Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос Культурные преобразования в Казахстане в 20–30-е гг. XX в




В области культуры главной задачей ставилось воспитание нового общества, необходимого для нового государственного и партийного аппарата, также отход от традиционного образа жизни и воспитание атеизма.

26 декабря 1919г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. 27 августа 1930- введено всеобщее обязательное начальное образование. Созданы первые учебники на казахском языке, их авторами стали Аймаутов, Байтурсынов, Сейфулин, Букейханов, Дулатов, Сатпаев. Серьезный урон был нанесен языку при переводе казахского алфавита в 1928г. с арабской графики на латинскую. Открывались школы, педагогические техникумы, 1928г. открыт Казгу им. Абая, 1930г.- Казахский сельскохозяйственный институт,

В 1926г. первый национальный каз. Театр, первая пьеса «Енлик-Кебек», в 1934г. –театр оперы и балета имени Абая. Первая Казахская Опера Брусиловского-«Айман-Шолпан» . 1934г. появился оркестр имени Курмангазы. 1936г филармония имени Курмангазы. В 1934г. была впервые в Казахстане открыта первая студия художественных фильмов. В 1938г. был снят Ленфильмом первый казахский звуковой фильм- Амангельды. Затаевич собрал сборник «1000 песен казахского народа», «500 песен и кюев казахского народа». К 1940 году ликвидация неграмотности трудоспособного населения среди казахов в основном была завершена. Но были и отрицательные стороны в развитии образования и культуры, начались преследования видных государственных и общественных деятелей Казахстана под лозунгом национал-уклонизма и групповой борьбы. В 1928г. бывших деятелей «Алаш орды объявили буржуазными националистами». В Казахстане были созданы лагеря: Дальний, Степной, КарЛаг(1930г.), Алжир, куда отправляли репрессированных. Наиболее знаменательными событиями стали- перенос столицы Казахстана в 1929г. из Кзыл-Орды, в Алмату и преобразование КАССР в Казахскую Советскую Социалистическую Республику.

Билет. (15,40,65)

15 вопрос Ахмет Ясави. Аль-Фараби.

Ахмет Ясави, средневековье. Глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Дата смерти 1166. Наставник жителей Туркестана – титул. Родился в Сайраме. Наставник – Арыстан Баб. Широкая известность Ясави на территории Мафераннахра, поволожья, Анатолии, Азербайджана. Основал тюркское мусульманское браство йасавийа. Знаток исламских наук, арабской и персидской литературы. Произведение «Диван-и-хикмет» - книга мудрости написано на кыпчакском диалекте тюркского языка. Предположительно дальний потомок пророка Мухаммеда. Соединил религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов, тенгриано-шаманистскими представлениями. В честь него построен мавзолей в Туркестане по указу эмира Тимура.



Аль-фараби. знаменитый персидский философ и один из крупнейших представителей восточной философии. Cчитается, что Фараби родился в местности Фараб, Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. приступил к изучению различных отраслей науки и языков. медицину, логику и греческий язык. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. Существуют две версии смерти Фараби. Согласно первой версии, он умер естественной смертью в Дамаске, согласно второй — убит грабителями при поездке в Аскалан Идеи Фараби о бытии близки идеям аристотелизма и неоплатонизма. Согласно его учению, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия. Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья») Большая книга музыки.

40 вопросЧ. Ч. Валиханов и его научное наследие

Родился в крепости Кушмурун, обучался в частной школе, окончил Сибирский кадетский корпус в городе Омск, где изучал не только армейские дисциплины, но и другие гуманитарные и точны науки. Вышел в звании корнета армейской кавалерии.

- в 1855 г. принимал участие в экспедиции от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. В этот период он собрал огромные материалы по истории, фольклору, обычаям казахского народа.

- Ему принадлежит знаменитое произведение «Манас» - киргизский эпос – огромный вклад в изучение устного народного творчества.

- Член Русского географического общества

- 1858-1859 гг. путешествие в Кашгар. Здесь им был собран исторический и этнографический материал. Обнаружил исторические источники, например «Тарих-и Рашиди», «Жизнеописание султана Сатук Богра-хана» и т.д.

- работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, а также в Азиатском департаменте.

-ему принадлежат богатые труды, которые являются научным наследием.

Его труды: «Аблай», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе»,»О мусульманстве в степи».

- везде, где ему посчастливилось побывать, он всегда записывал, делал какие-то зарисовки, был человеком любознательным.

- научный вклад по истории, этнографии, литературе, социальному и экономическому развитию.

- работал с такими понятиями, как этногенез, социальная структура, национально-освободительная борьба, роль ислама.

Был знаком с Достоевским, Григорьевым, Бекетовым, Васильевым.

65 вопросКазахстан - арсенал фронта в годы Великой Отечественной войны

Во время ВОВ СССР потерял много территорий, поэтому здесь огромную роль сыграли природные запасы Казахстана. Война потребовала увеличения выпуска продукции черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, редких металлов. Началась перестройка экономики на военный лад. Т.е. во время ВОВ в Казахстане появляется лёгкая промышленность. Также Казахстан принимает предприятия (эвакуация предприятий в тыл). Это были 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, в основном из Украины, Белоруссии, Молдавии, Москвы, Ленинграда. Основными районами размещения перебазированных предприятий были Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск. Караганда, Актюбинск. Всего в 1941-1945 годах в Казахстане было построено 460 предприятий, включая и эвакуированные. Сельские труженики Казахстана не только давали фронту хлеб, мясо, сырье, сохранив и увеличив посевные площади и поголовье скота, но и спасли эвакуированный скот из прифронтовой полосы. Также сюда эвакуировали и людей – тех, кто был нужен стране. Но основной массой эвакуированных являлись творческие люди (для поднятия духа людей). Образована ЦОКС (киностудия), которая в то время выпустила много фильмов. Также это были историки (для преподавания в ВУЗах). Народ отдавал деньги на оружие, на боеприпасы. Хаджи Мукан Монакпасов – цирковой борец, пожертвовал деньгами, на которые построил самолет.

Билет. (16,41,66)

16 вопрос Юсуф Баласагуни. Махмуд Кашгари.

Юсуф. Родился в Баласагуне в 1015016 г. Хорошее образование, знатная семья. Был министром при правителе восточной части гос-ва Караханидов. Поэма Кутадгу билик (наука быть счастливым) – философский трактат о мировоззренческих проблемах и месте человека в обществе и природе. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар.

Махмуд Кашгари. Автор сочинений о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен. Даты жизни и смерти – 1029-1101. Из высшей караханидской знати. Образование в Кашгаре и Бухаре. Книга Диван лугат ат-тюрк – словарь тюркских наречий. В ней представлены основные жанры тюркоязычного фольклора. Единственный источник информации о жизни тюрков в средние века.

 

41 вопросИ. Алтынсарин и его роль в развитии образования в Казахстане

Алтынсарин (1841 – 1889) - казахский просветитель, педагог и общественный деятель.

-воспитывался у деда, учился в казахской школе при Пограничной комиссии.

- является создателем первых начальных и средних учебных заведений. Были открыты женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища.

- занимался этнографией, педагогикой, фольклористикой.

- ему принадлежит труд «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».

-публиковал статьи по этнографии.

- прогресс видел только в просвещении.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)