изготовлялись из листов стали переменной по высоте толщины: от 10 мм в нижних до 8 мм в верхних рядах. Стыки листов со стороны котельных отделений были прочеканены. Продольные переборки нигде не пересекались поперечными, которые по высоте имели также переменную толщину. Нижний (из листов толщиной 10 мм) и верхний (из листов толщиной 8 мм) пояса имели тавровые стойки для скрепления листов между собой по пазам.

Толщина палуб уменьшалась к оконечностям до 6 мм соответственно уменьшению изгибающих моментов. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76 мм. В местах установки артиллерийских орудий, кнехтов и битенгов применялись дубовые доски толщиной 89 мм. Батарейная и жилая (броневая) палубы покрыты линолеумом, а в районе шпилей положен тиковый настил толщиной 114 мм. Такой же настил на полубаке имел толщину 64 мм.

Непотопляемость крейсера обеспечивалась делением его корпуса водонепроницаемыми переборками, простирающимися от днища до батарейной палубы, на четыре главных отсека: носовой (1—35-й шпангоуты), котельный (37—75-й шпангоуты), машинный (75—98-й шпангоуты) и кормовой (98—128-й шпангоуты). Ниже броневой палубы корабль имел 13 водонепроницаемых переборок, делящих корпус на 14 отделений. Кроме двойного дна, разделенного на 15 отделений, крейсер имел 12 отделений двойных бортов (по 6 с каждой стороны), коффердамы и «клиновые» отсеки.

Крейсер имел две мачты, изготовленные Петербургским Металлическим заводом из стальных листов толщиной 8 мм. Шпоры (основания) мачт крепились к броневой палубе. Высота мачт от шпора до топа 23,8 м у фок-мачты и 21,6 м у грот-мачты; высота от верхней палубы до топа 18,2 м у фок-мачты и 17,0 м у грот-мачты. Обе мачты имели цилиндрическое сечение внутренним диаметром 762 мм. Продолжением стальных мачт служили деревянные фок- и грот-стеньги, каждая высотой порядка 10 м.

Продольный разрез крейсера «Аврора», 1903 г.

БРОНИРОВАНИЕ

Основной защитой корабля служила сплошная броневая (карапасная) палуба, выложенная из броневых плит толщиной 38 мм в горизонтальной части, а на скосах постепенно утолщавшаяся от 50,8 до 63,5 мм к бортам и оконечностям. Броневая палуба защищала все жизненно важные части корабля: машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов. Она проходила на высоте 7 м от основной линии, приподнимаясь до 7,5 м над машинными отделениями; скосы ее опускались на 1,35 м ниже ватерлинии у бортов и на 3 м в носовой части, в районе таранного отсека. Кроме карапасной палубы защитой машинных и котельных отделений служили бортовые угольные ямы и коффердамы. Люки машинных отделений снабжены броневыми крышками толщиной 25,4 мм; 38-мм вертикальной броней защищены кожухи котельных отделений. Для защиты вентиляторных шахт этих отделений от крупных осколков служили броневые колосники.

Боевая рубка, в которой были сосредоточены все средства управления кораблем и его оружием в бою, защищалась вертикальной 152-мм броневой рубашкой, 51-мм крышей из маломагнитной стали и 152-мм «задней защитой» — экраном, прикрывающим ее с кормовых курсовых углов. Кроме того, 16-мм стальной «кормовой защитой» прикрывались от осколков и продольного артиллерийского огня неприятеля и от волны с кормовых курсовых углов орудия и прислуга кормовой группы на верхней палубе.

Вертикальной 38-мм броней были прикрыты от карапасной палубы до места выгрузки боезапаса и снарядные элеваторы. Труба, в которой были проложены кабельные трассы приборов центрального боевого поста, от боевой рубки до броневой палубы была выполнена из брони толщиной 89 мм. 38-мм броней были защищены и приводы управления в тех местах, где они проходили вне броневой палубы.

МАШИНЫ, ВИНТЫ И РУЛЬ

Крейсер имел три паровые машины тройного расширения. Суммарная мощность при рабочем давлении пара в машинах 12,9 атм и в котлах 17,2 атм равнялась 11610 л. с. Каждая из трех машин развивала мощность по 3870 л. с. при частоте вращения вала 135 об/мин. Машины имели по три цилиндра — высокого (12,9 атм), среднего (5,5 атм) и низкого (2,2 атм) давления с диаметрами 800, 1273 и 1900 мм соответственно. Поршневые штоки из кованой стали имели диаметр 165 мм. Длина хода поршня 870 мм. Вертикальное движение поршней преобразовывалось во вращательное движение коленчатого вала с помощью шатунов из кованой стали длиной между центрами 173 мм.

Сечение по мидель-шпангоуту: слева вид в нос справа — в корму;

Главная паровая машина крейсера «Аврора»: а — вид сбоку; б — вид сверху.

Все валы для машин были выкованы из стали и обработаны на заводах Франции и доставлены готовыми к установке. Наружный диаметр шеек каждого коленчатого вала, состоявшего из двух частей, был 330 мм, а внутренний — 165 мм. Упорный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним 159 мм имел 11 упорных колец (дисков, выкованных вместе с валом) с общей полезной упорной поверхностью 0,9 м2; упорные подшипники открытые, с подковообразными скобами из литой стали, залиты белым металлом (баббитом). Наружный диаметр дейдвудного вала 330 мм, внутренний — 165 мм. Между упорным и дейдвудным валами бортовых машин дополнительно установлен промежуточный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним — 159 мм.

Крейсер был оснащен тремя трехлопастными винтами из пушечного металла, близкого по составу морской бронзе, каждый диаметром 4090 мм. Лопасти крепились к ступицам болтами из кованой латуни, что позволяло изменять шаг винта. Правый и средний винты были левого вращения, левый винт — правого вращения. Руль обыкновенный, с литой бронзовой рамой, обшитой тиковым деревом и обитой листами красной меди. Площадь руля порядка 16 м2. Отношение площади пера руля к площади погруженной части корпуса примерно 0,02.

Каждая машина имела двухцилиндровые паровые валоповоротные механизмы, а также ручные приводы. Кроме того, каждая машина имела главный холодильник с охлаждающей поверхностью 629,6 м2. Общая охлаждающая поверхность трех холодильников составляла 1887,5 м2. Пар охлаждался на внешних поверхностях латунных трубок холодильника длиной 3660 мм наружным диаметром 19 мм. Один холодильник имел 2884 трубки. Прокачку забортной воды через главный холодильник производили циркуляционные помпы, размещавшиеся в каждом машинном отделении, с приводом от двухцилиндровых паровых машин. Для откачки конденсата водяной и паровоздушной смеси из паровых полостей холодильника каждая машина была снабжена одним воздушным (мокровоздушным) насосом.

Для конденсации пара от вспомогательных механизмов корабля предназначался вспомогательный холодильник с охлаждающей поверхностью 377,6 м2, снабженный собственной циркуляционной помпой. Свежий пар в каждую из машин подавался через детандер (понижающий редуктор).

Главный паропровод машин имел диаметр 279 мм, питательный — 102 мм, продувательный — 89 мм, бесшумного продувания (в холодильник) — 127 мм. Приемная забортная и отливная трубы циркуляционной помпы имели диаметр 444 мм.

Машины имели собственную систему вентиляции, в которую входили два паровых вентилятора общей производительностью 60000 м3/ч.

КОТЛЫ

Для снабжения паром главных машин и вспомогательных механизмов (вспомогательный котел не предусматривался) на корабле было установлено 24 котла Бельвиля модели 1894 г. Котлы делились на три группы: носовую, кормовую и среднюю, расположенные в соответствующих отделениях. В носовом и кормовом отделениях было установлено по восемь котлов, каждый из которых имел восемь элементов; в среднем отделении — шесть котлов, имеющих по девять элементов и два котла — по восемь элементов. Основные характеристики котлов:

Число водогрейных трубок в элементе, шт
Число рядов трубок
Наружный диаметр трубок, мм
Общее число трубок, шт
Длина элемента, мм
Общая площадь колосниковых решеток, м2
Общая поверхность нагрева, м2
Отношение поверхности нагрева к площади колосниковых решеток
Рабочее давление пара в котлах, атм 17,2

Питание котлов обеспечивали 12 паровых насосов (донки) системы Бельвиля производительностью 17 м3/ч, которые устанавливались по четыре в каждом котельном отделении (по две донки на борт). Каждая группа котлов имела по две воздуходувных машины Тириона с паровым приводом. Общая производительность шести насосов составляла 3000 м3/ч. Для подачи воздуха в котельное отделение служили 12 паровых вентиляторов общей производительностью в 360000 м3/ч.

Каждое из трех котельных отделений имело свою дымовую трубу общим сечением отверстий 17,4 м2. Высота труб от колосниковых решеток 27,4 м. Котельные отделения были оборудованы вдувной принудительной вентиляцией.

На крейсере было 20 верхних и 12 нижних угольных ям общим объемом 1189,3 м3, которые могли вмещать 965 т угля (нормальный запас 912 т). Погрузка угля в угольные ямы производилась через горловины верхней палубы или бортовые угольные порты с совками. Из каждого котельного отделения на батарейную палубу выходили по две специальные шахты (по одной с каждого борта), через которые с помощью электрических лебедок удаляли шлак.



2015-11-08 1302 Обсуждений (0)
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТРОЙКИ «АВРОРЫ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАВЕРШЕНИЕ ПОСТРОЙКИ «АВРОРЫ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)