Экспертиза учебных заведений
Убеждать никого не нужно — лишь в органической взаимосвязи педагога со школой, а школы с педагогом можно понять, чего стоят обе стороны. Категория педагога находится в неразрывной связи с категорией учебного заведения, в каком он трудится. При аттестации педагогов, как шило из мешка, вылезла ее индивидуалистическая направленность: в нынешнем виде она вынуждает учителя беспокоиться прежде всего о собственном имидже, почти полностью игнорирует коллективистский характер учительского труда. Конечно, на темном небе блеск ярких звезд замет- нее, но без своих притуманенных соседей пробить мрак не смогут даже звезды первой величины. Педагоги высшей квалификации весят много, но продукт педагогического труда — это всегда результат коллективных усилий. И если достижения отдельных мастеров нивелируются неумелыми параллельными действиями менее опытных, а может, и недобросовестных коллег, высоких общих успехов достигнуть не удастся. Категория учителя должна проектироваться на категорию учебного заведения и наоборот. Недопустимо, чтобы слабый учитель имел более высокую категорию (и зарплату) в учебно-воспитательном заведении низшего уровня, чем его более опытный коллега в другом коллективе. Разрабатывая критерии оценки категорийности учебно-воспитательных заведений, исследователям пришлось изучить множество мнений. Для педагогов старшего поколения это «видимые» показатели: уровень дисциплинированности учащихся, количество и оборудование кабинетов, интерьер школы, состояние пришкольного участка, качество обучения, наличие музея, комнаты актива и т. д. Почти не упоминались такие параметры, как квалификация педагогов, текучесть кадров, количество книг в библиотеке, их читаемость, читательские запросы обучаемых, уровень демократизации школьной жизни, моральный климат в коллективе, отношения учителей с родителями, отношение учащихся к школе, внедрение новых технологий, дальнейшая судьба выпускников школы, ряд других показателей, характеризующих «дом радости». Для определения категории учебного заведения разработана компьютерная экспертная система «Категория». Более 60 характеристик требуется ввести в систему, прежде чем она выдаст итоговый результат. Главный принцип — параметры берутся не в абсолютном значении, а рассчитываются на одного учащегося или педагога. За абсолютными цифрами можно многое спрятать, конкретный ответ — что имеет конкретный педагог или учащийся — весит значительно больше. На первый взгляд мало кому придет в голову отдать преимущество небольшой сельской школе перед городской новостройкой. Но уже первые сравнения по площади учебного заведения, приходящейся на одного учащегося, показыва-
ют, что сельская школа предлагает лучшие условия и тендует по этому показателю на более высокую категории Выделено шесть категорий учебно-воспитательных за| дений: первая — наивысшая, вторая — высшая, третья) высокая, четвертая — выше средней, пятая — средняя^ шестая — ниже средней. Нет и не может быть заведений низкой категории. Экспертная система определяет категорию по каждому критерию. Школа может занимать ведущие места по одним показателям и безнадежно отставать по другим. Общий итог выводится путем усреднения конкретных показателей. Поскольку они уже нормированы (т. е. сведены к расчетам на одного учащегося и учителя), то отпадает необходимость выделять веса отдельных критериев. В заключение ЭВМ распечатывает «паспорт школы», в котором выделено 20 важнейших параметров, определен, уровень каждого из них. Пусть этот паспорт напоминает педагогам, родителям, учащимся о проблемах, которые следу- ч ет решать прежде всего, стремясь к повышению категории. XI. Почему в моделях аттестации не учитывается такой 1. Это проверяется на экзаменах. 2. Потому что теоретические знания педагогики и психоло 3. Потому, что эта подготовка «оседает» в результатах и 4. Потому, что ее нельзя определить. 5. Потому, что она не имеет значения. XII. Для чего производится экспертиза учебных заведе 1. Чтобы привести зарплату педагогов в соответствие с 2. Для снижения экономических затрат. 3. Чтобы поднять престиж образования. 4. Чтобы поставить в зависимость квалификацию педагога 5. Для стимулирования педагогов и повышения общих ре ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест I Что означает понятие «профессиональная педагогическая де -' Перечислите функции учителя. < Какая функция педагога является главной ? I Как связаны функции учителя с этапами разработки педаго 1 Что означают требования к учителю? (> Какова структура педагогических способностей ? ! Какие способности относятся к главным ? v Что означает понятие «педагогическое мастерство» ? '> Раскройте особенности педагогического общения. 10 Можно ли научиться мастерству? 11 Какова формула профессионального потенциала педагога? /.' Какие компоненты входят в систему профессионального потенциала педагога? I' Раскройте сущность понятия «идеальный педагог». II Что такое мастерство учителя как система? IV Какова структура педагогического мастерства? /с> Какие качества педагога занимают первые места по оценкам учащихся? 17. Что изучает педагогическая квалиметрия? /Л'. По какому принципу проводится аттестация учителей за рубежом ? 19. Проанализируйте двухзвенную модель квалификации. 20. Дайте оценку шестизвенной модели аттестации.
1Ц1 Литература для самообразования Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.—М., 1988. Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный процесс. — М., 1989. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности.— М., 1991. Эверт Н.А., Сосновский А.И., Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. — М., 1991. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М., 1997. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. — М., 1986. Азаров ЮЛ. Искусство воспитания. — М., 1985. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя, — М., 1989. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. — Киев, 1998. Часть ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 10 И. П. Подласый, кн. 1 I ТЕМА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
и^-- Сущность процесса обучения Дидактические системы и модели обучения Цели обучения Содержание учебного процесса ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ Минимально необходимое время (в минутах)
Трудность (в условных единицах от 1.00) 0,80
10* Время (в минутах), необходимое для полно
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |