Обломов и Ольга: игра в себя
Основная часть романа строится вокруг попытки пробуждения и возрождения Обломова любовью к Ольге; попытки, содержанием которой становится борьба с самим собой, а целью - преодоление обломовщины в себе самом. Любовь является едва ли не единственной силой, "движущей" сюжет романа Гончарова. Она же более чем что-либо иное высвечивает черты обломовщины в герое. Свет Ольги ("святой, светлой") выявил и те черты внутреннего облика Обломова, мимо которых читатель мог бы при иных обстоятельствах пройти, не заметив в герое "голубиной нежности", "честного, верного сердца". Но не только эти черты. Обломов, воспитанный на сказках няни, имел довольно чёткое представление об идеале женщины («Не надо ни луны, ни грусти. Она не должна внезапно бледнеть, падать в обморок, испытывать потрясающие взрывы»). Как видно, Ольга меньше всего похожа на обещанную нянькой в жены Илье Ильичу "неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну", которая, как известно из старинной народной сказки, была не женой, а матерью богатыря Бовы Королевича. Обломов считал любовь своеобразной "обломовской утопией", мечтал буквально скрыться в ней, как в "благословенной Обломовке". Отнюдь не случайно в мечтах, как пишет Гончаров, Илья Ильич представляет себя гуляющим с Ольгой по саду именно в Обломовке. Мифическая Милитриса Кирбитьевна воплощает идеал жены-матери, Ольга - жены-подруги, равной; для первой можно оставаться окружаемым повседневной заботой любимым ребенком, рядом с другой необходимо непрерывно трудиться, самосовершенствоваться, расти; первая обещает желанный покой, вторая требует беспрерывного движения. "Господи! - восклицал Обломов.- Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?.. И что это за жизнь, все волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?". Поэтому строки в письме Обломова к Ольге: "Мне к лицу покой, хотя и скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь", - отражают не слабость героя, а его честность, умение открыто смотреть правде в глаза. Впрочем, не только «обломовщина» стала причиной любовного конфликта. Если проследить по тексту за развитием отношений между этими персонажами, становится очевидно, что Ольга порой вела себя с Обломовым, как кошка с мышкой: играла, манипулировала, периодически напоминала ему с укором о его прежнем образе жизни тогда, когда он и думать забыл о диване и халате. На его искренние порывы она отвечала с разумным спокойствием. Все это обескураживало Илью, он переставал верить в то, что Ольга его любит. Логичным итогом становится внутреннее разочарование Обломова в самом себе и в этой любви. И он вновь теряет стимул двигаться и развиваться. Путеводная звезда гаснет – и он погружается в привычную жизнь. Любила ли Ольга Обломова? Возможно она любила того Обломова, которого надеялась «вылепить». Только парадокс в том, что стань Обломов таким, она и в этом случае любила бы не Илью, а себя в Обломове. А факт того, что после Ольга стыдилась своей связи с Обломовым и боялась признаться в этом Штольцу, еще более убедительно доказывает, что любви, какой женщина любит мужчину, у Ольги к Обломову не было. Это была своеобразная игра – «игра в себя». Вероятно, Ольге очень нравилось то, как Обломов относится к ней («нежен, нежен, нежен…»), и именно этого ей впоследствии не хватало в Штольце. Союз Ольги и Штольца можно назвать рациональным. Он «правильный», но в нем недостает души, душевности, чистоты, искренности и нежности.
Образ Пшеницыной После «быстрого» прочтения у многих читателей остаётся ощущение, что союз Обломова и Пшеницыной – символ окончательной гибели Ильи, погружение в «обломовщину». Однако эти выводы, мягко говоря, несправедливы. Пшеницына Агафья Матвеевна – единственный человек в романе, который обрёл смысл жизни: после смерти Обломова она поняла, что «знала, зачем она жила и что жила не напрасно». До появления в ее жизни Ильи Ильича Агафья Матвеевна не задумывалась ни о чем. Ее стихия – быт, хозяйство, и в этом она достигла совершенства. При первом появлении в романе (визит Обломова на Выборгскую сторону с целью отказаться от квартиры) она предстает перед нами как женщина недалёкая, необразованная, туповатая («Нету братца-то», - неустанно повторяет она в ответ на любые вопросы Обломова). Однако постепенно, с обоснованием Обломова в ее доме, в натуре Пшеницыной происходят важные перемены. В ней пробуждаются тревоги, проблески размышлений, наконец, любовь. Ее героиня проявляет по-своему, заботясь об одежде и столе для Обломова, молясь о его здоровье, по ночам ухаживая за героем во время его болезни. «Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича…Она стала жить по-своему полно и разнообразно». Пшеницына является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Ради него она готова на все: заложить драгоценности, занять денег у родни покойного мужа. Она деятельна, активна – это ее главное отличие от обитателей Обломовки, позволяющее сделать вывод о том, что она отнюдь не типичная жертва «обломовщины». О вере героини В. И. Мельник пишет: «При всей приземленности внешней, образ Агафьи Матвеевны весь окутан атмосферой евангельской любви». Своей любовью героиня возвышает героя, он для нее «сияет, блещет», «как будто требует покорности себе». В отношениях с Агафьей Матвеевной Обломов чувствует себя состоятельным, он мужчина, хозяин положения. Пшеницына отличается невероятной силой и самоотверженностью в своей любви к Илье: понимая отличие их сына Андрюши от остальных своих детей, Агафья Матвеевна после смерти Обломова безропотно отдает его на воспитание Штольцу, хотя и бесконечно любит мальчика. В финале романа с новой силой проявляется бескорыстие Пшеницыной: ей не нужны отчеты из имения Обломова и доходы от него. Свет жизни Агафьи Матвеевны угас вместе с жизнью Обломова.
Образ Захара Характерные черты обломовщины воплощены художником не только в образе Обломова, но и в фигуре Захара. Несмотря на то, что Обломов — барин, а Захар — его крепостной слуга, они сродни друг другу. Оба они, барин и раб, выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками, испытывали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». Через Захара реализуется идея двойничества в романе. Захар – двойник Обломова, только в более примитивном обличье. И печать «обломовщины» на Захаре лежит более отчетливо, нежели на самом Обломове. Гончаров стремился показать, что тлетворное влияние крепостного права сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на духовном облике и образе жизни других слоев общества. В своих произведениях (более всего в «Обрыве») он осудил, например, «аристократическую обломовщину» — уродливые обломовские нравы высших аристократических кругов. Заражала обломовщина косностью, апатией, ленью, нравственным рабством и слуг — людей крепостной дворни («люди холопского звания» - так назвал таких слуг Некрасов). Сопоставляя фигуры Обломова и Захара, романист проводит мысль, что судьбы - этих людей неразрывны, жизнь одного из них невозможна и немыслима без другого. «Старинная связь, — говорится в романе, — была неистребима между ними». Понятие о своем праве владеть и распоряжаться Захаром, как своей собственностью, как вещью, так же неистребимо в Обломове, как неистребимо и в Захаре его нравственное рабство. Хотя Захар и злится на барина за вечные упреки в лени и нерадивости, ворчит на его капризы, но про себя все это он «уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права». Без этих капризов и упреков он не чувствовал бы над собой барина. У Захара была тоже своя мечта, свой «романтизм». «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак.,.» Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», «отжившего величия», своей ливреи, в которой для него воплотилось все достоинство старого дома Обломовых. Если бы не эти воспоминания о былом, — «ничто не воскрешало молодости его». Захар, по словам Гончарова, принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству «безграничная преданность к дому Обломовых», а от другой, позднейшей, — определенные пороки. «Страстно преданный барину», Захар любит посплетничать, распустить про барина какую-нибудь «небывальщину». Однако он бы не задумался сгореть или утонуть за него, не считая это подвигом и поступая «без всяких умозрений». Несмотря на всю наружную угрюмость и дикость, Захар, как показывает художник, «был довольно мягкого и доброго сердца» - как и все обломовцы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |