Сущность процесса обучения
I Мы уже знаем, что понятие «обучение» определяет явле- ние, а понятия «учебный процесс», «процесс обучения» связаны с развитием обучения во времени и пространстве и означают последовательность (систему) его актов. Напомним также, что латинское слово «ргосеззиз» означает «движение вперед». Возникает вопрос: когда понятия «обучение» и «процесс обучения» можно употреблять как тождественные, а когда их нужно различать, подчеркивая, о чем именно идет речь? Если вам трудно ответить, то необходимо вернуться к материалу о сущности педагогических категорий (ч. 1 «Общие основы»). Подсказку получите на странице блока коррекции (БК). Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс). Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учи- п'ия по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся. Но зачем же необходимо постоянно уточнять определения? I ак ли они важны для практической деятельности? Эти вопро-с|.| постоянно возникают не только у студентов, но и у учите-исй. Отвечать на них нужно так — постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Опреде-иим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, — шачит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, — значит, учитель должен обращать главное мпимание на деятельность, искать пути и способы ее совершен-1 шования и т. д. Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная дея-юльность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и иоспитанием учащихся. Дидактика (от греч. (Шакиков — поучающий и сИёазко — шучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это сло-но появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Рат-ке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения исех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.
Деятельность педагога 1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 2. Ознакомление обучаемых с но 3. Управление процессом осозна 4. Управление процессом познания 5. Управление процессом перехода 6. Организация эвристической и 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (901)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |