Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Верно или неверно?



2015-11-06 1430 Обсуждений (0)
IV. Верно или неверно? 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Принцип природосообразности утверждает, что суще­
ствуют природные способности у людей.

2. Куда не влекут способности, туда ученика не толкай.

Бороться с натурой — напрасное дело.

4. Душу можно легко подправить, но вряд ли можно ее це­
ликом изменить.

5. Педагогическая теория должна быть перестроена в со­
ответствии с научными знаниями о природе человека.

V. Опирается ли на принцип природосообразности гума­
нистическая педагогика?

1-Да. 2. Нет.


 

Частично.

Требует концентрации.

В общих чертах.

VI. Гуманистическая педагогика:

Стремится изменить воспитанника.

Исходит из приоритетности знаний педагога.

3. Не стремится к изменению ныне существующей целе­
вой установки школы.

Принимает воспитанника таким, каким он есть.

5. Не требует от учителя переориентации внутренних ус­
тановок.

Инновационные учебные заведения V

Название инновационных получили учебные заведения, на-ч.шшие внедрять нововведения или их элементы. Свою при­ме рженность к инновационному процессу задекларировали ру-мшодители почти всех учебных заведений страны. Предстоит мынснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по су­ществу содержание и направленность инновационных преобра-ншаний.

Для формирования критерия инновационности учебного за-псдения вспомним, что

• нововведения могут не только улучшать течение и резуль­
таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;

• объявить об инновации совсем не означает получить по-
пожительный эффект;

• инновации осуществляются не ради инноваций, а для
улучшения эффективности обучения и воспитания;

• ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара­
метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре­
менно ухудшая другой, — нужны ли они?

• только инновации по существу, а не по названию или
форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа­
гогического труда.

Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше су­щественных признаков нововведений формируется вполне оп­ределенный критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:


Назначение

Принципы Идеологически трансформирован- I Научные, объективные ные Характер Воспроизводящий, нетворческий | Творческий, продуктивный Цель Усвоение предметно-дисципли- | Развитие личности. Предупреж-
Содержание

1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин­
ципе природосообразности и подчиненных ему принципах
классической педагогики;

2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес­
ком направлении;

3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к
перегрузкам школьников и педагогов;

4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес­
са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а
за счет использования нераскрытых и незадействованных воз­
можностей системы;

5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв­
ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и
медиасистем.

Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспе­чить возможность сравнения школ с различными возможностя­ми: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду ин­новационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внут­ренних резервов, т. е. действительных инноваций.

Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастно­сти подчеркнем крайние проявления.


Передача знаний, попутное воспи­тание, ознакомление с существую­щей культурой, освоение социаль­ного опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения

Преимущественно государственно ориентированные

нарных знаний

Разрозненные предметы со слабо­выраженными межпредметными связями


Вид


Содействие самореализации и са­моутверждению личности, фор­мирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование пер­спективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностны­ми требованиями

Личностно и общественно ориен­тированные

дение тупиков развития

Ценности (отношения, убежде­ния, мотивы деятельности). Ин­тегрированные курсы


 


Преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода

Неинновационные


Учебные заведения


Инновационные


Учебный процесс

Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, дейст­вия по образцу


 


Определение

Устаревшая, трудоемкая, ная и малоэффективная

Учебные заведения годами и деся­тилетиями не практикующие но­вовведений, кроме тех, что насаж­даются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функциони­руют преимущественно по инер­ции. Безликие. Единообразные


Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной ини­циативе для удовлетворения расту­щих потребностей учащихся и учи­телей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом но­вых идей и достижений педагоги­ки. Имеющие собственное лицо


Технология

медлен-

Новая, ориентированная на об­легчение ученического и педаго­гического труда

Управление

Учащийся — объект управления

Учащийся — субъект деятельно­сти. Объект управления — це­лостная педагогическая ситуация Поддержка личной инициативы обучаемых


 




Стиль

Авторитарно-репрессивный

| Демократический, поощряющий

Организация

Традиционная, тяготеющая к ад­министрированию и подавлению

Основанная на знании и учете закономерностей жизни расту­щей и развивающейся личности

Учащийся

Объект воздействия. Цели деятель- I Источник собственного разви-
ности задаются учителями | тия. Субъект деятельности

Учитель

Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор

Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информацион­но-контролирующая. Закрытый для учащихся

Контроль

Внешний, операционный

| Внутренний, целостный

Последствия

Отчуждение от учебных ценно­стей, школы, учителей. Враждеб­ность, соперничество

Любовь к школе, желание учить­ся, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонима­ние, уверенность

Результаты

Безынициативная, «нафарширо­ванная» отрывками знаний, мало­активная, малоприспособленная к жизни личность

Активная, инициативная, разви­тая, раскрепощенная, доверяю­щая себе, уверенная в собствен­ной правоте, жизнеспособная личность

Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основ­ные отличия инновационных учебных заведений от неиннова­ционных, но еще важнее понять, что нововведения, измене­ния, замена старого новым на нынешнем этапе развития шко­лы и педагогики являются призывом к совершенствованию пе­дагогической системы, приближению ее возможностей ко все­возрастающим запросам личности и общества.



2015-11-06 1430 Обсуждений (0)
IV. Верно или неверно? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Верно или неверно?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)